Файл: И. М. Дзусова принята на заседании методического (педагогического) совета утверждаю директор ( Сапиева Л. Т. ) ( Газзаева В. Г. ) Протокол.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ

Цель и задачи программы

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса

Основные характеристики образовательной программы

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса

Ожидаемые результаты освоения программы

Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса

Подведение итогов реализации программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС «АЗБУКА ДЕНЕГ»

Содержание обучения Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Тема 1.2. Доходы семьи.

Тема 1.3. Расходы семьи.

Тема 1.4. Семейный бюджет.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Тема 2.2. Финансовые риски и их минимизация.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Тема 3.1. Налоги.

Тема 3.2. Социальные пособия.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Тема 4.1. Банки: понятие, функции, операции.

Тема 4.2. Собственный бизнес.

Тема 4.3. Валютная система мировой экономики.

Материально-техническое обеспечение программы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Практика.Работа с сайтами. Задание: найти информацию о социальных выплатах.

Формируемые компетенции:


  • Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

  • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

  • Находить информацию о социальных выплатах.


Тема 3.3. Проектная деятельность «Государство – это мы!»
Теория.Зачем нужно государство. Как устроено государство.

Практика.Итоговая работа по разделу: мини-исследование в группах «Государство это мы!».

Формируемые компетенции:


  • проектные и исследовательские умения.



Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Тема 4.1. Банки: понятие, функции, операции.


Теория.Банковская система России. Как банки делают деньги. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Практика.Экскурсия в банк.

Формируемые компетенции:


  • Приводить примеры банковских услуг.

  • Описывать условия вкладов и кредитов.

  • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

  • Объяснять, почему и как страхуются вклады.

  • Находить информацию о вкладах и кредитах.

  • Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

  • Объяснять условия кредита, приводить примеры.

  • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

  • Объяснять принцип работы пластиковой карты.





Тема 4.2. Собственный бизнес.


Теория.Бизнес. Малый бизнес. Предпринимательство. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Бизнес-план. Кредит. Реклама. Финансовые показатели бизнеса.

Практика. Диспут «Собственный бизнес или работа по найму». Мозговой штурм «Ищем бизнес-идею». Презентация «Мой старт-ап».

Формируемые компетенции:


  • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

  • Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

  • Объяснять, что такое бизнес-план.

  • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.



Тема 4.3. Валютная система мировой экономики.


Теория.Понятие валюты и обменного курса. Цена валюты. Обменный пункт. Валютный вклад. Валюта и страны.

Практика.Игра-путешествие «Валюта и страны».

Формируемые компетенции:


  • Приводить примеры валют разных стран.

  • Объяснять, что такое валютный курс.

  • Находить информацию о валютных курсах.

  • Проводить расчѐты с валютными курсами.

Итоговаядиагностика. Итоговая диагностическая игра «Семейный бюджет».
Учебно-методический комплекс программы

К каждому занятию созданы компьютерная презентация, комплект таблиц и схем, правила-подсказки (рифмованные правила, забавные иллюстрации и т.п.), яркие карточки, упражнения для интерактивной доски. Для учащихся создан комплект раздаточного материала, позволяющая не только
контролировать выполнение заданий и усвоение материала, но и отслеживать динамику, самостоятельно работать над заданиями, проверяя их по ключу.

Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

Методические материалы для педагога


  1. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки:

    1. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для среднего и старшего школьного возраста).

  2. Организационно-методические материалы:

    1. Перспективный план работы педагога на текущий год;

    2. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;

    3. Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год;

    4. Инструкции по технике безопасности

  3. Диагностический инструментарий:

    1. Диагностические материалы для проведения экспресс-опроса «Что я знаю об экономике» (входная диагностика первичных экономических представлений детей).

Учебные пособия для учащихся


1) Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся.

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Литература для педагога


  1. Антонова, Ю.В. Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные задания для детей по финансовой грамотности. /Ю.В.Антонова. - М. : Вита-Пресс, 2011. 56 с. (Финансовая грамотность каждому).

  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

  3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

  4. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

  5. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  6. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  7. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  8. Липсиц И.В.Удивительные приключения в стране Экономика.-М.: ВитаПресс, 1993.

  9. Романова Н.И. Экономическая игротека.- М.: Финансы и статистика,1993.

  10. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом


«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009.

  1. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Учебная литература, Федоров, 2009.

  2. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом

«Федоров», 2012.

  1. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009.




Интернет-ресурсы


  1. www.ereport.ru обзорная информация по мировой экономике.

  2. www.cmmarket.ru обзоры мировых товарных рынков.

  3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг информационное аналитическое агентство.

  4. www.stat.hse.ru статистический портал Высшей школы экономики.

  5. www.cefir.ru ЦЭФИР Центр экономических и финансовых исследований.

  6. www.beafnd.org Фонд Бюро экономического анализа.

  7. www.vopreco.ru журнал «Вопросы экономики».

  8. www.tpprf. ru Торгово-промышленная палата РФ.

  9. www.rts.micex.ru РТС и ММВБ Объединѐнная биржа.

  10. www.economy.gov.ru/minec/ma Министерство экономического развития РФ.

  11. www.minpromtorg.gov.ru Министерство торговли и промышленности РФ.

  12. www.fas.gov.ru Федеральная антимонопольная служба РФ.

  13. http://www.minfin.ru/ru Министерство финансов РФ.

  14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

  15. www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

  16. www.nalog.ru Федеральная налоговая служба РФ.

  17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

  18. www.worldbank.org/eca/russian Всемирный банк.

  19. www.imf.org Международный валютный фонд