Файл: Сборник разработок внеклассных мероприятий по математике для учащихся 59 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ: раньше Новый год начинался с марта
3. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского он означает «спица колеса», что это?

Ответ: радиус

1. Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате? Ответ: 90°

2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? Ответ: Архимед

3. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? Ответ: нуль

4. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь? Ответ: о биссектрисе

Итог игры.

Математическая игра "Звездный час"



Цель: воспитание интереса к математике через игровую деятельность.

Задачи:

  • Продолжить формирование интереса к математике; обобщить и систематизировать полученные знания через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует мыслительную деятельность.

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, любознательность и интерес к окружающему.

  • Развивать мышление, наблюдательность, взаимопомощь, сообразительность, чувство товарищества.

Оборудование: таблички с номерами ,карточки с заданиями

Ход проведения игры

Класс делится на 2 групп по 5-6 человек. Игра проводится в IV тура. Вопросы I и III тура обсуждаются в группах вслух. Выбирается правильная версия ответа. По истечении времени табличку с номером поднимает капитан группы.

Во II и IV турах каждый участник группы работает самостоятельно. После чего результаты работы участников группы объединяются. Отчет о работе дает тоже капитан.

На каждый вопрос I и III туров отводится 30 секунд. На подготовку ответов во II и IV турах отводится по 1 минуте.

I тур.Математические термины

  • отрезок;

  • перпендикуляр;

  • диаметр;

  • ромб;

  • биссектриса;

  • угол;

  • окружность;

  • радиус.

Предлагаемые вопросы и ответы

  1. Можно сказать, что это самая простая геометрическая фигура после точки, прямой, луча и отрезка. 
    (Ответ. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это угол. Правильный ответ – 6)

  2. Термин, который происходит от латинского “делящий пополам”. 
    (Ответ. “диа” – два, “метрио” - измеряю – это диаметр. Правильный ответ – 3)

  3. Она рассекает надвое. 
    (Ответ. От латинского “бис” и “сектио” - рассечение. Это биссектриса. Правильный ответ - 5)

  4. По другому можно сказать маятник или отвес. 
    (Ответ. Маятник и отвес всегда расположены перпендикулярно поверхности Земли. Это перпендикуляр. Правильный ответ – 2)

  5. Название этой фигуры происходит от греческого слова, обозначавшего детскую игрушку – волчок, юлу. 
    (Ответ. На волчок становится похож ромб, если его поставить на острый угол. Итак, это ромб. Правильный ответ – 4)

  6. Евклид и большинство древнегреческих математиков пользовались этим словом. А мы заменяем его словом “диагональ”. Какой термин использовали ученые до XVIII века? 
    (Ответ. “Диагональ” от латинского “идущий от угла к углу”; “диаметр” - от латинского “делящий пополам”. Это диаметр. Правильный ответ – 3)

  7. В древности не было и этого термина. Поэтому Евклид и другие ученые говорили просто “прямая из центра”. А с латыни этот термин означает “спица в колесе, луч”. 
    (Ответ. Этот термин впервые встречается в XVI веке. А французский математик Франсуа Виет писал: “это элементарное слово” - “радиус”. Правильный ответ - 8)


Известные математики

  • Лонардо Фибоначчи

  • Эварист Галуа

  • Мухаммед аль–Хорезми

  • Рене Декарт

  • Герон Александрийский

  • Исаак Ньютон

  • Эратосфена

  • Пифагор Самосский

Предлагаемые вопросы и ответы

  1. В 1637 году этот известный французский математик ввел общепринятое в настоящее время обозначение степени числа: а2, а3, а4, … Кто он? 
    (Ответ. Он же ввел современные знаки для переменных и неизвестных величин (x, y, z, …) и для коэффициентов (a, b, c, …) – это Рене Декарт. Правильный ответ – 4)

  2. Сын Мусы известен тем, что написал “Арифметический трактат”. Кто он? 
    (Ответ. Абу Абдулла Мухаммед бен Муса аль-Маджуса аль-Хорезми – с его именем связано одно из основных понятий в информатике. Правильный ответ - 3)

  3. Вначале этот великий ученый-математик был известен как победитель Олимпийских игр. 
    (Ответ. Нам он больше известен по теореме, которая носит его имя – теорема Пифагора. Конечно, это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8)

  4. В III в. до н.э. Архимеду удалось установить формулу, которая позволяет вычислять точно площади любых треугольников, если известны их стороны. Но эта формула носит имя другого великого математика. Какого? 
    (Ответ. В своем наиболее важном геометрическом произведении “Метрика” этот математик излагает доказательство этой формулы. Она носит имя Герона Александрийского. Правильный ответ – 5)

  5. Он прожил 20 лет, всего 5 из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, а занимают чуть более 60 страниц. Кто он? 
    (Ответ. Трагической и короткой была яркая жизнь французского математика Эвариста Галуа. Правильный ответ – 2)

  6. Кому принадлежит известный способ отыскания простых чисел? 
    (Ответ. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках, а вместо того, чтобы числа вычеркивать, дощечку в нужном месте прокалывали. Отсюда и название способы – “решето Эратосфена”. Итак, это древнегреческий ученый Эратосфен. Правильный ответ – 7)

  7. Одной из важнейших заслуг этого математика явилось введение общих методов графического решения уравнений, которые основываются на применении изложенного им метода координат. 
    (Ответ. Этот метод связывает геометрию с алгеброй. А система координат называется декартовой. Рене Декарт этот математик. Правильный ответ – 4)

  8. Ученый физик и математик, открывший основные законы движения тел и закон всемирного тяготения. Кто он? 
    (Ответ. Английский ученый Исаак Ньютон. Его работы в области высшей математики открыли новую эпоху в математике. Правильный ответ – 6)

  9. Великий ученый, который однажды воскликнул: “Числа правят миром!”. Кто он? 
    (Ответ. Это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8)

  10. Чье имя носит последовательность чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …? 
    (Ответ. В 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи была написана “Книга абака”. Он разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Итак, это Леонардо Фибоначчи. Правильный ответ – 1)


II тур

Вытягиваются 10 букв. На каждую выпавшую букву нужно записать слово, связанное с математикой.

Например: А, В, Г, М, Н, О, С, У, Ф, Я.

Возможные варианты слов:

  1. Абсцисса

  2. Вершина

  3. Гипотенуза

  4. Метр

  5. Ноль

  6. Окружность

  7. Сектор

  8. Угол

  9. Фигура

  10. Ярд

III тур. Логическая цепочка

1.

 

Я утверждаю, что все эти четырехугольники – параллелограммы. Опровергните мое утверждение. Какой многоугольник не является параллелограммом?

(Правильный ответ – 3)

2.

Евклид

Паскаль

Фалес

Архимед

1

2

3

4

Мне кажется, что это фамилии древнегреческих ученых-математиков. Так ли это? Есть ли среди этих имен имя негреческого математика?

(Ответ. Блез Паскаль – французский математик XVII века. Правильный ответ – 2)

3.

биллион

триллион

септиллион

секстиллион

1

2

3

4

Я думаю, что расположила эти числа в порядке возрастания. Так ли это? Где нарушена цепочка?

(Ответ. Биллион (миллиард) = 109, триллион = 1012, септиллион = 1024, секстиллион = 1021. Правильный ответ – 3<—>4)

4.

Cофья Жермен

Софья Ковалевская

Гипатия

Мария Аньези

1

2

3

4

Кто лишний в этом ряду женщин-математиков?

(Ответ. Софья Ковалевская – выдающаяся русская женщина-математик. Правильный ответ - 2)

5.




Где я нарушила логическую цепочку?

(Ответ.



6.

1

2

4

6

1

2

3

4

Какое число нарушает эту логическую цепочку?

(Ответ. 1 = 20, 2 = 21, 4 = 22, 6 ? 23. Правильный ответ – 4)

7. Русские неметрические единицы:

миля

верста

десятина

вершок

1

2

3

4

Какая единица нарушает этот логический ряд?

(Ответ. Миля, верста, вершок – единицы длины, десятина = 2 400 кв.саженям – единица площади. Правильный ответ – 3)

8.

весна

лето

осень

зима

1

2

3

4

Я думая, что времена года расположены по возрастанию их продолжительности. Где я напутала?

(Ответ. Весна – 92 суток 19 часов, лето – 93 суток 15 часов, осень – 89 суток 19 часов, зима – 89 суток 0 часов. Правильный ответ - 2 <—> 1)

IV тур

Из букв, входящих в слово пентограмма составить как можно больше слов.

Объявляется победитель.

Математическая игра

«Кто возьмет миллион?»



Цели и задачи : 

1. Показать значимость математики в жизни каждого человека, тесную связь математики с другими науками.

2.Доказать, что математика - неотъемлемая часть культуры.

3.Развивать внимание, интерес, логическое мышление.

Оборудование: ноутбук и проектор, набор талончиков, призы.

Ход мероприятия

Перед игрой проводится отборочный тур, в котором принимают участие все желающие. За правильный ответ ученик получает талончик. Участником игры становится обладатель наибольшего количества талончиков.


Вопросы отборочного тура:

  1. Какое число никогда не бывает делителем? (0)

  2. Наименьшее четырехзначное число. (1000)

  3. Как называется луч, который делит угол пополам? (Биссектриса)

  4. Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне И.Крылова “Квартет”? (Ни одного человека)

  5. Сколько сантиметров составляет 1% метра? (1 см)

  6. Как называется ромб с прямыми углами? (Квадрат)

  7. Который сейчас час, если от начала суток прошло столько часов, сколько осталось до конца суток? (12 часов)

  8. Сколько лет в одном веке? (100)

  9. Что больше 32 или 23? (32)

  10. Когда у людей бывает столько глаз сколько дней в году? (2 января)

  11. Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)

  12. Лупа дает четырехкратное увеличение. Каким будет угол в 25?, рассматриваемый через эту лупу? (25?)

  13. Количество дней в високосном году? (366)

  14. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (Ввремя)

  15. В чем измеряется сила тока? (В амперах)

  16. Сколько минут составляет четверть часа? (15 минут)

  17. Какое число в Древнем Риме записывалось буквой Х? (10)

  18. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир)

  19. Футбольный мяч имеет форму … (Шара)

  20. Наименьшее натуральное число? (1)

После того как определен участник игры, ему разъясняются правила. Вместо денег он получает приз, на слайде №2 записан денежный эквивалент каждого приза, например:

100 тг – жевательная резинка

200 тг – карандаш

300 тг – тетрадь 12 л.

500 тг– ручка

1000 тг – шоколадка маленькая

2000 тг– линейка

4000 тг – клей-карандаш

8000 тг – тетрадь 48 л.

16000 тг – набор чертежных принадлежностей

32000 тг – набор гелевых ручек

64000 тг – тетрадь 96л.

125000 тг – шоколадка большая

250000 тг – набор фломастеров

500000 тг– фотоальбом

1000000 тг – калькулятор

Есть две несгораемые суммы – это 1000 тг и 32000 тг.

Участник игры имеет право на 3 подсказки. “Помощь зала” определяется количеством поднятых рук; “Звонок другу” - приглашением на 30с к игровому столу любого из присутствующих по желанию игрока; “50/50” - когда два неверных ответа убираются.

Игра сопровождается презентацией. Каждый вопрос оформлен на отдельном слайде. К каждому вопросу имеются 4 варианта ответа. По щелчку мыши на правильном варианте ответа звучат аплодисменты, а на неправильном – слышен звук взрыва. Каждый слайд с вопросом имеет гиперссылку, по которой можно перейти на скрытый слайд в случае выбора игроком подсказки “50/50”.