Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1026

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успешность и профессионализм врача зависят в первую очередь от уровня знаний и навыков, которыми он обладает, но столь же важно наличие определенных личностных характеристик.
Основные
требования,
предъявляемые к личности медицинских работников следующие: 1.
терпимость и выдержанность; 2. доброжелательность и приветливость; 3.
ответственность; 4. аккуратность; 5. тактичность; 6. оптимистичность; 7.
внимательность; 8. готовность в любое время оказать нужную медицинскую помощь; 9. бескорыстность, 10. коммуникативность и чувство юмора.
Необходимые профессиональные качества врача:
1. Коммуникативная компетентность:
- знания в области общей психологии (типы темперамента и личности,
особенности поведенческих реакций, понимание психологической ситуации,
в которой находится больной и его родственники);
- наличие коммуникативных навыков (умение устанавливать контакт,
читать невербальные знаки, правильно подать себя – уверенная манера поведения);
- эмпатийность.
2. Эмоциональный самоконтроль и толерантность (умение оставаться в своей профессиональной роли, переносить неприятные для него особенности личности и поведения пациента).
3. Аффилиативная потребность (способность переносить значительные психоэмоциональные перегрузки, связанные не только с типом нервной системы, но и со степенью выраженности стремления взаимодействовать с другими людьми).
4. Способность к рефлексии.
5. Стремление к профессиональному росту.
6. Высокий уровень общей культуры.
Выбор профессии – одна из самых сложных жизненных задач.
Активизацией человека в формировании психических, интеллектуальных и физических качеств, необходимых для той или иной профессии, занимается профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация - комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, интересов и возможностей, в соответствии с социально-экономической ситуацией на рынке труда. В работе по профориентации важное значение имеет:
профессиональное просвещение, профессиональная информация,
профессиональная пропаганда. Полнота и объективность материала способствуют формированию у будущего специалиста сведений о привлекательных сторонах профессии, трудностях ее освоения, о творчестве и радости трудовых достижений, почему важны не только профессиональные качества, но и личностные, интеллектуальные. Профессиография - описание профессии с точки зрения требований, предъявляемых к человеку.
Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности:
социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические,
психологические и др. Результаты изучения профессии оформляются в

профессиограмме, важной составной частью которой является психограмма.
Психограмма - краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.
Профессиограмма должна содержать все сведения о профессии:
- название и подразделение на специальности;
- операции, приемы и действия, выполняемые специалистом;
- необходимые общие и специальные знания;
- знание психофизиологических процессов применительно к данной профессии (памяти, внимания, мышления, речи, эмоциональных восприятий,
воли, выносливости, индивидуальных особенностей);
- профессиональные вредности и опасные моменты;
- материальные и моральные стимулы, возможности повышения квалификации и продолжения образования;
- психологические, анатомо-физиологические и санитарно- гигиенические противопоказания;
- указания о том, где и как можно получить данную профессию.
Этика - это наука о нравственности, учение о нормах поведения людей в том, или ином обществе. Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Чувства, сознание долга - первые нравственные акции личности. Категория долг отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Когда человек подчиняется императивному повелению чувство долга, мотив его поступка свободен от соображений выгоды. Где человек действует в согласии с сознанием долга, он действует бескорыстно. Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей,
сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений.
Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать, у человека появляется потребность обоснованно выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связанно с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Медицинский работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо знающий свой долг, выполняет его четко и качественно.
Долг может пониматься формально из-за боязни нарушить законность,
опасения понести общественное или административное прорицание.
Выполнение морального долга перед обществом зависит от социально
-политической сущности господствующего класса его идеологии. Моральный долг каждого медика сочетает в себе патриотизм и принципы интернационализма. Так, медики оказывают бескорыстную медицинскую помощь, народам многих развивающихся стран. Долг медицинского
работника - никогда и не под каким предлогам не участвовать в действиях,
направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни. Медицинский работник, никогда не под каким предлогом не имеет права ускорить наступление смерти даже безнадежного больного, он должен всеми возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждый час его жизни. Назначение медика - продлевать, а не укорачивать жизнь человека. Исполняя профессиональный долг, возлагая на себя ответственность, врач переводит социальные требования в мотивы своего поведения.
Приход больного человека к врачу - событие само по себе священное,
которое можно сравнить с тайной исповеди. Собирая от больного сведения для сугубо медицинских целей, врач вольно или невольно сталкивается с глубоко личной или даже сокровенной информацией. Врач становится свидетелем того, что пациенты скрывают даже от близких им людей. Взамен пациенты ожидают от врачей не только профессиональной помощи и сострадания, но и, как само собой разумеющееся, конфиденциальности. Так,
ежедневной реальностью медицинского работника становится врачебная тайна.
Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его болезни и иные данные, полученные при его обследовании и лечении. Не допускается

разглашение сведений, в т.ч., лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей,
кроме случаев, когда в соответствии с законодательством и с согласия гражданина допускается передача таких сведений в определенных целях, а также случаев, когда они предоставляются в соответствии с
законодательством без согласия гражданина.
Из выше сказанного следует:
1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач,
равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи,
обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
2.
Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
3.
Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
- по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
- по мотивированному требованию органов дознания, следствия,
прокуратуры и суда;
- если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
- в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
4.
Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
5.
Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации,
обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
6.
В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна.
Демонстрация больного возможна только с его согласия.
На протяжении веков к представителям медицинской профессии предъявлялись требования о недопущении ошибок. Врач ошибается т.к.
имеет дело с очень сложным человеческим организмом, работая в условиях недостатка времени и объективной информации. Кроме этого, сама медицинская наука несовершенна.
Юридически, принято делить неблагоприятные последствия лечения на: врачебные ошибки, несчастные случаи и профессиональные правонарушения (наказуемые упущения).
Основной критерий их разделения - правильность и ошибочность действий с одной стороны, и, с другой стороны, - вызвавшие эти ошибки причины.
Врачебная ошибка - это неправильные действия или бездействие при выполнении своей работы. Виды врачебных ошибок: диагностические -
связанные с постановкой диагноза, лечебно-тактические - ошибка в выборе методов исследования и оценке их результатов, лечебно-технические
неполное обследование больного и ошибки диагностических или лечебных манипуляций, организационные (неправильная организация рабочего места и лечебного процесса), ошибки ведения медицинской документации, ошибки
поведения медицинского персонала. По данным Classen лидирующими являются ошибки при выборе лекарственного препарата и его дозы - 56%.
Второе место занимают ошибки, связанные с некорректным изменением дозы и длительностью применения медикаментов - 34%. Врачебные ошибки были, есть и будут существовать всегда, они неизбежны. Важно понять их причины и сущность, чтобы свести их долю к минимуму. Причины
врачебных ошибок можно разделить на две большие группы: это
объективные (непостоянство медицинских концепций, проблемы с техническим обеспечением, организационные трудности) и субъективные
(низкий профессионализм врача, не совершенствование врачом своих знаний,
не соблюдение принципов деонтологии). На долю субъективного фактора приходится 60 - 70% причин диагностических ошибок. На практике нередки случаи оказания неквалифицированной помощи неудовлетворительного качества, последствием которой может явиться безрезультатное лечение или причинение вреда жизни и здоровью пациента. В этом смысле

неквалифицированное лечение (не в соответствии с тем, как это принято делать в современной медицине) равнозначно причинению вреда, и возможно привлечение виновных медицинских работников к ответственности. Среди объективных причин и обстоятельств врачебных ошибок выделяют:
- отсутствие надлежащих условий оказания помощи (врач вынужден был оказывать помощь в таких условиях, где невозможно было оказать ее в соответствии со стандартами профессии), плохая материально-техническая оснащенность ЛПУ;
- несовершенство медицинских методов и знаний (когда болезнь изучена медицинской наукой неполно, и ошибка является следствием неполноты знаний не данного врача, а медицины в целом);
- недостаточный уровень профессионализма врача, без элементов небрежности в его действиях (врач старался сделать все, что мог, но его знания и умения оказались недостаточны для правильных действий).
Выделяют также важные обстоятельства, которые могут играть основную роль в наступлении негативных последствий:
- чрезвычайная атипичность, редкость или злокачественность данного заболевания или его осложнения;
- исключительность индивидуальных особенностей организма пациента;
- ненадлежащие действия самого пациента, его родственников, других лиц (позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации,
уклонение, противодействие при осуществлении лечебно-диагностического процесса, нарушение режима лечения);
- особенности психофизиологического состояния медицинского работника (болезнь, крайняя степень переутомления).
Эти обстоятельства могут выступать и в качестве фона, на котором осуществляются ненадлежащие действия медицинских работников,
обусловленные причинами субъективного характера.
Несчастный
случай
-
неблагоприятный исход врачебного вмешательства. Такой результат, который не удается предвидеть, а,
следовательно, и предотвратить из-за объективно складывающихся случайных обстоятельств (хотя врач действует правильно и в полном соответствии с медицинскими правилами и стандартными методами лечения).
Профессиональные правонарушения (преступления) - небрежные или умышленные действия медицинского работника, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью пациента.
Различие между врачебной ошибкой и правонарушением заключается в причинах и условиях их возникновения. Врачебные ошибки обычно допускаются в силу сложившихся объективных причин и обстоятельств
(отсутствие надлежащих условий оказания помощи, дефицит времени,
недостаточно квалифицированный персонал). Поэтому отличительной чертой врачебных ошибок является добросовестность действий медперсонала.
Законодательством Украины установлено, что лечебно-профилактические учреждения не могут нести ответственность за диагностические ошибки,
обусловленные сложностью заболевания и не зависящие от внимания и добросовестности персонала. Если же эти ошибки явились результатом недобросовестного отношения к работе медицинского персонала, то лечебное учреждение обязано возместить вред, причиненный здоровью больного по вине его работников.
Описано четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары:
«сопереживающий»
или
«эмоционально-
нейтральный», «директивный» или «недирективный».
В понятие «сопереживающего» типа врача включают такие качества как способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента,
эмпатировать, сопереживать совместно с больным колебания его состояния,
разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом.
Тип врача, называемый «эмоционально-нейтральным», подразумевает

сочетание таких качеств как эмоциональная дистанцированность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы, нежелание поддерживать пациента в его «субъективных» эмоциональных кризисах с ориентацией на технократический подход к лечению.
Под «директивным» психологическим типом врача понимается врач,
выступающий в роли учителя, указующего как следует поступать и что делать в ситуации болезни. «Директивный» врач не склонен дискутировать с пациентом на профессиональные темы. Он выстраивает неравноправные взаимоотношения, определяя себе более значимую роль. В своей деятельности он руководствуется паттерналистской моделью медицины,
которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента как отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. «Директивный врач» исключает возможности сомнений пациента в его возможностях, негативно относится к перепроверке диагнозов у иных врачей, склонен обижаться и давать негативные эмоциональные реакции на пациента в случаях критики его действий.
«Недирективный» психологический тип врача противоположен
«директивному». Он включает ориентацию на партнерство в отличие от ориентации на руководство, склонен принимать к рассмотрению точку зрения больного, как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.
Представленные пары качеств врача могут составлять четыре типа:
сопереживающий
недирективный,
сопереживающий
директивный,
эмоционально-нейтральный недирективный и эмоционально-нейтральный
директивный.
Ориентация пациента на тот или иной эталон типа врача связана с личным опытом взаимодействия с рядом авторитетных лиц в различные периоды жизни. У пациента при поиске идеала происходит сличение образа врача с образами любимых родителей, уважаемого учителя и других значимых людей.
Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера,
способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги,
психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям.
Высокий уровень профессиональной деформации наблюдается у
медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.
Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.
Различают 4 уровня профессиональной деформации:
1) общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими);
2) специальный профессиональный (у прокурора – обвинительность, у терапевта – угрожающие диагнозы, у хирурга – циничность);
3) профессионально-типологический (деформация направленности личности, деформация на основе каких-либо способностей, на основе черт характера);
4) индивидуализированный (сверхответственность, гиперактивность,
трудовой фанатизм).
Необходимо отделять понятие профессиональной деформации от так называемого синдрома выгорания. Оба эти состояния связаны с работой в сфере «человек-человек», т.е. с «помогающими» профессиями. Различие заключается в том, что о синдроме выгорания принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию