Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1158
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я попрошу Вас запомнить предложение. Внимательно выслушайте
и затем повторите как можно точнее.
Медленно прочитайте одно из приведенных ниже предложений, выбрав наиболее подходящее для данного больного, исходя из предполагаемого уровня интеллекта. Затем попросите пациента тут же повторить прочитанное.
При неверном воспроизведении подберите более легкое предложение, при точном – предложите более трудное. Читайте предложение только один раз,
медленно и четко. Ответ записывайте дословно.
Вот предложение, которое рассчитано на взрослых со сниженным интеллектом (оно успешно запоминается одиннадцатилетними в 50%
случаев):
Вчера мы прокатились на машине по дороге, проходящей через мост.
Следующее предложение предназначено для взрослых с умеренно выраженным снижением интеллекта
(успешно запоминается тридцатилетними в 50% случаев):
Самолет приземлился точно на приготовленной для него посадочной
площадке.
Для взрослых со средним интеллектом:
Красноголовые дятлы подняли ужасный шум, когда пытались
прогнать мальчишек от своего гнезда.
Для взрослых с высоким интеллектом:
В конце этой недели газеты опубликовали подробный отчет об
экспериментах, проведенных выдающимся исследователем.
2. «Имя-адрес-цветок» - тест на запоминание, непосредственное воспроизведение и кратковременную память.
Объясните пациенту задание:
Я назову Вам имя и адрес воображаемого человека, а также название
цветка, который ему нравится. Это обычное исследование памяти, которое
проводится с каждым пациентом. Я хочу, чтобы Вы постарались
запомнить все, что я скажу, и повторили сразу же, как только я закончу.
Вот эти данные: Светличная Ирина; Харьков, улица Пушкинская, 118.
Цветок – желтый нарцисс.
Теперь повторите все это.
Запишите имя и адрес, названные Вами больному, и его непосредственный ответ. Обратите внимание, что нужно запомнить девять единиц информации. При выборе имени и адреса избегайте очень распространенных имен (например, Иван Петров) или местных адресов,
хорошо известных пациенту. Если больной сделал ошибку, прочитайте еще раз те же данные, и попросите повторить их снова. Продолжайте это до тех пор, пока больной не повторит все точно, и зарегистрируйте количество сделанных попыток. После того, как больной воспроизвел нужную информацию правильно, скажите ему:
Постарайтесь, пожалуйста, запомнить это имя и адрес – позже я
опять попрошу Вас назвать их.
Затем начните проводить исследование памяти на отдаленные события,
а через две минуты попросите больного повторить имя и адрес. На этот раз не исправляйте никаких ошибок. Еще через три минуты снова предложите повторить, каждый раз записывая ответы.
Большинство испытуемых могут безошибочно повторять имя и адрес немедленно после прослушивания и пять минут спустя. Три и более ошибки при повторении через пять минут дают серьезные основания предполагать клинически значимое нарушение памяти.
Психодиагностика долговременной памяти:
Можно исследовать память на недавние события, расспрашивая пациента о том, что происходило в его жизни на протяжении последних нескольких дней, а также о впечатлениях за этот период. Например, спросите:
Сколько времени Вы находитесь в больнице?
Кто Вас сюда доставил?
Вы можете рассказать о телевизионных передачах, которые Вы
смотрели вчера вечером?
Проверьте память на отдаленные события, задавая вопросы о
некоторых фактах из биографии больного, например:
Вы можете сказать, как называлось последнее оконченное Вами
учебное заведение? А кто им руководил? Как его фамилия? Назовите дату
Вашей свадьбы.
Ответы на вопросы о событиях общего характера, происходивших в прошлом (например, датах начала и окончания второй мировой войны или имена последних президентов), характеризуют скорее всего общую эрудицию, чем состояние долговременной памяти, и зависят от интеллекта и образования в той же степени, что и от памяти. Обычно используются следующие вопросы:
Вы можете перечислить мне пять крупных городов Украины?
А названия пяти фруктов?
Как фамилия премьер-министра?
Исследование интеллекта. В процессе беседы с пациентом складывается определенное впечатление об уровне интеллектуальных способностей на основе используемого им словарного запаса, сложности высказываемых концепций и правильно воспроизводимых фраз Стенфорда-
Бине соответствующей степени сложности. Если все эти показатели согласуются с известным нам из анамнеза уровнем образования, а при выполнении описанных выше тестов не выявлено никаких признаков снижения памяти, то вряд ли буде целесообразно проводить специальное исследование интеллекта.
Если есть основания предполагать умственную отсталость,
целесообразно применить простые тесты на сообразительность, например:
Сколько будет трижды девять?
Шестнадцать разделить на четыре?
Чем отличается забор от стены?
Если флаг развивается в сторону запада, то откуда дует ветер?
Серьезные затруднения при выполнении заданий может вызвать неграмотность. Если есть основания сомневаться в грамотности испытуемого, спросите у него:
Вы учились читать и писать в школе?
Вы не против прочитать мне отрывок из этой газеты?
Осознание и оценка пациентом своего психического состояния
(критика к болезни), а также его причин редко бывают полными, могут быть частичными, а зачастую могут совершенно отсутствовать. С целью выяснения этого обстоятельства можно задать следующие вопросы:
Считаете ли Вы себя больным или здоровым человеком?
Нужно ли Вам, на Ваш взгляд, лечиться в данной больнице?
Правильно ли то, что Вы проходите здесь лечение?
Какая помощь, по Вашему мнению, Вам нужна сейчас?
Оценка степени осознания пациентом своего психического состояния очень важна с точки зрения организации его лечения. Больной, который не признает, что его суицидальные мысли являются симптомом излечимого заболевания с хорошим прогнозом, гораздо более склонен действовать в соответствии с ними - следовательно, он нуждается в усиленном наблюдении в условиях стационара. Если пациент с бредовыми идеями преследования не осознает, его страхи обусловлены заболеванием, - он может стать опасным для окружающих и более сильно подвержен риску травматизма. И напротив –
от пациента, разделяющего мнение врача по вопросам лечения, можно ожидать, что он будет сознательно участвовать в лечебном процессе.
Общая схема исследования психического состояния пациента приведена в приложении 9.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №16. При исследовании психологом памяти б-го Д., 43 л., по методике «запоминание 10 слов» при пятикратном повторении получены следующие результаты: 5 – 5 – 6 – 7 – 6 – 7 слов, через 1 час – 6 слов.
Какая функция памяти нарушена?
Вы можете сказать, как называлось последнее оконченное Вами
учебное заведение? А кто им руководил? Как его фамилия? Назовите дату
Вашей свадьбы.
Ответы на вопросы о событиях общего характера, происходивших в прошлом (например, датах начала и окончания второй мировой войны или имена последних президентов), характеризуют скорее всего общую эрудицию, чем состояние долговременной памяти, и зависят от интеллекта и образования в той же степени, что и от памяти. Обычно используются следующие вопросы:
Вы можете перечислить мне пять крупных городов Украины?
А названия пяти фруктов?
Как фамилия премьер-министра?
Исследование интеллекта. В процессе беседы с пациентом складывается определенное впечатление об уровне интеллектуальных способностей на основе используемого им словарного запаса, сложности высказываемых концепций и правильно воспроизводимых фраз Стенфорда-
Бине соответствующей степени сложности. Если все эти показатели согласуются с известным нам из анамнеза уровнем образования, а при выполнении описанных выше тестов не выявлено никаких признаков снижения памяти, то вряд ли буде целесообразно проводить специальное исследование интеллекта.
Если есть основания предполагать умственную отсталость,
целесообразно применить простые тесты на сообразительность, например:
Сколько будет трижды девять?
Шестнадцать разделить на четыре?
Чем отличается забор от стены?
Если флаг развивается в сторону запада, то откуда дует ветер?
Серьезные затруднения при выполнении заданий может вызвать неграмотность. Если есть основания сомневаться в грамотности испытуемого, спросите у него:
Вы учились читать и писать в школе?
Вы не против прочитать мне отрывок из этой газеты?
Осознание и оценка пациентом своего психического состояния
(критика к болезни), а также его причин редко бывают полными, могут быть частичными, а зачастую могут совершенно отсутствовать. С целью выяснения этого обстоятельства можно задать следующие вопросы:
Считаете ли Вы себя больным или здоровым человеком?
Нужно ли Вам, на Ваш взгляд, лечиться в данной больнице?
Правильно ли то, что Вы проходите здесь лечение?
Какая помощь, по Вашему мнению, Вам нужна сейчас?
Оценка степени осознания пациентом своего психического состояния очень важна с точки зрения организации его лечения. Больной, который не признает, что его суицидальные мысли являются симптомом излечимого заболевания с хорошим прогнозом, гораздо более склонен действовать в соответствии с ними - следовательно, он нуждается в усиленном наблюдении в условиях стационара. Если пациент с бредовыми идеями преследования не осознает, его страхи обусловлены заболеванием, - он может стать опасным для окружающих и более сильно подвержен риску травматизма. И напротив –
от пациента, разделяющего мнение врача по вопросам лечения, можно ожидать, что он будет сознательно участвовать в лечебном процессе.
Общая схема исследования психического состояния пациента приведена в приложении 9.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №16. При исследовании психологом памяти б-го Д., 43 л., по методике «запоминание 10 слов» при пятикратном повторении получены следующие результаты: 5 – 5 – 6 – 7 – 6 – 7 слов, через 1 час – 6 слов.
Какая функция памяти нарушена?
A. Сохранение информации
B. Воспроизведение информации
C. Забывание информации
D. Память не нарушена
E. Запоминание информации
Задание №17. Пациент З., 33 л., предъявляет жалобы на плохое настроение, тяжесть на душе, плохой сон и аппетит, связывая это состояние с сокращением на работе. Какой из психологических методик необходимо отдать предпочтение психологу для правильной оценки психического состояния больного?
A. Методика Ч. Д. Спилбергера
B. Корректурная проба
C. Методика запоминания 10 слов
D. Методика классификации предметов
E. Методика В. Зунга
Задание №18. Целью проведения психологического исследования б-го К.,
29 л., предъявляющего жалобы на общую слабость, рассеянность,
трудность усвоения новой информации, является оценка его внимания.
Какой из перечисленных методик необходимо воспользоваться?
A. Методика Ч. Д. Спилбергера
B. Методика В. Зунга
C. Методика запоминания 10 слов
D. Методика классификации предметов
E. Корректурная проба
Задание №19. При осмотре б-го Н., 22 л., врач-психиатр заподозрил заболевание шизофренического спектра. С целью дифференциальной диагностики назначил целенаправленное исследование мышления больного. Какая из перечисленных методик решит поставленную задачу?
A. Корректурная проба
B. Методика запоминания 10 слов
C. Методика В. Зунга
D. Методика классификации предметов
E. Методика Ч. Д. Спилбергера
Задание №20. При обследовании пациента Н. 45 лет с помощью
Ньюкаслской шкалы были получены такие результаты: семь балов из десяти. Про что свидетельствуют данные результаты?
A. Наличие депрессии
B. Наличие тревожного расстройства
C. Расстройства мышления
D. Расстройства внимания
E. Наличие органического поражения головного мозга
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Раздел 4
ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.
Актуальность темы: Профессия медицинского работника относится к категории «человек-человек». На эффективность деятельности этого специалиста значительное влияние оказывают психологические факторы,
связанные как с врачом, так и, с пациентом и его родственниками. Знание
этих факторов, влияющих на постановку диагноза, проведение лечения и реабилитации позволит значительно повысить эффективность этих мероприятий.
Медицина является наиболее сложной формой человеческой деятельности, требующей кроме специальных знаний и практических навыков, еще интуиции и высоких душевных качеств. При обращении за медицинской помощью человек рассчитывает на получение квалифицированной и качественной услуги. Это означает, что в соответствии с заболеванием помощь должен оказывать врач, имеющий соответствующую профессиональную подготовку, в соответствующем объеме и с использованием правильных, доброкачественных средств.
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации на работе - это обычное и часто возникающее явление. Влияет ли профессия врача на внутреннюю, психическую его жизнь? Возможны ли вообще изменения под влиянием профессии? Может, правдой является утверждение,
что личностные особенности человека влияют на характер осуществления им той или иной профессиональной деятельности? Может быть, только "железные" и "толстокожие" занимаются психиатрией или хирургией, а,
например, любящие поучать и занимать главенствующую позицию —
педагогикой? Хотелось бы попытаться ответить на эти вопросы именно потому, что, если влияние профессии неизбежно, необходимо знать особенности этого влияния и возможности построения определенных механизмов защиты, если это влияние негативно.
Психологические условия деятельности медицинских работников, а также деонтологические принципы их работы формируют особые требования, как к их поведению, так и к личности. Знание основных требований, предъявляемых к личности медицинского работника, позволят планировать мероприятия по отбору кандидатов в медицинские вузы и по развитию необходимых профессиональных характеристик у молодых специалистов в период их профессиональной адаптации. С другой стороны,
длительное осуществление врачебной деятельности приводит не только к совершенствованию определенных профессиональных навыков, но и к ряду неблагоприятных изменений, как для самой личности медицинского работника, так и успешности его деятельности. Например, проблемы профессиональной деформации и эмоционального выгорания, возникающие у работников «помогающих» профессий.
Знание этих психологических явлений, умение проводить их своевременную диагностику и коррекцию позволяет повысить не только эффективность труда медицинских работников, но и их удовлетворенность своей деятельностью, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.
Цель обучения (общая): уметь интерпретировать и анализировать психологические особенности личности медицинского работника, а также оценить их влияние профессиональную социализацию.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Определять мотивы выбора профессии медицинского работника.
Уметь составлять профессиограмму врача.
1. Применять на практике навыки общения с коллегами и пациентами,
пользуясь правилами этики и деонтологии (кафедра психологии и педагогики).
2. Различать понятия: врачебный долг,
врачебная тайна; врачебная ошибка,
несчастный случай,
профессиональные правонарушения.
2. Выделять основные требования к личности врача (кафедра истории медицины).
3. Научиться выявлять профессиональные деформации,
«синдром эмоционального
3. Иметь навыки работы с правовыми документами и Конституцией
Украины (кафедра политологии).
Медицина является наиболее сложной формой человеческой деятельности, требующей кроме специальных знаний и практических навыков, еще интуиции и высоких душевных качеств. При обращении за медицинской помощью человек рассчитывает на получение квалифицированной и качественной услуги. Это означает, что в соответствии с заболеванием помощь должен оказывать врач, имеющий соответствующую профессиональную подготовку, в соответствующем объеме и с использованием правильных, доброкачественных средств.
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации на работе - это обычное и часто возникающее явление. Влияет ли профессия врача на внутреннюю, психическую его жизнь? Возможны ли вообще изменения под влиянием профессии? Может, правдой является утверждение,
что личностные особенности человека влияют на характер осуществления им той или иной профессиональной деятельности? Может быть, только "железные" и "толстокожие" занимаются психиатрией или хирургией, а,
например, любящие поучать и занимать главенствующую позицию —
педагогикой? Хотелось бы попытаться ответить на эти вопросы именно потому, что, если влияние профессии неизбежно, необходимо знать особенности этого влияния и возможности построения определенных механизмов защиты, если это влияние негативно.
Психологические условия деятельности медицинских работников, а также деонтологические принципы их работы формируют особые требования, как к их поведению, так и к личности. Знание основных требований, предъявляемых к личности медицинского работника, позволят планировать мероприятия по отбору кандидатов в медицинские вузы и по развитию необходимых профессиональных характеристик у молодых специалистов в период их профессиональной адаптации. С другой стороны,
длительное осуществление врачебной деятельности приводит не только к совершенствованию определенных профессиональных навыков, но и к ряду неблагоприятных изменений, как для самой личности медицинского работника, так и успешности его деятельности. Например, проблемы профессиональной деформации и эмоционального выгорания, возникающие у работников «помогающих» профессий.
Знание этих психологических явлений, умение проводить их своевременную диагностику и коррекцию позволяет повысить не только эффективность труда медицинских работников, но и их удовлетворенность своей деятельностью, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.
Цель обучения (общая): уметь интерпретировать и анализировать психологические особенности личности медицинского работника, а также оценить их влияние профессиональную социализацию.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Определять мотивы выбора профессии медицинского работника.
Уметь составлять профессиограмму врача.
1. Применять на практике навыки общения с коллегами и пациентами,
пользуясь правилами этики и деонтологии (кафедра психологии и педагогики).
2. Различать понятия: врачебный долг,
врачебная тайна; врачебная ошибка,
несчастный случай,
профессиональные правонарушения.
2. Выделять основные требования к личности врача (кафедра истории медицины).
3. Научиться выявлять профессиональные деформации,
«синдром эмоционального
3. Иметь навыки работы с правовыми документами и Конституцией
Украины (кафедра политологии).
выгорания».
4. Определять особенности межличностного общения и уметь применять их на практике.
4. Применять навыки психологического обследования человека (кафедра психологии и педагогики).
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №21. Руководить людьми легче всего человеку, имеющему темперамент:
A. Сангвиник
B. Холерик
C. Флегматик
D. Меланхолик
E. –
Задание №22. Ятрогении обусловлены:
A. Трудностями врачебной профессии
B. Недостаточной профессиональной квалификацией врача
C. Недостаточными моральными качествами врача
D. Дефектами организационного характера
E. –
Задание №23. Соблюдение врачебной тайны – это:
A. Инициатива врача
B. Рекомендация Всемирной медицинской ассоциации
C. Этическая необходимость
D. Требование статей закона Украины
E. –
Задание №24. Адаптация включает в себя:
A. Адаптацию психофизиологическую
B. Адаптацию социально-психологическую
C. Адаптацию профессиональную
D. Адаптацию познавательную
E. Все перечисленное
Задание №25. Исходя из теории жидкостей организма (Гиппократ), какой из методов лечения душевных расстройств представляется наиболее обоснованным:
A. Гипноз
B. Очищение
C. Трепанация
D. Электросудорожная терапия
E. Ничего из перечисленного
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры темы «Психология медицинских работников» представлен на следующей станице.
При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: материальный, родительские установки, интерес к профессии,
общественный престиж, полоролевые факторы, возможность продвижения
4. Определять особенности межличностного общения и уметь применять их на практике.
4. Применять навыки психологического обследования человека (кафедра психологии и педагогики).
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №21. Руководить людьми легче всего человеку, имеющему темперамент:
A. Сангвиник
B. Холерик
C. Флегматик
D. Меланхолик
E. –
Задание №22. Ятрогении обусловлены:
A. Трудностями врачебной профессии
B. Недостаточной профессиональной квалификацией врача
C. Недостаточными моральными качествами врача
D. Дефектами организационного характера
E. –
Задание №23. Соблюдение врачебной тайны – это:
A. Инициатива врача
B. Рекомендация Всемирной медицинской ассоциации
C. Этическая необходимость
D. Требование статей закона Украины
E. –
Задание №24. Адаптация включает в себя:
A. Адаптацию психофизиологическую
B. Адаптацию социально-психологическую
C. Адаптацию профессиональную
D. Адаптацию познавательную
E. Все перечисленное
Задание №25. Исходя из теории жидкостей организма (Гиппократ), какой из методов лечения душевных расстройств представляется наиболее обоснованным:
A. Гипноз
B. Очищение
C. Трепанация
D. Электросудорожная терапия
E. Ничего из перечисленного
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры темы «Психология медицинских работников» представлен на следующей станице.
При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: материальный, родительские установки, интерес к профессии,
общественный престиж, полоролевые факторы, возможность продвижения
по службе.
Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы
выбора профессии врача — индивидуально-психологические особенности личности, ее социально-психологические установки, система ее ценностных ориентаций, общественная и личная значимость профессии, удовлетворение,
которое приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, оказания помощи людям и т.д.
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,
поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
В реальной жизни выбор профессии обусловлен действием многих разнонаправленных факторов. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Например, довольно распространенное мнение о престижности профессии врача нашло подтверждение лишь у 2,9 % респондентов. Решающим мотивом выбора профессии врача у 50 % опрошенных стал интерес к выбранной специальности, у 8 % — возможность заботиться о здоровье своих близких,
выбор 1,5 % обусловила семейная традиция, а 8 % мечтали совершенно о другой карьере, но вынуждены были уступить воле родителей.
Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы
выбора профессии врача — индивидуально-психологические особенности личности, ее социально-психологические установки, система ее ценностных ориентаций, общественная и личная значимость профессии, удовлетворение,
которое приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, оказания помощи людям и т.д.
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,
поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
В реальной жизни выбор профессии обусловлен действием многих разнонаправленных факторов. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Например, довольно распространенное мнение о престижности профессии врача нашло подтверждение лишь у 2,9 % респондентов. Решающим мотивом выбора профессии врача у 50 % опрошенных стал интерес к выбранной специальности, у 8 % — возможность заботиться о здоровье своих близких,
выбор 1,5 % обусловила семейная традиция, а 8 % мечтали совершенно о другой карьере, но вынуждены были уступить воле родителей.