Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1167
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание №27. В купейном вагоне скоростного поезда, в числе пассажиров,
находился врач-стоматолог, который неоднократно в разговорах подчеркивал свое мастерство специалиста. Во время движения, в соседнем вагоне у женщины начались роды. Врач-стоматолог заперся в своем купе и сообщил, что плохо себя чувствует, поэтому не сможет оказать необходимую помощь. Оцените действия врача:
A.
Врачебная ошибка
B.
Профессиональное правонарушение
C.
Несчастный случай
D.
Ошибка поведения врача
E.
Низкий уровень морально-этических качеств
Задание №28. На приеме к терапевту обратилась больная Н, 40 лет, данное обращение 5-ое в течение последнего месяца, с жалобами на головные боли, головокружения, перебои в работе сердца, одышку. Пациентка настаивает на госпитализации. Инструментально и объективно патологии не выявлено. Выражаясь нецензурными словами, врач направил больную на консультацию к психиатру. Ранее подобного в поведении врача не наблюдалось. Оцените поведение врача:
A.
Синдром эмоционального выгорания
B.
Профессиональная деформация
C.
Нервное напряжение
D.
Профессиональный цинизм
E.
Низкий уровень морально-этических качеств
Задание №29. Врач Р., имеющая двоих детей до 16 лет, требует полный отпуск в разгар отпускной кампании. Главный врач отказывается подписывать заявление, оперируя нехваткой работников в этот период.
Какая зона социально-психологического климата коллектива описана:
A.
Первая
B.
Вторая
C.
Третья
D.
Четвертая
E.
Первая и четвертая
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Раздел 5
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Актуальность темы: Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника (врача, психолога, медицинской сестры, социального работника).
Целью контактов между этими двумя людьми является помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно было бы предположить о неоднозначности ценностей контактов в системе «медицинский работник- пациент». Однако, не следует думать о заинтересованности в таком,
взаимодействии лишь со стороны пациента. Медицинский работник в не меньшей степени заинтересован в оказании качественной помощи больному,
ведь эта деятельность является его профессией, а значит у него есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом,
позволившие выбрать данную профессию.
Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать его психологические основы. Мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики,
лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры. Особенности взаимодействия между мед. работником и пациентом в значительной степени влияет на качество лечебно-диагностического процесса, течение и исход заболеваний.
Цель обучения
(общая): уметь определять и оценивать психологические особенности общения участников лечебно- диагностического процесса для обеспечения терапевтически эффективного и бесконфликтного взаимодействия медицинских работников с пациентом.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Определять содержание понятия «коммуникативная компетентность»
1. Собирать анамнестические данные,
выявлять жалобы и проводить объективное исследование больного, интерпретировать данные инструментального обследования (каф.
пропедевтической и факультетской терапии)
2. Определять психологические особенности этапов диагностического процесса
2. Проводить исследование личности у здорового человека (каф. психологии)
3. Определять психологические основы и виды общения в лечебном процессе
3. Исследовать психические процессы с использованием психологических методик
(каф. психологии и педагогики)
4. Выявлять и анализировать типы конфликтов в медицинской среде
5. Пользоваться способами разрешения и предупреждения конфликтов в медицинской среде
Для оценки исходного уровня знаний предлагаются следующие задания:
Задание №30. У испытуемого по методике Айзенка по шкале нейротизма показатель – 10 баллов, по шкале экстраверсии – 17 баллов, по шкале коррекции – 6 баллов.
Эти данные свидетельствуют о том, что у испытуемого:
A.
Сангвинический темперамент
B.
Холерический темперамент
C.
Меланхолический темперамент
D.
Флегматический темперамент
E.
Результаты не подлежат интерпретации
Задание №31. Больная М., 40 лет. Предъявляет жалобы на боли в области сердца, периодически появляющееся ощущение нехватки воздуха, плохой сон. Объективно: кожные покровы чистые, обычной окраски. Над легкими везикулярное дыхание. Деятельность сердца ритмичная, тоны чистые. АД
90/60 мм.рт.ст. PS 80 уд. в 1 мин., удовл-х св-в. Живот мягкий, б/
болезненный при пальпации. В программу дальнейшего обследования,
помимо общего обязательного комплекса лабораторных исследований,
включены: ЭКГ, УЗИ сердца. Предположительный диагноз – вегето- сосудистая дистония.
Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем
дополнительных исследований? Варианты ответа:
А. Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются
В. Диагноз поставлен без достаточных оснований
C. Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы
D. Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме
E. Дополнительные исследования намечены неправильно
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Важной психологической составляющей лечебно – диагностического процесса является коммуникативная компетентность медицинских работников.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В первую очередь, коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры,
А. Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются
В. Диагноз поставлен без достаточных оснований
C. Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы
D. Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме
E. Дополнительные исследования намечены неправильно
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Важной психологической составляющей лечебно – диагностического процесса является коммуникативная компетентность медицинских работников.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В первую очередь, коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры,
психолога или социального работника. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу,
коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем,
что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно,
сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.
Коммуникативная компетентность врача — профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача.
Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез,
получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность,
обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.
Психологическая сторона отношений «врач-больной» важна и в условиях платной медицины, когда пациент выступает в роли «заказчика» и оплачивает услуги. В этом случае он ориентируется не только на
«профессионализм», но и на чисто человеческие, личностные качества врача:
насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив,
располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача длябольного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки.
Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность,
контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и
соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, врач должен уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.
В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) — терпимость, снисходительность и др.
Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки,
привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией и не только предотвратить
коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем,
что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно,
сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.
Коммуникативная компетентность врача — профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача.
Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез,
получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность,
обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.
Психологическая сторона отношений «врач-больной» важна и в условиях платной медицины, когда пациент выступает в роли «заказчика» и оплачивает услуги. В этом случае он ориентируется не только на
«профессионализм», но и на чисто человеческие, личностные качества врача:
насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив,
располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача длябольного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки.
Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность,
контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и
соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, врач должен уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.
В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) — терпимость, снисходительность и др.
Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки,
привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией и не только предотвратить
конфликт, но способствовать формированию у пациента положительной терапевтической перспективы.
Коммуникативная компетентность в
профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.
Психологические характеристики, формирующие коммуникативную
компетентность.
Умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с другими людьми формируется в процессе взаимодействия с окружающими, по мере накопления опыта отношений в различных социальных ситуациях, выполнения разных видов деятельности.
В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе,
устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку,
укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события.
В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций,
равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.
Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача,
— это
эмоциональная
стабильность,уравновешенность при отсутствии импульсивности,
чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать
«психологических срывов», конфликтов. Душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений.
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач-больной», является также
эмпатия -способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию,
своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного.
Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии,
основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной
(познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах
(сравнения и аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке,
основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больным субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и анозогнозии, а также в случае симулятивного поведения.
Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к
отвержению.
Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную
Коммуникативная компетентность в
профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.
Психологические характеристики, формирующие коммуникативную
компетентность.
Умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с другими людьми формируется в процессе взаимодействия с окружающими, по мере накопления опыта отношений в различных социальных ситуациях, выполнения разных видов деятельности.
В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе,
устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку,
укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события.
В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций,
равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.
Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача,
— это
эмоциональная
стабильность,уравновешенность при отсутствии импульсивности,
чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать
«психологических срывов», конфликтов. Душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений.
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач-больной», является также
эмпатия -способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию,
своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного.
Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии,
основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной
(познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах
(сравнения и аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке,
основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больным субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и анозогнозии, а также в случае симулятивного поведения.
Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к
отвержению.
Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную
связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны больного заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности.
Психологические
особенности,
снижающие
коммуникативную
компетентность врача. Профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и,
следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.
Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач-больной».
Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую,
разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию,
определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его.
Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность.Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее.
Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного.
Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установление доверительных отношений «врач-больной» — глубокая
интровертированность врача. Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в
межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера»,
препятствующего эффективному общению.
Интровертированность,
выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.
Общение врача и пациента можно назвать вынужденным общением, т.к.
основным мотивом встречи и беседы становится появлением у одного из участников взаимодействия проблем со стороны здоровья — болезненных симптомов. Со стороны врача вынужденность выбора субъекта общения обусловлена его профессией. Если обращение пациента к врачу диктуется поиском помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями профессионального роста и материального подкрепления.
Мотивы обращения к врачу могут быть разнообразными. Во-первых,
человек может быть нацелен на обследование у врача с целью «исключить
Психологические
особенности,
снижающие
коммуникативную
компетентность врача. Профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и,
следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.
Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач-больной».
Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую,
разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию,
определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его.
Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность.Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее.
Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного.
Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установление доверительных отношений «врач-больной» — глубокая
интровертированность врача. Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в
межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера»,
препятствующего эффективному общению.
Интровертированность,
выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.
Общение врача и пациента можно назвать вынужденным общением, т.к.
основным мотивом встречи и беседы становится появлением у одного из участников взаимодействия проблем со стороны здоровья — болезненных симптомов. Со стороны врача вынужденность выбора субъекта общения обусловлена его профессией. Если обращение пациента к врачу диктуется поиском помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями профессионального роста и материального подкрепления.
Мотивы обращения к врачу могут быть разнообразными. Во-первых,
человек может быть нацелен на обследование у врача с целью «исключить