Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
побочных действий препарата; коррекция эгротогении; формирование лечебной перспективы в связи с проводимой терапией.
Плацебо-терапия (от лат. placebo - понравлюсь, удовлетворю) - один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных средств способствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию. Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название "плацебо". При приеме "пустышки" (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента.
Плацебо-тесты позволили выявить людей с положительным и отрицательным плацебо-эффектами и лиц, при исследовании которых сколько-нибудь существенный плацебо-эффект отсутствовал (плацебо- нонреакторы). Плацебо стали назначать и на длительное время для косвенной вооруженной) психотерапии или так называемой плацебо-терапии
(медикаментозной психотерапии).
Составляющей плацебо-эффектов являются процессы научения (условно-рефлекторные механизмы и моделирование).
Если условно-рефлекторное научение объясняет длительность плацебо-реакций
(например, при приеме плацебо- транквилизаторов плацебо-реакции могут сохраняться в течение 2 - 3 лет), то моделирование делает понятной их зависимость от личности врача и больного. Наиболее выраженные плацебо-реакции наблюдаются у внушаемых, конформных, боязливых пациентов, готовых к безусловному сотрудничеству со специалистом. Личность психотерапевта, назначающего лекарство, всегда решающим образом отражается в плацебо-эффектах и тем самым на действии любого медикамента. Успех терапии с помощью плацебо у разных врачей различен, но у одного и того же - повторяем. Результаты лечения зависят от способности специалиста к терапевтической коммуникации и его убежденности в действенности препарата также и тогда,
когда речь идет о плацебо.
На выраженность плацебо-эффекта влияет множество самых различных факторов. Перечислим лишь некоторые из них: степень новизны препарата, его доступность, упаковка, реклама, характер информации,
содержащейся в аннотации к препарату, предшествующая эффективность лекарства у данного больного, его установка на психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение пациента к специалисту,
назначающему препарат, и отношение врача к лекарству, установка врача на психотерапию или биологическую терапию, репутация лекарства среди других больных, отношение к препарату членов семьи и т. д. Под семейным,
в частности родительским, плацебо-эффектом понимается высокая положительная (или отрицательная) оценка родственниками изменений состояния больного, получающего плацебо, причем ни сам пациент, ни член семьи, оценивающий эти изменения, не знают, какой препарат назначен.
Таким образом, необходимо учитывать, кто из близких наиболее авторитетен для больного в вопросах его лечения, их отношение к лечению последнего.
Положительный родительский плацебо-эффект улучшает "терапевтическую"
среду в семье, повышает чувство оптимизма, благоприятно сказывается на состоянии больного. Оценить эффективность медикаментозного лечения можно лишь с учетом плацебо.
Ожидание больным пользы от лечения само по себе может иметь устойчивое и глубокое влияние на его физическое и психическое состояние.
Эффективность психотерапии также в определенной мере зависит от способности врача сформировать у пациента надежду на улучшение, а это означает, что плацебо-эффект проявляется в каждом контакте "психотерапевт
- больной". Плацебо-эффект может быть носителем неосознаваемых элементов взаимоотношений между врачом и пациентом, например проявлений агрессии, сопротивления, защиты. Таким образом, ни один
Плацебо-терапия (от лат. placebo - понравлюсь, удовлетворю) - один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных средств способствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию. Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название "плацебо". При приеме "пустышки" (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента.
Плацебо-тесты позволили выявить людей с положительным и отрицательным плацебо-эффектами и лиц, при исследовании которых сколько-нибудь существенный плацебо-эффект отсутствовал (плацебо- нонреакторы). Плацебо стали назначать и на длительное время для косвенной вооруженной) психотерапии или так называемой плацебо-терапии
(медикаментозной психотерапии).
Составляющей плацебо-эффектов являются процессы научения (условно-рефлекторные механизмы и моделирование).
Если условно-рефлекторное научение объясняет длительность плацебо-реакций
(например, при приеме плацебо- транквилизаторов плацебо-реакции могут сохраняться в течение 2 - 3 лет), то моделирование делает понятной их зависимость от личности врача и больного. Наиболее выраженные плацебо-реакции наблюдаются у внушаемых, конформных, боязливых пациентов, готовых к безусловному сотрудничеству со специалистом. Личность психотерапевта, назначающего лекарство, всегда решающим образом отражается в плацебо-эффектах и тем самым на действии любого медикамента. Успех терапии с помощью плацебо у разных врачей различен, но у одного и того же - повторяем. Результаты лечения зависят от способности специалиста к терапевтической коммуникации и его убежденности в действенности препарата также и тогда,
когда речь идет о плацебо.
На выраженность плацебо-эффекта влияет множество самых различных факторов. Перечислим лишь некоторые из них: степень новизны препарата, его доступность, упаковка, реклама, характер информации,
содержащейся в аннотации к препарату, предшествующая эффективность лекарства у данного больного, его установка на психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение пациента к специалисту,
назначающему препарат, и отношение врача к лекарству, установка врача на психотерапию или биологическую терапию, репутация лекарства среди других больных, отношение к препарату членов семьи и т. д. Под семейным,
в частности родительским, плацебо-эффектом понимается высокая положительная (или отрицательная) оценка родственниками изменений состояния больного, получающего плацебо, причем ни сам пациент, ни член семьи, оценивающий эти изменения, не знают, какой препарат назначен.
Таким образом, необходимо учитывать, кто из близких наиболее авторитетен для больного в вопросах его лечения, их отношение к лечению последнего.
Положительный родительский плацебо-эффект улучшает "терапевтическую"
среду в семье, повышает чувство оптимизма, благоприятно сказывается на состоянии больного. Оценить эффективность медикаментозного лечения можно лишь с учетом плацебо.
Ожидание больным пользы от лечения само по себе может иметь устойчивое и глубокое влияние на его физическое и психическое состояние.
Эффективность психотерапии также в определенной мере зависит от способности врача сформировать у пациента надежду на улучшение, а это означает, что плацебо-эффект проявляется в каждом контакте "психотерапевт
- больной". Плацебо-эффект может быть носителем неосознаваемых элементов взаимоотношений между врачом и пациентом, например проявлений агрессии, сопротивления, защиты. Таким образом, ни один
медикамент или какое-либо психотерапевтическое воздействие не лишено плацебо-суггестивного эффекта. Этот эффект может быть систематически использован как плацебо-терапия, интегрированная в комплексное лечение.
Индивидуальная психотерапия является такой организационной формой психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач - пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы
групповой психотерапии, где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа. Как индивидуальная, так и групповая психотерапия используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи,
способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом (и группой), длительность и другие переменные психотерапии.
Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии при проведении реабилитации может решаться в сторону повышения интенсивности как той, так и другой. Индивидуальная работа с больным важна для выявления основной внутри- и межличностной проблематики,
формирования мотивации к эффективному участию в групповых занятиях,
коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах может рассматриваться как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами. В условиях группы осуществляется одновременное влияние на все основные компоненты отношений - познавательный, эмоциональный и поведенческий: достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность. Групповая психотерапия способствует восстановлению системы отношений больных с
микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентации в соответствие с образом жизни, то есть решению тех первоочередных задач,
без которых невозможно успешное социальное функционирование пациента.
Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации:
1. Терапевтические вмешательства, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способность к
самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они объединяют группы: разговорные, проблемных дискуссий,
психомоторные, коммуникативные, арт- и музыкотерапии, а также семейную психотерапию.
2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в своей основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п.
В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических и индивидуально- психологических факторов в формировании картины болезни, в различной степени страдают способности больного к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.
Цели психотерапевтической работы достижимы тогда, когда учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личностные характеристики, особенности непосредственного социального окружения, индивидуальные жизненные условия и прогноз. В
зависимости от этого должен решаться вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке малоэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации.
Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния при неразумном вскрытии и обсуждении психологических и
Индивидуальная психотерапия является такой организационной формой психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач - пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы
групповой психотерапии, где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа. Как индивидуальная, так и групповая психотерапия используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи,
способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом (и группой), длительность и другие переменные психотерапии.
Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии при проведении реабилитации может решаться в сторону повышения интенсивности как той, так и другой. Индивидуальная работа с больным важна для выявления основной внутри- и межличностной проблематики,
формирования мотивации к эффективному участию в групповых занятиях,
коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах может рассматриваться как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами. В условиях группы осуществляется одновременное влияние на все основные компоненты отношений - познавательный, эмоциональный и поведенческий: достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность. Групповая психотерапия способствует восстановлению системы отношений больных с
микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентации в соответствие с образом жизни, то есть решению тех первоочередных задач,
без которых невозможно успешное социальное функционирование пациента.
Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации:
1. Терапевтические вмешательства, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способность к
самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они объединяют группы: разговорные, проблемных дискуссий,
психомоторные, коммуникативные, арт- и музыкотерапии, а также семейную психотерапию.
2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в своей основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п.
В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических и индивидуально- психологических факторов в формировании картины болезни, в различной степени страдают способности больного к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.
Цели психотерапевтической работы достижимы тогда, когда учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личностные характеристики, особенности непосредственного социального окружения, индивидуальные жизненные условия и прогноз. В
зависимости от этого должен решаться вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке малоэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации.
Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния при неразумном вскрытии и обсуждении психологических и
социально-психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.
Рациональная психотерапия – метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы,
доказывать их обоснованность.
Цель воздействия рациональной психотерапии – искаженная
«внутренняя картина болезни», создающая дополнительный источник переживаний для больного. Снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента,
касающихся его болезни, - основные точки приложения рациональной психотерапии.
Выделяют различные варианты рациональной психотерапии. При одних пациент подводится к определенному запрограммированному результату, при этом психотерапевт проявляет высокую активность в аргументации, опровергая неправильные доводы больного, побуждая его сформулировать нужные выводы. Большую роль в такой ситуации может сыграть методика сократовского диалога, при которой вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы, на основе которых больной уже сам делает выводы. В рациональной психотерапии идет обращение к логическому мышлению пациента, значительная роль отводится также отреагированию, поведенческому научению.
Основные формы рациональной психотерапии:
1.
Объяснение и разъяснение, включающие истолкование сущности заболевания, причин его возникновения с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых больными, не включаемых во «внутреннюю картину болезни»; в результате реализации этого этапа достигается более ясная,
определенная картина болезни, снимающая дополнительные источники тревоги, открывающая пациенту возможность более активно самому контролировать болезнь;
2.
Убеждение – коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к болезни, способствующая переходу к модификации личностных установок больного;
3.
Переориентация – достижение более стабильных перемен в установках больного, прежде всего в его отношении к болезни,
связанное с изменениями в системе его ценностей и выводящее его за пределы болезни;
4.
Психагогика – переориентация более широкого плана, создающая позитивные перспективы для пациента вне болезни.
Внушение (от лат. Suggestio) – подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно- психических и соматических процессов. Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, проводящего внушение).
Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние. Внушение в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, трудоспособности и пр.), так и на устранения некоторых невротических симптомов.
Обычно внушению наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждение больного в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее,
чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего внушение.
Степень реализации внушения определяется также особенностями личности больного, выраженностью «магического» настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов. Т.о., основными показаниями к внушению в состоянии бодрствования являются психогенные и психосоматические расстройства,
коррекция «внутренней картины болезни» при наличии у пациента
Рациональная психотерапия – метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы,
доказывать их обоснованность.
Цель воздействия рациональной психотерапии – искаженная
«внутренняя картина болезни», создающая дополнительный источник переживаний для больного. Снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента,
касающихся его болезни, - основные точки приложения рациональной психотерапии.
Выделяют различные варианты рациональной психотерапии. При одних пациент подводится к определенному запрограммированному результату, при этом психотерапевт проявляет высокую активность в аргументации, опровергая неправильные доводы больного, побуждая его сформулировать нужные выводы. Большую роль в такой ситуации может сыграть методика сократовского диалога, при которой вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы, на основе которых больной уже сам делает выводы. В рациональной психотерапии идет обращение к логическому мышлению пациента, значительная роль отводится также отреагированию, поведенческому научению.
Основные формы рациональной психотерапии:
1.
Объяснение и разъяснение, включающие истолкование сущности заболевания, причин его возникновения с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых больными, не включаемых во «внутреннюю картину болезни»; в результате реализации этого этапа достигается более ясная,
определенная картина болезни, снимающая дополнительные источники тревоги, открывающая пациенту возможность более активно самому контролировать болезнь;
2.
Убеждение – коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к болезни, способствующая переходу к модификации личностных установок больного;
3.
Переориентация – достижение более стабильных перемен в установках больного, прежде всего в его отношении к болезни,
связанное с изменениями в системе его ценностей и выводящее его за пределы болезни;
4.
Психагогика – переориентация более широкого плана, создающая позитивные перспективы для пациента вне болезни.
Внушение (от лат. Suggestio) – подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно- психических и соматических процессов. Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, проводящего внушение).
Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние. Внушение в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, трудоспособности и пр.), так и на устранения некоторых невротических симптомов.
Обычно внушению наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждение больного в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее,
чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего внушение.
Степень реализации внушения определяется также особенностями личности больного, выраженностью «магического» настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов. Т.о., основными показаниями к внушению в состоянии бодрствования являются психогенные и психосоматические расстройства,
коррекция «внутренней картины болезни» при наличии у пациента
определенного уровня внушаемости. Внушаемость – это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаками повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма.
Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos – происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены,
направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека,
нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения,
зависимости от врача.
Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х годов. Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции,
характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций.
Показания к аутогенной тренировке: состояния нервно-психического напряжения, тревоги у больных с пограничными психическими расстройствами; как методика психопрофилактики родовых болей; как психогигиеническое и психопрофилактическое средство при подготовке спортсменов, людей, работающих в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях; как метод производственной гигиены; при лечении заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический (при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, при спастических болях желудочно-кишечного тракта и запорах); при лечении больных язвенной болезнью, одной из причин которой является местный неврогенный спазм сосудов; при лечении различных невротических расстройств речи и фонации (в общей группе больных аутогенная тренировка помогает купировать лишь явления логофобии, но не излечивает заикание как системный невроз, в связи с чем необходимы занятия пациентов в специализированных психотерапевтических группах для больных логоневрозами); как компонент комплексного лечения алкоголизма и наркомании, в частности для устранения абстинентного синдрома и формирования антитоксикоманической установки; при лечении остаточных явлений органических заболеваний нервной системы с целью купирования психогенных расстройств, дополняющих и осложняющих картину органического поражения нервной системы, а также коррекции реакции личности на болезнь при сосудистых поражениях мозга, лечении остаточных явлений черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др.
Противопоказаниями для применения аутогенной тренировки являются состояния неясного сознания и бреда, в особенности бреда отношения и воздействия. Не рекомендуется аутогенная тренировка во время острых соматических приступов и вегетативных кризов. При выраженной артериальной гипотонии используются некоторые специальные приемы для преодоления нежелательного преобладания вагусной системы.
Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos – происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены,
направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека,
нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения,
зависимости от врача.
Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х годов. Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции,
характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций.
Показания к аутогенной тренировке: состояния нервно-психического напряжения, тревоги у больных с пограничными психическими расстройствами; как методика психопрофилактики родовых болей; как психогигиеническое и психопрофилактическое средство при подготовке спортсменов, людей, работающих в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях; как метод производственной гигиены; при лечении заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический (при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, при спастических болях желудочно-кишечного тракта и запорах); при лечении больных язвенной болезнью, одной из причин которой является местный неврогенный спазм сосудов; при лечении различных невротических расстройств речи и фонации (в общей группе больных аутогенная тренировка помогает купировать лишь явления логофобии, но не излечивает заикание как системный невроз, в связи с чем необходимы занятия пациентов в специализированных психотерапевтических группах для больных логоневрозами); как компонент комплексного лечения алкоголизма и наркомании, в частности для устранения абстинентного синдрома и формирования антитоксикоманической установки; при лечении остаточных явлений органических заболеваний нервной системы с целью купирования психогенных расстройств, дополняющих и осложняющих картину органического поражения нервной системы, а также коррекции реакции личности на болезнь при сосудистых поражениях мозга, лечении остаточных явлений черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др.
Противопоказаниями для применения аутогенной тренировки являются состояния неясного сознания и бреда, в особенности бреда отношения и воздействия. Не рекомендуется аутогенная тренировка во время острых соматических приступов и вегетативных кризов. При выраженной артериальной гипотонии используются некоторые специальные приемы для преодоления нежелательного преобладания вагусной системы.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Методики аутогенной тренировки.
Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу): 1. низшая ступень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2. высшая ступень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.
Низшую ступень аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз: 1. положение сидя, "поза кучера" - тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены; 2. положение лежа
- тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки,
несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз; 3. положение полулежа - тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.
Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 - 6 раз)
соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки.
Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: "Я совершенно спокоен".
Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах,
что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры.
Формулы: "Правая рука совершенно тяжелая", затем "Левая рука совершенно тяжелая" и "Обе руки совершенно тяжелые". Такие же формулы для ног.
Окончательная формула: "Руки и ноги совершенно тяжелые".
Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей.
Формулы: "Правая (левая) рука совершенно теплая", затем "Руки совершенно теплые", те же формулы для ног. Окончательная формула: "Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые".
Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений.
Формула: "Сердце бьется сильно и ровно".
Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: "Дышу совершенно спокойно".
Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: "Мое солнечное сплетение излучает тепло".
Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза.
Формула: "Мой лоб приятно прохладен".
Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.
На проработку каждого упражнения уходит 2 нед. Весь курс аутогенной тренировки длится около трех месяцев. Обычно занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руководством психотерапевта;
продолжительность занятия 15 - 20 мин. Большое внимание уделяется самостоятельным тренировкам пациентов, которые проводятся дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед сном), причем, как правило, пациенты ведут дневники, где описывают ощущения,
испытываемые ими во время занятий.
Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы. В первой фазе пациент ощущает тяжесть, тепло, истому, разлившуюся по всему телу.
Вторая фаза характеризуется ощущением телесной легкости, невесомости,
причем нередко возникают нарушения схемы тела. Третью фазу можно характеризовать как "исчезновение тела". В силу значительного торможения коры повторяемые формулы становятся эффективным средством самовнушения. В аутогенном погружении пациент приступает к направленному против определенных болезненных расстройств самовнушению.
Выделяется 5 типов формул-намерений: 1. нейтрализующие,
использующие вариант самовнушения "все равно": "Глотание все равно" - при эзофагоспазме, "Цветочная пыльца все равно" - при аллергиях и т. п.; 2.
усиливающие, например: "Я знаю, что я проснусь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе" - при энурезе; "Мой мозг говорит автоматически" - при заикании; 3. абстинентно-направленные, например: "Я знаю, что я не приму