Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1152

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ни одной капли алкоголя, ни в какой форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах"; 4. парадоксальные, например: "Я хочу писать как можно хуже" - при писчем спазме; 5. поддерживающие, например: "Я знаю, что я не завишу от лекарств" - при астме; "Имена интересны" - при плохом запоминании имен.
Аутогенная медитация по Шульцу. Прежде чем приступить к аутогенной медитации, тренирующийся должен научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время - по часу и более. Во время такой "пассивной концентрации" возникают различные визуальные феномены ("тени", "простейшие формы", цветовые пятна и т. п.). Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать "пассивную концентрацию" при наличии раздражающих помех - яркого света, шума,
звучащего радио и т. п.
Первое упражнение медитации. Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений.
Второе упражнение медитации. Вызывание определенных цветовых представлений, "видение" заданного цвета.
Третье упражнение медитации. Визуализация конкретных предметов.
Четвертое упражнение медитации. Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как "справедливость", "счастье",
"истина" и т. п. Во время выполнения этого упражнения возникает поток представлений строго индивидуальных. Например, "свобода" ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии. Конкретные зрительные образы,
ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению
Шульца, выявиться подсознательному.
Пятое упражнение медитации. Концентрация "пассивного внимания"
на произвольно вызываемых, эмоционально значимых ситуациях. Во время выполнения упражнения тренирующийся нередко "видит" себя в центре воображаемой ситуации.
Шестое упражнение медитации. Вызывание образов других людей.
Вначале следует научиться вызывать образы "нейтральных" лиц, затем - эмоционально окрашенные образы приятных и неприятных пациенту людей.
Шульц отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько шаржированно, карикатурно. Постепенно такие образы становятся все более "спокойными", "бесстрастными", смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации. Это служит показателем начавшейся "аутогенной нейтрализации".
Седьмое упражнение медитации. Автор назвал его "ответом бессознательного". Тренирующийся спрашивает себя: "Чего я хочу?", "Кто я такой?", "В чем моя проблема?" и т. п. В ответ он подсознательно отвечает потоком образов, помогающих увидеть себя "со стороны" в разнообразных, в том числе и тревожащих, ситуациях. Так достигается катарсис,
самоочищение, и наступает "аутогенная нейтрализация", то есть излечение.
Аутогенное
отреагирование
по
Луте.
Для нейтрализации отрицательных переживаний используются приемы "повторения" тех ситуаций, которые и явились причиной психической травмы. Так же как и при психоаналитических сеансах, во время аутогенного отреагирования врач соблюдает полную нейтральность. Опыт показывает, что мозг пациента сам "знает" , в какой форме и в каком порядке следует "высказывать материал"
при аутогенной нейтрализации. При нейтрализации высвобождается (то есть вербализуется) лишь тот "материал", который мешает нормальной деятельности мозга. Аутогенная вербализация осуществляется при закрытых глазах, а задачей пациента является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образах. В методике практического проведения аутогенного отреагирования по Луте можно выделить пять основных правил, или условий: 1. необходимость перехода от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2. ничем не ограничиваемое вербальное описание любых восприятий (сенсорных образов); 3. принцип психотерапевтического вмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию; 4. соблюдение или признание внутренней динамики,
которая присуща периоду аутогенных разрядов; 5. принцип самостоятельного

окончания психотерапевтической работы. На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения.
Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения психотерапевта. Интервалы между сеансами составляют
7 - 10 дней.
Гипноз (от греч. hypnos – сон) - временное состояние сознания,
характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
Научная гипнология берет начало с середины XIX в., хотя практическое использование гипноза имеет многовековую историю. Термин гипноз впервые был применен английским хирургом Брэдом, книга которого,
посвященная нейрогипнологии, вышла в свет в 1843 г. Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. Эриксоновскому подходу свойственно расширенное понимание гипнотического состояния,
представляющего собой разновидность измененного или трансового состояния сознания. Гипнотический транс, согласно Эриксону, это последовательность взаимодействий гипнотерапевт - пациент, приводящая к поглощенности внутренними восприятиями и вызывающая такое измененное состояние сознания, когда Я пациента начинает проявляться автоматически,
то есть без участия сознания. Эриксоновский гипнотерапевт действует в соответствии с принципом утилизации, согласно которому стереотипы самопроявления пациента рассматриваются как основа возникновения терапевтического транса. Это требует не стандартизованных воздействий, а приспособления гипнотерапевта к текущему поведению пациента, а затем руководства им. Транс возникает из межличностного взаимодействия на уровне ощущений, когда гипнотерапевт подстраивается к пациенту, тем самым позволяя обеим сторонам становиться все более восприимчивыми по отношению друг к другу.
Показания к гипнотерапии: различные заболевания нервной системы, в клинике психических расстройств, при болезнях внутренних органов, в акушерско-гинекологической практике, при хирургических вмешательствах и кожных заболеваниях. Абсолютными противопоказаниями к гипнотерапии являются бредовые формы психозов (особенно когда больной считает, что его "загипнотизировали", и просит врача "разгипнотизировать" его) и гипноманические установки истерических личностей. При использовании гипнотерапии приходится учитывать степень гипнабельности пациента, при отсутствии которой или низкой ее выраженности применение гипнотерапии проблематично. Гипнабельность – психофизиологическая способность
(восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т.е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний.
Основные осложнения при гипнотерапии - это потеря раппорта,
истерические припадки, спонтанный сомнамбулизм, переход глубокого сомнамбулического гипноза в гипнотическую летаргию и др. Эти осложнения при спокойном поведении врача, понимании характера заболевания и знании техники гипноза не приводят к серьезным последствиям. Причины неудач гипнотерапии могут быть связаны с упорным применением врачом одного лишь гипносуггестивного метода при игнорировании им общих психотерапевтических подходов, рациональной психотерапии, тренировочных приемов и других показанных в данном конкретном случае методов психотерапии.
Основные различия классического и эриксоновского гипноза представлены в таблице.
Таблица. Основные различия классического и эриксоновского гипноза
Дифференциальные

критерии
Классический гипноз
Эриксоновский гипноз
Атрибуция лечебного воздействия
Метод и конкретный психотерапевт
Саногенные ресурсы пациента
Стратегия взаимоотношения приемов гипноза - психотерапевта - пациента
Пациент настраивается на работу с данным психотерапевтом в рамках предпочитаемых им приемов
Психотерапевт готовится работать с данным пациентом,
подстраивает для него приемы
Гипнабельность
Считаются негипнабельными 5-
20 % пациентов
Все пациенты считаются гипнабельными,
негипнабельность расценивается как проявление методической ригидности психотерапевта и необходимости подбора других приемов гипнотизации
Параллельно возникающие трансовые состояния сознания самого психотерапевта
Воспринимаются как помеха,
преодолеваются
Эксплуатируются для раскрепощения интуиции и эмпатии психотерапевта,
подстройки к пациенту и для повышения сенсорной восприимчивости; контроль над ситуацией предоставляется котерапевту-наблюдателю
Лечебные формулировки
Четкие и рациональные (хотя гипнотические внушения адресуются бессознательному) с акцентированием на симптоме
Расплывчатые, с высокой разрешающей возможностью подключения субъективной реальности пациента, и оставляющие простор для "самодеятельности" его саногенных ресурсов
Нозологические и личностные противопоказания
Имеются
Практически отсутствуют; сам пациент решает, какие изменения и в каком объеме должны происходить
Гештальт-терапия
От немецкого слова gestalt - образ, форма, стремящаяся к завершенности. Метод создан F. Perls (1917). Основными тезисами гештальт- терапии является то, что психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. Это свойство психики наглядно иллюстрируется особенностями восприятия. Когда мы смотрим на квадрат и треугольник - мы видим их, а не просто несколько уголков: благодаря психической активности изображение достраивается до целого. По этой причине мы видим не сумму качеств, а именно целостные предметы.
Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. По причине той же закономерности взрослый человек может вдруг купить себе игрушку,
которую ему хотелось купить в детстве.
Отсутствие целостности, завершенности порождает напряжение,
внутренний конфликт, невроз. Так, например, человек, потерявший кого-то из

близких, часто испытывает чувство вины по отношению к умершему,
подавленность или отчаяние от того, что ничего нельзя вернуть и исправить.
Дело в том, что во взаимоотношениях близких людей всегда достаточно чего- то недосказанного, невыясненного, отложенного "на потом". С точки зрения гештальт-терапии все эти намерения, которые вдруг теряют возможность быть исполненными, играют весьма значительную (если не главную) роль в генезе депрессии и отчаяния.
Иногда гармония, устойчивость личности может нарушаться из-за конфликта противоположных тенденций внутри нее. Противоположности всегда существуют в психической жизни человека: он может одновременно души не чаять в близком человеке и испытывать раздражение по поводу каких-то его качеств; испытывать радость от того, что окончил институт и огорчение от того, что кончилась пора студенчества. В случае гармоничного развития противоположности дополняют друг друга, наполняют эмоциональную жизнь оттенками. Когда же противоположные тенденции
(чувства, намерения) начинают вести баталии внутри человека, он испытывает чувство вины, беспомощности, делается пассивным,
подавленным, неспособным к принятию решения. Так, например, может выглядеть конфликт между желанием и чувством долга: молодой человек хочет жить отдельно от родителей, но не решается сказать им об этом.
Внутренний голос долга как бы говорит: "Ты должен оставаться дома, ты знаешь, как родители в тебе нуждаются". Но тут же внутренний голос желания отвечает: "Но я хочу быть самостоятельным" и т. д. Подобный внутренний диалог может продолжаться до бесконечности, решение не принимается, ситуация представляется безвыходной.
Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать имеющийся конфликт или тенденцию и восстановить утраченную целостность, завершенность.
Гештальт-терапия может быть индивидуальной или групповой. Чаще всего используются методы, заимствованные из психодрамы (жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для участников, моделируются театрализованными методами, в качестве "актеров" выступают сами клиенты). Конфликт выводится во внешний план и тем самым берется под контроль сознания; ситуация незавершенности может быть отыграна в символическом плане.
Показаниями для терапии являются болезни зависимости, пограничные расстройства, противопоказаниями - острые психозы, шизофрения,
эпилепсия и умственная отсталость. Гештальт-терапия также применяется у психически здоровых лиц при решении задач психологической адаптации и социальной успешности.
Арттерапия.
Термин "арттерапия" ("art" - искусство, "arttherapy" - терапия искусством) особенно распространен в странах английского языка и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях.
Показания к арттерапии достаточно обширны, тем более что ее применение может "дозироваться" от относительно "поверхностной занятости" до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний.
Многоплановое воздействие искусства и творчества позволяет применять его к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах.
При рассмотрении показаний к арттерапии помимо клинической картины,
интенсивности переживаний и состояния эмоциональной сферы пациента необходимо учитывать и его отношение и интерес к изобразительному творчеству в преморбиде и во время болезни, подготовленность, интеллект и многие другие факторы. Арттерапию можно применять на разных уровнях в зависимости от степени вовлеченности пациента и роли, которую это лечение выполняет: ее используют как основной и единственный метод лечения, хотя чаще она выполняет синергические функции. Арттерапию можно использовать как седативное средство при психомоторном возбуждении и

агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания. Она может также выполнять активизирующие и адаптивные функции, оказывать и расслабляющее действие: расслабление наступает после творческой активности при высвобождении энергии снявшегося напряжения.
Противопоказания к арттерапии - состояния, не позволяющие больному определенное время усидеть за рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми трудными для психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия. Также противопоказанием являются расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
В странах СНГ одной из наиболее популярных моделей психотерапии остается
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24