Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нейролингвистическое
программирование
(НЛП).
Специфическая черта этого подхода заключается прежде всего в его притязаниях на высокую эффективность - книги по НЛП переполнены восторженными описаниями необычайной легкости, быстроты и блеска, с которыми терапевты упомянутой школы справляются с любыми, даже самыми трудными и сложными, проблемами. Еще более многообещающими выглядят рекламные объявления обучающих семинаров и тренингов. Адепты
НЛП подчеркивают новизну и междисциплинарный характер своих техник,
их исключительные возможности, всеобъемлющее совершенство.
Набор разнообразных приемов коммуникации и элементов поведения,
используемых не только в психотерапии, но и в педагогике, менеджменте,
психологии творчества и объединенных под названием НЛП, был разработан американскими исследователями Р.Бендлером и Д.Гриндером в 1975 г.
Согласно "Психотерапевтической энциклопедии", эта модель является "междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации".
Основатели НЛП как специалисты в области математического моделирования и коммуникационных процессов почти конкретно восприняли популярную в те годы метафору человеческой психики как "биокомпьютера",
имеющего свой специфический "язык", на котором составляются определенные "программы". С их точки зрения, эти "программы" всегда носят адаптивную направленность и формируются за счет: 1. уникального генетического набора; 2. закрепления внушений значимых лиц; 3.
самопрограммирования и 4. стрессовых состояний различной степени интенсивности, сопровождающихся трансом, т.е. специфической диссоциацией психики.
Большая часть таких "программ" человеком не осознается и находит свое отражение лишь в глубинных речевых структурах. Поэтому основное внимание НЛП уделяет не столько содержанию человеческого опыта, сколько его форме, а также тем процессам, с помощью которых этот опыт оформляется в том или ином структурированном виде.
НЛП представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической мета-модели человека, суть которой заключена в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в НЛП существует понятие модальности – наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визуальная, аудиальная, кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором – о манипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов. Целью программирования является выработка определенной стратегии поведения, желательной для человека или окружения.

В рамках НЛП используется несколько техник («якорение», «взмах»,
«взрыв», «метафора»). Основной техникой считается рефрейминг –
переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения НЛП:
- любой симптом, любая эмоциональная или поведенческая реакция человека носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только в тех случаях, когда используются в несоответствующем контексте;
- у каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить;
- каждый человек обладает скрытыми ресурсами, которые позволяют изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.
Рефрейминг осуществляется чаще всего поэтапно. На первом этапе определяется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую,
представленную симптомом) и вступить в контакт с частью, отвечающей за формирование и проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на третьем – производится отделение симптома от первоначального мотива (намерение); на четвертом – обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями с
«постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями);
на пятом и шестом – формирование согласия всего Я на новую связь.
Техники НЛП в лечебных целях могут использоваться при невротических расстройствах, расстройствах личности, психосоматических расстройствах, зависимости от психоактивных веществ с установкой на изменение жизненной позиции. Противопо- казанием являются психические расстройства психотического уровня, особенно с симптомами нарушенного сознания.
Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется кризисной психотерапией. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами
(фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом,
развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации «патологического кризиса». К таким состояниям относятся кризисные состояния, которые сопровождаются патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической, реакцией, невротической депрессией,
психопатической или патохарактерологической реакцией. Наиболее значимым фактором «патологических» кризисных состояний являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение).
Принципы и задачи кризисной психотерапии:
1.
Ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного врачебного вмешательства в ситуацию, во-вторых – с выраженной потребностью пациента в эмпатической поддержке и на первых порах – в руководстве его поведением;
2.
Нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного поведения;
3.
Поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают личностный рост,
повышение фрустрационной толерантности
По своему характеру кризисная психотерапия близка к когнитивно- поведенческой и включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.
Схема индивидуальной психотерапевтической программы
кризисной психотерапии
Этап кризисной поддержки:


1.Установление терапевтического контакта;
2. Раскрытие суицидоопасных переживаний;
3. Мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты;
4. Заключение терапевтического контракта.
Этап кризисного вмешательства:
1.
Когнитивный анализ неопробованных способов решения кризисной проблемы;
2.
Выявление неадаптивных когнитивных механизмов, блокирующих оптимальные способы разрешения кризисной ситуации;
3.
Коррекция неадаптивных когнитивных механизмов.
Этап повышения уровня адаптации:
1.
Поведенческий тренинг неопробованных способов разрешения кризисной ситуации;
2.
Выработка навыков самоанализа и самонаблюдения за неадаптивными когнитивными механизмами, а также их преодоления;
3.
Введение новых значимых других для поддержки и помощи после окончания кризисной терапии.
Формы кризисной психотерапии: индивидуальная, семейная и групповая, проводимая в отделениях кризисных состояний; кроме последних оказание помощи пациентам, находящимся в кризисном состоянии, может быть оказана по телефону доверия (телефонное консультирование) или в кабинетах социально-психологической помощи.
Терминальная психотерапия – психотерапия пациентов, умирающих от неизлечимой болезни или от старости. В качестве неизлечимых заболеваний сегодня выступают прежде всего рак и СПИД, которые воспринимаются многими людьми как процессы, неминуемо ведущие через увядание и боль к смерти.
Основная мишень терминальной психотерапии – страх пациента перед стремительным и неотвратимым завершением жизни.
В контексте терминальной психотерапии одновременно применимы следующие меры:
1. выработка положительного переноса в рамках стабильных отношений с врачом;
2. обеспечение постоянной доступности врача в случае необходимости;
3. использование возможностей для вербализации ипохондрических представлений, чувств и фрустрационной агрессии больного;
4. психологическая поддержка в качестве дополнительного фактора программы соматической терапии;
5. усилия в направлении «третьей реальности», то есть иррациональности, религии.
Психологические особенности оказания медицинской помощи в
чрезвычайных ситуациях.
К чрезвычайным ситуациям (ЧС) относятся события, которые выходят за рамки обычного житейского опыта индивида или коллективного опыта окружающей его микросоциальной среды, и с психологической точки зрения могут вызвать стресс у каждого, вне зависимости от прежнего опыта или социального положения. ЧС как с социальной, так и с биологической точек зрения представляет собой нарушение стабильности и целостности системы,
включающей индивида
(биологического объекта), макро- и
микросоциальную среду.
К ЧС относят:
- природные катастрофы (землетрясения, наводнения, смерчи, сход лавин,
ураганы и т.д.);
- катастрофы, связанные с производственной деятельностью человека
(антропогенные ЧС);
- ситуации, возникающие в связи со сменой социально-политического устройства общества.
Оказание психологической помощи населению при ЧС предполагает проведение подготовительных мероприятий, которые в итоге должны свести к минимуму число жертв и материальный ущерб от ЧС. Необходимые

мероприятия проводятся на государственном, региональном и локальном уровнях.
С момента возникновения ЧС и до появления возможности оказания необходимой высококвалифицированной специализированной помощи проходит определенное время. Условно, по объему оказываемой помощи,
выделяют три фазы:
1. Фаза изоляции. В зависимости от вида ЧС она может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В этот период оказание помощи невозможно, поэтому решающее значение приобретают умение оказывать само- и взаимопомощь.
2. Фаза спасения. Длится от нескольких часов до нескольких дней. В
это время помощь оказывается врачами службы скорой медицинской помощи и обученным персоналом.
3. Фаза специализированной медицинской помощи. Наступает, когда появляется возможность оказания высококвалифицированной медицинской помощи. Врачи – члены группы психолого-психиатрической помощи – по прибытии в эпицентр ЧС должны оценивать состояние пострадавших с учетом нескольких параметров:
- психическое состояние индивида;
- общее состояние организма;
- объем помощи, который был оказан пострадавшему во время фазы изоляции и фазы спасения.
При ЧС медицинская служба эпицентра катастрофы по мере возможности должна быть представлена профессионалами-медиками, не пережившими ЧС. На первом этапе медицинские работники, пережившие
ЧС, могут выступать лишь в качестве лиц, обладающих информацией о местной медицинской инфраструктуре. К медицинским работникам,
пережившим ЧС, следует относиться как к пострадавшим, что подразумевает оказание им необходимой медико-психологической помощи. Их вовлечение в профессиональную деятельность должно быть постепенным. На первых порах им следует поручать конкретные, односложные задачи, которые не связаны с принятием ответственных самостоятельных решений.
Руководитель штаба оказания медицинской помощи должен быть знаком с функциями, выполняемыми психолого-психиатрической службой, а ее представители, в свою очередь, должны информировать руководство штаба о том, какие признаки (жалобы) обнаруживаются у пострадавших и у лиц, оказывающим им помощь. Представитель психолого-психиатрической службы должен принимать участие во встречах руководителей спасательных организаций и местных лидеров с пострадавшим населением и их родственниками с целью выявления лиц, которые в силу имеющихся у них временных расстройств сеют панику, распространяют тревожные, иногда не соответствующие действительности, слухи.
В очаге ЧС в первую очередь оказывается медицинская помощь лицам с физическими (химическими, радиационными и др.) видами поражения.
Этим лицам психолого-психиатрическая поддержка оказывается крайне редко и лишь в случаях выраженного психомоторного возбуждения. Редко психолого-психиатрическая помощь оказывается и лицам с физическими травмами, потерявшим родственника и/или понесшим большой материальный ущерб. Как правило, эти люди получают помощь на более поздних этапах, когда угроза соматического нездоровья исчезает.
В эпицентре ЧС психолого-психиатрическая помощь наиболее часто оказывается лицам, не получившим (или имеющим незначительные)
физические повреждения, не потерявшим близких родственников и не понесшим большой материальный ущерб, но травмированных самим фактом катастрофы.
Люди со стрессовыми расстройствами крайне редко самостоятельно обращаются за психолого-психиатрической помощью. Поэтому врачи- психиатры (психологи, психотерапевты) должны осуществлять амбулаторный прием (лучше в месте, где пострадавшим оказывают материальную помощь или в районной (городской) поликлинике общесоматического профиля),
выезжать на дом (после предварительного уведомления и согласия

пострадавших на беседу.. Если позволяют обстоятельства, необходимо участие членов психолого-психиатрической бригады в общем осмотре пострадавших. Такая необходимость обусловлена тем, что в ряде случаев последствия стрессового воздействия проявляются главным образом в соматической сфере (повышение давления, тахиаритмия, вегетативные проявления и т.д.).
К настоящему времени сформировалось новое научное направление,
обозначаемое как психиатрия чрезвычайных ситуаций. Знание особенностей возникновения, клинических проявлений, течения психических расстройств в условиях чрезвычайных ситуаций (они рассматриваются в частной психиатрии в разделе «Невротические и связанные со стрессом психические расстройства») способствуют оптимизации психологической и
психиатрической помощи пострадавшим.
Представленные в данной главе общие принципы психопрофилактики и реабилитации и роль в их осуществлении методов психотерапии оказали в последние десятилетия существенное влияние на разработку и внедрение прежде всего реабилитационных и в меньшей степени психопрофилактических программ практически во всех областях медицины.
Цели, задачи и конкретное содержание этих программ определяются особенностями клинических проявлений болезни, ее течением, прогнозом,
соотношением биологических, психологических и социальных механизмов в возникновении и развитии патологических расстройств. Психотерапия вместе с социотерапией, фармакотерапией, трудовой терапией и др.
составляют единый комплекс психосоциальных методов, сочетанное применение которых на клинически дифференцированной основе является решающей предпосылкой достижения эффективного социального и трудового восстановления пациентов, оптимизации их личностного развития.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание № 69. Больной П., 36 лет. Страдает обсессивно-компульсивным расстройством с преобладанием агорафобии. В комплексной терапии наряду с медикаментозной в данном случае целесообразно использовать:
A.
Психодинамическую психотерапию
B.
Когнитивную психотерапию
C.
Поведенческую психотерапию
D.
Гипносуггестию
E.
Гештальт-терапию
Задание № 70. Больная И., 52 года. По характеру тревожная, властная,
демонстративная.
Страдает соматизированным расстройством.
Настойчиво требует «назначить гипноз». В данном случае больной показана:
A.
Психодинамическая психотерапия
B.
Когнитивная психотерапия
C.
Поведенческая психотерапия
D.
Гипносуггестия
E.
Гештальт-терапия
Задание № 71. Больной А., 27 лет, дизайнер. Страдает неврастенией.
Обладает высоким интеллектом, ищет причины развившегося состояния
(«помогите разобраться в себе, сколько бы времени это ни заняло»). В
комплексной терапии наряду с медикаментозной в данном случае целесообразно использовать:
A.
Психодинамическую психотерапию
B.
Когнитивную психотерапию
C.
Поведенческую психотерапию
D.
Гипносуггестию
E.
Гештальт-терапию