Файл: Катышева. Литературный монтаж.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для наглядности обратимся к работе В. Яхонтова «Ленин», где артист продолжает поиски, начатые в программе «На смерть Ленина». Текст литмонтажа был напечатан еще при жиз­ни Яхонтова и рекомендовался для клубной самодеятельности.

Сохранились и свидетельства современников об исполнении программы.

Главная тема литмонтажа — историческая роль Владимира Ильича Ленина в Октябрьской революции, в судьбе России и народов, ее населяющих.

Литмонтаж «Ленин» построен на историко-хроникальной основе. Цепь исторических событий определяет его сюжетное развитие и движение темы.

Работа имеет семь частей — семь эпизодов, семь монтажных листов.

В первой части, используя в основном материал поэмы Маяковского «В. И. Ленин» и «Коммунистического мани­феста», Яхонтов раскрывает основные исторические этапы раз-

пития капитализма и его могильщика — пролетариата. Мотив объединяющегося рабочего класса и его исторической миссии, взятый из «Манифеста» поэтически и эмоционально оформлен Яхонтовым строфой известной песни:

Наш паровоз, вперед лети!

В Коммуне — остановка.

Иного нет у нас пути —

В руках у нас винтовка.

Монтажируя знаменитые строки «Манифеста» —«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма...» со строчками В. Маяковского:

Коммунизма

призрак

по Европе рыскал,

уходил

и вновь

маячил в отдаленьи...

По всему поэтому

в глуши Симбирска

родился

обыкновенный мальчик

Ленин.

В. Яхонтов строит завязку вещи, экспозирует главную тему и переходит к следующей части, к развитию действия.

Вторая часть посвящена новому историческому событию — организации ленинской партии.

В третьей части раскрываются события первой мировой войны, деятельности Ленина в эмиграции, Февральской рево­люции и того исторического дня, когда Владимир Ильич после сложнейших мытарств прибывает в революционный Петро­град.

Четвертая часть передает события Октября, пятая — рас­сказывает о заседании II съезда Советов, о победно завершив­шемся штурме Зимнего. Шестая — полная драматизма, гово­рит о ранении Ильича вражеской пулей и его выздоровлении. В седьмой повествуется о первых годах Советской власти и деятельности Ленина, его участии в строительстве ново­го общества. Здесь же в эмоционально-приподнятой по­этической форме обобщается суть происшедших событий в нашей стране и роль партии, народа, руководимых В. И. Ле­ниным.


Таков событийный ряд драматургии. Но им далеко не исчерпывается содержание литмонтажа. Кстати, необходимо за­метить, что уже из этого обзора виден характер отобранного Яхонтовым материала. Он тяготеет к изображению сложных драматических ситуаций, потребовавших от вождя революции максимального проявления духовных сил. Выражаясь терми­нологией драматургии, Яхонтов создает, как автор, для своего героя такую провоцирующую среду, обстоятельства, которые требуют немедленного принятия решений, поступков. От них зависит судьба революции в России.

Яхонтов, как истинный лирик, не мог просто фиксировать события: «Когда я делаю работу, когда защищаю идеи, которыми живет и дышит моя страна, я тем самым нахожусь в состоянии борьбы с противоположным лагерем. И вот эта неназванная борьба и эта стрела, направленная туда, и есть драматургия каждой такой работы... Я не могу быть простым регистратором событий, я хочу быть взволнованным соратником (выделено мною.— Д. К.), более того, активным борцом за тот светлый день коммунизма, куда зовет меня и куда ведет меня партия».

Так говорит о себе артист. Его мысль подтверждают живые свидетели спектакля. «Важно отметить,— пишет Б. Емельянов,— что, всегда оставаясь самим собой, Яхонтов никогда не занимает нейтрального, внешнего положения рассказчика. Он всегда выбирает определенную позицию... Он всегда тенден­циозно относится к судьбе героев, открыто выражая свои симпатии и антипатии. Он действует, а не повествует. Поэтому его искусство театрально.

Вот это-то пристрастное отношение к материалу, стремле­ние динамически развернуть тему, испытывая истину в горни­ло доводов, «за» и «против», во многом и определило драма­тургию выступлений Яхонтова. Ее особенностью является гар­моническое сочетание двух начал – эпического и лирического. Эпическое связано с повествованием, передачей конкретных фактов действительности, в том числе и исторических. Но сами факты служили более важному. Они становились толчком для возникновения, личных оценок исполнителя, когда открывался «третий смысл» (суждение артиста) из сопоставления рядом стоящих, хотя внешне не связанных кусков текста.

Как известно, прозаик представляет весь комплекс обстоя­тельств, рисует картину действительности. У лирика же карти­на служит материалом для убеждений, переживаний.

Сочетая два начала, эпическое и лирическое, Яхонтов при ходит в исполнении композиции к двум позициям: актерской и чтецкой (рассказчика).


Приведу пример использования им «актерской позиции». Многим помнится знаменитый эпизод в литмонтаже «Ленин», где говорится о приезде Ильича в Петроград. Сам Яхонтов волнуется, с нетерпением ждет появления Ленина на платфор­ме Финляндского вокзала, заражая своим ожиданием зрите­лей. Пережить это событие, ощутить волнение, рождающееся тут же у всех на глазах помогает артисту выстроенная им дра­матургия. Здесь возникает неповторимый по искусству литмон­тажа эпизод, динамический до предела. Вот как он строится.

Используя материалы — отрывки из поэмы В. Маяковского «В. И. Ленин», воспоминания Г. М. Кржижановского о Копен­гагенском конгрессе, Н. К- Крупской о периоде эмиграции и поездке в Питер, Яхонтов формирует из системы мотивов, полных драматизма, прежде всего образ времени, «миросо-стояния». Мотив событий 9 января переплетается с рассказом о том, как Ильич борется с враждебными течениями в партии. События движутся дальше. Возникает образ «страшного че­тырнадцатого года», начала «всемирнейшей мясорубки». Текст поэмы Маяковского, отражающий классовые причины импе­риалистической войны, монтажируется по принципу про­тивостояния с церковной Монархической молитвой «Спаси гос­поди, люди твоя, и благослови достояние твое. Победи благо­верному императору нашему Николаю Александровичу...» В горниле исторических событий, сложных кровавых перипетий как будто лучом света выхвачены строки Маяковского:

Превратим

войну народов

в гражданскую войну!

Яхонтов делает эти строки поэтической доминантой в сла­гающемся образе времени.

Затем рассказывается о февральской революции и решении Ленина срочно ехать в Петроград, Яхонтов далеко не сразу монтажирует фрагменты материалов, свидетельствующих о приезде Ильича. Такой ход не случаен. Он понадобился для того, чтобы не только раскрыть действия Ленина, принятые им решения, но и заглянуть во внутренний эмоционально напря­женный мир вождя и тех, кто его в тот момент окружал. Все были охвачены страстным стремлением вернуться на родину, на помощь революционному Питеру.

Вот этот эпизод.

«В Белоострове нас встретили Мария Ильинична, Шляпни­ков, Сталь и другие товарищи. Были работницы. Сталь все

убеждала меня сказать им несколько приветственных слов, но у меня пропали все слова, я ничего не могла сказать.., Скоро мы приехали в Питер».

Наш паровоз, вперед лети!


В коммуне остановка.

(Песня)

Минуты напряженного ожидания тянулись нестерпимо долго.

(Бонч-Бруевич)

Другого нет у нас пути,

В руках у нас винтовка...

(Песня)

Вот, наконец, в туманной дали замелькали огоньки.

(Бонч-Бруевич)

Наш паровоз, вперед лети!

В коммуне остановка.

(Песня)

Вот на повороте змейкой блеснул ярко освещенный поезд.

(Бонч-Бруевич)

Другого нет у нас пути,

В руках у нас винтовка.

Вот ближе ближе... ближе застучали колеса. Забухал, за­пыхтел паровоз... остановился... Мы бросились к вагонам. Из пятого вагона выходили Владимир Ильич, Надежда Константиновна...

Па протяжении всего рассказа о пути Ленина в Петроград повторяется, как рефрен, поэтический мотив паровоза Это и реальный поезд, на котором Владимир Ильич едет в Россию, и вместе с тем — образ стремления Ильича к цели, к коммуне. Строки из песни, вкрапливаемые в повествование, помогают Яхонтову построить напряженное развертывание событий, внутреннее волнение Ленина, самого рассказчика и в итоге ро­дить «образ ситуации» — поэтический образ движения к це­ли — к восставшему народу, к победоносной революции, при­ближающей день коммуны.

Мы здесь почти физически ощущаем растущее напряжение в ожидании этих исторических минут. И чем они ближе, тем чаще возникает смена «монтажных кадров». События из прош­лого незаметно переключаются в настоящее, в непосредствен­но развивающиеся на наших глазах, здесь сейчас, сиюминутно. Рассказчик заставляет зрителей-слушателей сопереживать волноваться, включаться в действие активного ожида­ния.

Так возникала у Яхонтова подлинная театрализация.

Мы видим, как прозаические фрагменты сменяются стихот­ворными, песенными. «Я отметил также,— замечает В. Яхон­тов,— что сочетание стихов с прозой создает известную дина­мичность, вносит разнообразие и, ломая ритм, обычно обост­ряет внимание»1.

Каждый из литмонтажных кусков у Яхонтова не обрывок мысли, а как правило, законченное высказывание. Артист учи­тывает законы человеческого мышления, ибо мы понимаем друг друга, воспринимая мысли собеседника целостно по его высказываниям.


Яхонтов умело сочетает именно разножанровые и разно-стилевые прозаические и стихотворные фрагменты, обогащая суть и форму своего выступления. Все они подчинены в основ­ном логическому развитию одной тем ы. Почему подчерки­вается именно «одной»? Да потому, что у Владимира Николае­вича возникнут позже работы, где он будет разрабатывать целые тематические циклы. Но об этом речь ниже.

Итак, Яхонтов монтирует разнофактурные куски. Они яв­ляются внутренне законченными высказываниями. И не толь­ко для того, чтобы для разнообразия перемежать сюжетное повествование лирическими зонами своих доводов, оценок. Его монтаж становится средством обогащения темы на каждом этапе ее развития, неустанного движения ее вперед. Он соеди­няет куски и по принципу подобия, определяя аналогичными высказываниями в стихотворной и прозаической форме одно явление. Таким образом, обыденный, но важный факт с по­мощью стиха укрупняется, обретает поэтически-приподнятое звучание.

Яхонтов монтирует куски и по принципу противопоставления, смежности, то есть по разным смысловым призна­кам.

Он заботится об эмоциональном воздействии эпизода и тогда сталкивает, ставя в непосредственную близость, совер­шенно отдаленные понятия: поданное в новом, необычном со­четании слово воспринимается по-новому.

Совмещая «разнопородные» отрывки, Яхонтов думает о рит­мическом разнообразии, что важно для исполнителя. Он пи­шет: «При хорошей композиции разнофактурный материал подчинен не только логике. Огромное значение имеет и ритмическая сторона исполнения. Почему мне так нужны в композиции стихи? Они приподымают материал, расширяют его диапазон, преодолевают пространство и время, вносят праздничность, разнообразят ритм».

Автор предисловия к литмонтажу «Ленин» А. Пиотровский, высоко оценивая драматургию вещи, особо отмечает фактурное разнообразие материала и соблюдение законов чередования стиха и песни, диалога и строгой прозаической речи, взволно­ванных приподнятых отрывков с кусками спокойными. выдер­жанными; описаний с живым разговором или лирическим от­ступлением.

В подтверждение высказанного рассмотрим еще один фрагмент из литмонтажа «Ленин». Здесь идет речь о событиях Великого Октября и роли в них Ильича. Это четвертая часть. Она являет собой пример сложного, многомотивного монта­жа — очень динамичного. Объективированное повествование чередуется с личными оценками автора композиции, его осмыс­лением происходящего. Разнообразное ритмическое строение помогает найти очень выразительную форму подачи события, где общие планы сменяются крупными.