ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 0
Литмонтаж как способ художественного мышления, аргументами которого становятся различные свидетельства современников – документальные, образно-поэтические, литмонтаж как способ переплавки разнородного материала в некое новое идейно-художественное единство и призван был ответить на запросы времени. И при этом «утолить голод» широких масс по слову слышимому, обращенному к ним, и в то же время одухотворенному. Он помогал осознать себя, других, путь, пройденный и происходящее сегодня.
Литмонтаж родился в атмосфере митингов, ораторских выступлений, в атмосфере пропаганды и агитации за идеи и действительность, рожденные революций. Одна из задач литмонтажной драматургии – оперативное создание образа нового времени. Его главные приметы – проснувшееся самосознание народа, готового к революционному действию, творящего историю.
Первые постановки, возникшие на базе литмонтажной драматургии (Агиттеатр в Ленинграде под руководством В. Шимановского), участники которых рабочие, красноармейцы – стремились отразить историко-революционные события. Об этом свидетельствуют их названия – «Голоса восстания» (1918 г., литмонтаж 1-го акта из пьесы Р. Роллана «Взятие Бастилии» и инсценированных стихов революционных поэтов), «Свержение самодержавия» (1919 г., литмонтаж документальных и литературных материалов, представляющих хронику семи исторических событий в революционном движении России _ от 9 января 1905 года до Февральской революции и ареста Николая II).
Программа же Центральной студии Губполитпросвета «Три дня» (1922 г.) в постановке В. Шимановского – по праву считается первым литмонтажом, выполнявшим сугубо агитационные задачи. Работа была посвящена этапам освободительного движения п России. Она прослеживала исторические нити от, восстания декабристов, событий 9 января 1905 года до Октябрьской революции. Композиция была основана на монтаже трех исторических ситуаций. В каждой из них авторы стремились отразить приметы времени и рождающиеся освободительные идеи.
Источниками литмонтажа послужили отрывки из художественных произведений (М. Горький, А. Рылеев, А Блок), избранные места из «Катехизиса» декабристов, революционные песни.
Историко-хроникальный принцип лежал в основе строения этого литмонтажа. Образно-эмоциональная иллюстрация событий еще не вырастала в глубокий художественный анализ их причин, внутренних закономерностей в самой драматургии сценария. По его авторы стремились целеустремленно, именно в рамках темы отобрать и смонтировать материал.
Аналогичные'принципы отличают строение и другого литмонтажа, созданного театром «Синей блузы» в феврале 1924 года через месяц после смерти В И Ленина
«Этот литмонтаж,— пишет Н Соколов,— о сценарной основе «Памяти Ленина» у синеблузников — состоял из стихов, опубликованных в газетах в траурные январские дни. Стихи композиционно были связаны между собой отрывками из речей политических ораторов, цитатами из ленинских работ, отрывками из воспоминаний о Ленине его соратников по партии, по политической борьбе. «Трудная задача получить оригинальный ударный текст избранных поэтических произведений и стенограмм речей наших лучших ораторов» — так объясняла редакция «Синей блузы» причины возникновения литмонтажей, вскоре завоевавших немалую популярность»
Итак, первые шаги в разведке нового жанра искусства были сделаны. Предстояло его развитие вглубь, предстояли художественные завоевания на его территории, открытия неизведанных путей.
Выполнение этих задач выпадает на долю выдающегося советского артиста Владимира Николаевича Яхонтова.
Ученик К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, он сумел по-своему в высшей степени творчески и оригинально использовать опыт великих учителей.
В частности, в практике Яхонтова отразился монтажный способ строения драматургического материала постановок Мейерхольда, его учение о музыкальном реализме.
Ал. Гладков, в статье, посвященной 10-летию театра
Современник», руководимого Яхонтовым, пишет: «Своеобразие и закон построения литмонтажей Яхонтова в их органической музыкально-композиционной природе: лейтмотив, повтор, контрапунктическое сочетание тем, вариации,— почти все приемы яхонтовской драматургии могут быть обозначены соответствующими музыкальными терминами...»
Е. Б. Вахтангов в своих постановках добивался эффекта присутствия личности актера с его отношением к своему персонажу. Это также не прошло бесследно для Яхонтова.
И наконец, глубокой органике, оправданности поведения актера на сцене, стремящегося к продуктивному, целесообразному действию,— этому учился Яхонтов у Станиславского.
Одна из важных причин, объясняющая искания Яхонтова в области монтажной драматургии,— умение слушать и слышать время. Он живо интересовался всем новым в искусстве не только театральном, но и в других смежных областях. И не мог не заметить открытий и осмыслений средств и форм киномонтажа и у Эйзенштейна, и у Дзиги Вертова (документальное поэтическое кино), поисков советской «поэтической драматургии» (ранний Н. Погодин, Вс. Вишневский, В. Маяковский).
В этом ряду поэт Владимир Маяковский для Яхонтова особенно важен не только как драматург.
Школа В. Маяковского чтеца-трибуна на эстраде, его способ строить свое выступление оказали на Яхонтова несомненное влияние.
Авторские концерты Маяковского явились для Яхонтова мощным толчком в исканиях проблемного выступления на эстраде, способного вызвать в аудиторий активное соучастие, соразмышления В разговорах Маяковского со зрительным залом Яхонтов не мог не почувствовать роль масштабной личности гражданина-творца на эстраде. Значительность его гражданского «я», удивительная яркость и зрелищность в проявлении индивидуальности сообщали и самой теме выступления особую весомость и убедительность.
По зову сердца
Первая программа «На смерть Ленина», созданная по законам литмонтажа, определила путь Яхонтова как артиста.
Страна переживала боль непоправимой утраты.
Выступая перед рабочими Стекольного завода на Северном Кавказе, «Пролетарской воли» в Пятигорске, перед рабочими Грозного, артист почувствовал и осознал потребность создать программу «до зарезу необходимую и нужную» в данный исторический момент. Он понимал, что главным возбудителем проблемного выступления является тесная связь с людьми, знание их дум и чаяний. «Я насмотрелся вдоволь и на нефтяные вышки, и на лица живых людей, постоял там среди них, а потом сказал: очень важная вещь среда для художника».
Из потребности говорить о сегодняшнем самом важном и возникает у Яхонтова жанр публицистического литмонтажного спектакля о В. И. Ленине, спектакля, выполняющего «неотложные задачи».
«Я делал это в силу того обстоятельства,— объясняет Яхонтов,— что монументального произведения на эту тему еще никто не написал. Были стихи и газетные статьи. Молчать же я не мог. Бывают события, когда художнику молчать трудно. И, не дожидаясь, когда напишут гениальные художественные произведения о Владимире Ильиче я взял нужную мне сумму честных, искренних и волнующих о нем слов и сделал из них литературную композицию».
Оперативность, стремление незамедлительно осмыслить текущий, взятый в исторических связях момент, переживаемый страной,— вот что определило особенность первого литмонтажа «На смерть Ленина». Позже эта черта станет характерной для публицистических литмонтажных композиций, на волнующие гражданские темы. Не случайно «последним актом» в программе «На смерть Ленина» становился митинг, в котором принимали живое участие слушатели. Он возникал стихийно и в то же время был внутренне подготовлен артистом. Яхонтов побуждал свою аудиторию, рабочих заводов, включаться в развитие и ход мыслей, заданный выступлением. Участники митинга продолжали говорить уже об очередных делах своего производства, о задачах партии и всей страны в переживаемый исторический момент.
Как и в программах агиттеатра, у Яхонтова большое место отводится созданию образа среды, времени. Новое же, что появляется именно у него — конкретность и актуальность проблемы, требующей коллективного обсуждения. Ею полны умы и сердца сограждан — как быть достойным дела великого Ленина и плодотворно осуществлять его заветы. Иллюстративность в изображении событий уступает место анализу явлений, относящихся к главному предмету разговора. Четко поставленное задание давало Яхонтову могучий целенаправленный творческий стимул.
Проблема, или назревший вопрос неумолимо рождают потребность ответить на него. В поисках ответа Яхонтов обращается к самому разнообразному материалу — стихам, прозе, публицистике, политическому документу, мемуарной литературе, т. е. ко всему, что заслуживало внимания и имело отношение к теме программы.
«На смерть Ленина» — работа В. Яхонтова была первым шагом к созданию им монументального произведения «Ленин» (1925 г.). Текст первоначальной композиции не сохранился. Но, осмысляя свой опыт в книге «Театр одного актера», В. Яхонтов подчеркивает ее значение. Именно здесь определились важные закономерности литмонтажа, произошло рождение нового жанра на литературной эстраде.
Исполнитель впервые обрел новые для себя функции — автора.
«Я держал в своих руках,— вспоминает Владимир Николаевич,— тот раздел, который в театре находился обычно в руках драматурга, ибо, используя, казалось бы, готовую продукцию: стихи, прозу, я подчинял этот материал своей идее (выделено мною — Д. К.), отбирая наиболее ценное, сильное по выражению... Я создавал как бы новое произведение на свой голос, в полном соответствий с моим замыслом, я нашел драматургию своего жанра».
Артист шел к этому не сразу. Сначала он исполнял отдельные статьи, из газет, стихи. «Я еще не подозревал,— признается Владимир Николаевич,— какая сила в последовательности, в правильной расстановке». И только несколько Позднее, обдумывая предложение своего режиссера Е. Поповой – «надо сделать так, чтобы не было концертных номеров. Пусть будет целое», Яхонтов весь материал выстраивает под углом зрения поставленной темы, имеющей начало, развитие, кульминацию.
Обе композиции делались при непосредственном участии Е. Поповой, режиссера В. Яхонтова.
Уже самые первые их шаги в создании литмонтажа могут послужить наглядным уроком для тех, кто сегодня пробует свои силы в этом виде творческой деятельности.
Яхонтов особо акцентирует принцип отбора материала. Не Вообще отрывки, фрагменты, стихи, а под углом конкретной Темы. Не произвольное соединение, но продуманная последовательность. В чем она заключается? Ему важно не перечисление фактов, доводов, а их взаимосвязь, рождающая «третий смысл» — суждение исполнителя. Личность артиста, его открытое отношение к материалу выдвигается как важный компонент литмонтажа.
II наконец, динамическое претворение темы и идеи – с завязкой, кульминацией и развязкой, содержащей итоговые выводы.