ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Сфера культуры как отрасль национальной экономики
Различия между сферой культуры и сферой материального производства
2. Причины государственного финансирования деятельности в сфере культуры
4.3. Роль государства в сфере культуры
4.4. Финансирование деятельности в сфере культуры
4.4.1. Государственная и частная поддержка культурной деятельности
4.4.2. Организация государственного финансирования сферы культуры Прямое и косвенное финансирование
4.4.3. Формы государственного финансирования культурной деятельности
4.4.4. Особенности финансирования отраслей индустрии культуры
4.5. Сфера культуры в России и политика государства
4.5.1. Состояние сферы культуры в России
2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).
3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности — каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).
4. Спецификой труда в сфере культуры является, и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным.
В отечественной научной литературе и практике традиционно выделяют пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли:
- материальные;
- энергетические;
- природные;
- финансовые;
- информационно-творческие.
Каждый вид ресурсов применительно к социально-культурной сфере проявляет свою специфику. Остановимся на этом подробнее.
1. Материальные ресурсы
В любой отрасли экономики используются материальные ресурсы, т.е. вся совокупность орудий и предметов труда, имеющих материальную природу и служащих целям определенного вида деятельности.
К материальным ресурсам в сфере культуры относят здания, сооружения, техническую и музыкальную аппаратуру, костюмы, декорации, зеленые насаждения в парках культуры и отдыха, животных в зоопарках, книжные фонды в библиотеках и т.п.
Материальные ресурсы в различных подотраслях культуры и искусства отличаются своей спецификой, широким разнообразием и неоднородностью. С экономической точки зрения их принято подразделять на 2 вида:
1) основные фонды;
2) материальные ресурсы текущего потребления.
Основными фондами называются те материальные ресурсы, которые используются без изменения натурально-вещественной сущности и многократно участвуют в производственном процессе, выступая в роли средств труда и перенося свою стоимость по частям в виде амортизационных отчислений (износа).
Основные фонды как в производственной, так и в непроизводственной сферах делятся на активные и пассивные.
Аппаратура, техника, оборудование, музыкальные инструменты и т.п. относятся к активной части фондов, здания и сооружения — к пассивной.
В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над материальными ресурсами текущего потребления.
В материальных ресурсах текущего потребления (иначе их называют текущими материальными затратами, материальными элементами текущих затрат, оборотными средствами) также выделяют два вида.
К первому виду относят электроэнергию, поступающую на освещение культурных объектов (зрительных и читательных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, библиобусов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.
Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных материальных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.).
Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.
В современных условиях развитие материального ресурсного потенциала культурной сферы осуществляется по следующим направлениям:
1. Расширение существующей сети культурных учреждений, вложения в простое воспроизводство основных фондов.
2. Повышение комфортности социально-культурного обслуживания, создание дополнительных культурных удобств на уже имеющейся материально-технической базе, улучшение интерьера, дизайна, сервиса и т.п.
3. Расширение ассортимента социально-культурных услуг, внедрение новых видов культурного обслуживания (например, оборудование зала игровых автоматов в фойе кинотеатра, открытие пунктов видеопроката на базе клубов и центров досуга, обеспечение коммерческих предприятий оперативной справочной информацией силами библиосервиса и т.п.).
4. Уменьшение затрат живого труда и достижение трудосберегающего эффекта за счет улучшения материально-технической оснащенности культурных учреждений (компьютеризация библиографической деятельности в библиотеках, использование фонограмм во время репетиций и концертов, использование в музеях магнитофонной записи с пояснениями экскурсовода при «неорганизованном» потоке посетителей и т.п.).
Первые два направления (расширение сети и повышение комфортности культурных учреждений) реализуются через вложения в пассивную часть основных фондов (здания, сооружения) И в ресурсы текущего потребления (электроэнергию, топливо, ГСМ, продукцию аграрного сектора и товары широкого потребления).
Два других направления (увеличение ассортимента культурных услуг и экономия живого труда) основываются на преимущественном росте активной части основных фондов культуры (через вложения в оборудование, аппаратуру, музыкальные инструменты и др.).
Специфика социально-культурной сферы в том, что большую роль, чем в производстве, в ней играет пассивная часть основных фондов (т.е. здания и сооружения). Поэтому важно использовать- их как можно интенсивнее, в постоянно действующем режиме. Этого можно добиться усиленной эксплуатацией помещений за счет увеличения количества зрелищных в другие мероприятий, проводимых в них в течение дня. Есть и другой путь — повысить интенсивность оборачиваемости основных фондов за счет комплексного, многопрофильного их использования путем открытия в фойе и холлах залов игровых автоматов, художественных выставок, оборудования мини-кафе, мини-маркетов, проведения детских игровых конкурсов, детских утренников на рекреационных площадках.
2. Энергетические ресурсы
Энергетические ресурсы в сфере культуры представлены электроэнергией, которая идет на освещение, отопление, эксплуатацию оборудования, кино- и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, механизмов, аттракционов и т.п.
3. Природные ресурсы
Природные ресурсы также имеют важное значение, особенно в деятельности архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников, музейных комплексов под открытым небом, парков культуры и отдыха, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов, зоопарков, ботанических садов и т.п.
4. Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств культурного учреждения, представленных в виде банковской, кассовой наличности, в расчетах и ценных бумагах. Источники пополнения этого вида ресурсного потенциала указаны в статье 46-й «Финансовые ресурсы организации культуры» действующего закона о культуре.
5. Информационно-творческие ресурсы
Информационно-творческие ресурсы которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли.
Культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации, которая воздействует на духовный мир и психологическое состояние человека.
Эффективность информационно-творческого потенциала культуры зависит от различных факторов — от меры таланта и исполнительского мастерства творческих работников, художественной и историко-культурной ценности музейных экспонатов, объема книжного фонда в библиотеках и т.п. а также от способности аудитории воспринимать информацию (культурная планка или уровень культурного развития личности)
Многие ученые развитие культуры связывают с ее информатизацией.
Информатизация культуры и искусства — объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг. Создание новых информационных технологий, «индустрии информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса.
Развитие информационных ресурсов и технологий в сфере культуры позволит вывести ее на качественно новый уровень, создать благоприятные условия для преобразования личности и социума.
2. Причины государственного финансирования деятельности в сфере культуры
Экономические причины
Экономическому взаимодействию между производителями и потребителями определенных видов культурных благ присущи определенные особенности, отличающие это взаимодействие от случаев реализации стандартных товаров и услуг и обусловливающие финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства.
Культурные блага как общественные блага. Отдельные виды культурных благ обладают свойствами чистого общественного (коллективного) блага:
1) несоперничеством в потреблении, т.е. доступностью этого блага одновременно для многих потребителей и возможностью каждого потребителя потреблять данное благо без сокращения его количества, доступного для других лиц;
2) неисключаемостью потребителей, т.е. невозможностью воспрепятствовать потреблению такого блага дополнительным потребителем, проистекающей из-за отсутствия соответствующих технологий или запретительно высоких затрат, необходимых для ограничения доступа к данному благу.
Оба этих признака присущи многим (но не всем) недвижимым памятниками истории и культуры (архитектурным зданиям, монументам, скульптурным памятникам) и деятельности по их охране и реставрации. Если такой памятник расположен на доступной для всех улице, площади или территории, то получать эстетические впечатления от его созерцания может множество людей, не мешая друг другу. Соответственно плодами деятельности по реставрации и сохранению его облика будут пользоваться все желающие.
Долгое время к категории чистых общественных благ правомерно было относить радио и телевидение. Любой человек, купивший радиоприемник или телевизор и установивший приемную антенну, мог беспрепятственно потреблять всю продукцию радио- и телевещателей, не мешая при этом другим радиослушателям и телезрителям.
Свойства чистых общественных благ делают невозможным для их производителей обеспечить возмещение своих издержек и получение прибыли за счет продажи этих благ потребителям. Они имеют возможность уклоняться от оплаты потребления таких благ. Поэтому производство общественных благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц, преследующих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ. Это, например, рекламодатели, использующие возможности радио- и телевещания.