Файл: Экономика культуры лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание вы­сокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и ма­териалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).

3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли от­личаются более высоким уровнем профессиональной квали­фикации, причем по этому показателю сфера культуры на­много превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образова­ние, в промышленности — каждый двенадцатый). В матери­альном производстве решающее значение имеет труд рабоче­го, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).

4. Спецификой труда в сфере культуры является, и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным.

В отечественной научной литературе и практике тради­ционно выделяют пять основных видов ресурсов, составляю­щих базу культурной отрасли:

- материальные;

- энергетические;

- природные;

- финансовые;

- информационно-творческие.

Каждый вид ресурсов применительно к социально-куль­турной сфере проявляет свою специфику. Остановимся на этом подробнее.

1. Материальные ресурсы

В любой отрасли экономики используются материальные ресурсы, т.е. вся совокупность орудий и предметов труда, имеющих материальную природу и служащих целям опреде­ленного вида деятельности.

К материальным ресурсам в сфере культуры относят зда­ния, сооружения, техническую и музыкальную аппаратуру, костюмы, декорации, зеленые насаждения в парках культуры и отдыха, животных в зоопарках, книжные фонды в библио­теках и т.п.

Материальные ресурсы в различных подотраслях культу­ры и искусства отличаются своей спецификой, широким раз­нообразием и неоднородностью. С экономической точки зре­ния их принято подразделять на 2 вида:

1) основные фонды;

2) материальные ресурсы текущего потребления.

Основными фондами называются те материальные ресурсы, которые используются без изменения натурально-вещественной сущности и многократно участвуют в производственном про­цессе, выступая в роли средств труда и перенося свою стои­мость по частям в виде амортизационных отчислений (износа).


Основные фонды как в производственной, так и в непро­изводственной сферах делятся на активные и пассивные.

Аппаратура, техника, оборудование, музыкальные инстру­менты и т.п. относятся к активной части фондов, здания и сооружения — к пассивной.

В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над материальными ресурсами текущего потребления.

В материальных ресурсах текущего потребления (иначе их называют текущими материальными затратами, материальны­ми элементами текущих затрат, оборотными средствами) так­же выделяют два вида.

К первому виду относят электроэнергию, поступающую на освещение культурных объектов (зрительных и читательных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), то­пливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для экс­плуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, библиобусов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой ма­териально-вещественной сущности оказываемой услуги.

Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных материальных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представле­ний рекламной продукции, освещающей деятельность данно­го культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.).

Как основные фонды, так и материальные ресурсы теку­щего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.

В современных условиях развитие материального ресурс­ного потенциала культурной сферы осуществляется по сле­дующим направлениям:

1. Расширение существующей сети культурных учрежде­ний, вложения в простое воспроизводство основных фондов.

2. Повышение комфортности социально-культурного обслуживания, создание дополнительных культурных удобств на уже имеющейся материально-технической базе, улучшение интерьера, дизайна, сервиса и т.п.

3. Расширение ассортимента социально-культурных услуг, внедрение новых видов культурного обслуживания (например, оборудование зала игровых автоматов в фойе кинотеатра, от­крытие пунктов видеопроката на базе клубов и центров досу­га, обеспечение коммерческих предприятий оперативной спра­вочной информацией силами библиосервиса и т.п.).


4. Уменьшение затрат живого труда и достижение трудо­сберегающего эффекта за счет улучшения материально-техни­ческой оснащенности культурных учреждений (компьютери­зация библиографической деятельности в библиотеках, исполь­зование фонограмм во время репетиций и концертов, исполь­зование в музеях магнитофонной записи с пояснениями экс­курсовода при «неорганизованном» потоке посетителей и т.п.).

Первые два направления (расширение сети и повышение комфортности культурных учреждений) реализуются через вложения в пассивную часть основных фондов (здания, со­оружения) И в ресурсы текущего потребления (электроэнер­гию, топливо, ГСМ, продукцию аграрного сектора и товары широкого потребления).

Два других направления (увеличение ассортимента куль­турных услуг и экономия живого труда) основываются на пре­имущественном росте активной части основных фондов куль­туры (через вложения в оборудование, аппаратуру, музыкаль­ные инструменты и др.).

Специфика социально-культурной сферы в том, что боль­шую роль, чем в производстве, в ней играет пассивная часть основных фондов (т.е. здания и сооружения). Поэтому важно использовать- их как можно интенсивнее, в постоянно дейст­вующем режиме. Этого можно добиться усиленной эксплуа­тацией помещений за счет увеличения количества зрелищ­ных в другие мероприятий, проводимых в них в течение дня. Есть и другой путь — повысить интенсивность оборачивае­мости основных фондов за счет комплексного, многопрофиль­ного их использования путем открытия в фойе и холлах за­лов игровых автоматов, художественных выставок, оборудова­ния мини-кафе, мини-маркетов, проведения детских игровых конкурсов, детских утренников на рекреационных площадках.

2. Энергетические ресурсы

Энергетические ресурсы в сфере культуры представлены электроэнергией, которая идет на освещение, отопление, экс­плуатацию оборудования, кино- и видеоаппаратуры, электро­музыкальных инструментов, механизмов, аттракционов и т.п.

3. Природные ресурсы

Природные ресурсы также имеют важное значение, особенно в деятельности архитектурно-ландшафтных музеев, памятни­ков природы, заповедников, музейных комплексов под откры­тым небом, парков культуры и отдыха, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов, зоопарков, ботани­ческих садов и т.п.

4. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств культурного учреждения, представленных в виде бан­ковской, кассовой наличности, в расчетах и ценных бумагах. Источники пополнения этого вида ресурсного потенциала указаны в статье 46-й «Финансовые ресурсы организации куль­туры» действующего закона о культуре.


5. Информационно-творческие ресурсы

Информационно-творческие ресурсы которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли.

Культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечива­ют накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации, которая воздей­ствует на духовный мир и психологическое состояние человека.

Эффективность информационно-творческого потенциала культуры зависит от различных факторов — от меры таланта и исполнительского мастерства творческих работников, худо­жественной и историко-культурной ценности музейных экс­понатов, объема книжного фонда в библиотеках и т.п. а также от способности аудитории воспринимать информацию (культурная планка или уровень культурного развития личности)

Многие ученые развитие культуры связывают с ее информатизацией.

Информатизация культуры и искусства — объективный про­цесс, приводящий к появлению новых видов культурной про­дукции — информационных продуктов и услуг. Создание новых информационных технологий, «индустрии информации» превра­тилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в са­мостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса.

Развитие информационных ресурсов и технологий в сфе­ре культуры позволит вывести ее на качественно новый уро­вень, создать благоприятные условия для преобразования личности и социума.


2. Причины государственного финансирования деятельности в сфере культуры

Экономические причины

Экономическому взаимодействию между производителями и потребителями определенных видов культурных благ присущи определенные особенности, отличающие это взаимодействие от случаев реализации стандартных товаров и услуг и обусловливающие финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства.

Культурные блага как общественные блага. Отдельные виды культурных благ обладают свойствами чистого общественного (коллективного) блага:

1) несоперничеством в потреблении, т.е. доступностью этого блага одновременно для многих потребителей и возможностью каждого потребителя потреблять данное благо без сокращения его количества, доступного для других лиц;

2) неисключаемостью потребителей, т.е. невозможностью воспрепятствовать потреблению такого блага дополнительным потребителем, проистекающей из-за отсутствия соответствующих технологий или запретительно высоких затрат, необходимых для ограничения доступа к данному благу.

Оба этих признака присущи многим (но не всем) недвижимым памятниками истории и культуры (архитектурным зданиям, монументам, скульптурным памятникам) и деятельности по их охране и реставрации. Если такой памятник расположен на доступной для всех улице, площади или территории, то получать эстетические впечатления от его созерцания может множество людей, не мешая друг другу. Соответственно плодами деятельности по реставрации и сохранению его облика будут пользоваться все желающие.

Долгое время к категории чистых общественных благ правомерно было относить радио и телевидение. Любой человек, купивший радиоприемник или телевизор и установивший приемную антенну, мог беспрепятственно потреблять всю продукцию радио- и телевещателей, не мешая при этом другим радиослушателям и телезрителям.

Свойства чистых общественных благ делают невозможным для их производителей обеспечить возмещение своих издержек и получение прибыли за счет продажи этих благ потребителям. Они имеют возможность уклоняться от оплаты потребления таких благ. Поэтому производство общественных благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц, преследующих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ. Это, например, рекламодатели, использующие возможности радио- и телевещания.