Файл: Самосознание.европейской.культуры.XX.века.1991.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 537

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в формах XIX В. петр Великий стал для русской сущности роковой фигурой. НевOJIЬНО думаешь о его «современнике» Карле Великом, который планомерно и С приложением всех своих сил добивался того, что только что предотвратил своей победой Карл Мартелл: господства мавританско-византийекого духа. Существовала воз­ можность управлять русским миром по типу Каролингов или по

типу Селевкидов, т. е. в старорусском или в «западническом» духе, и Романовы решились на второе. Селевкиды хотели видеть вокруг себя эллинов, не арамейцев.

За пожаром Москвы, грандиозным символическим деянием молодого народа, в котором сказалась достойная Маккавеев 17 не­

нависть ко всему чужому и иноверному, последовали въезд Алек­ сандра 1 в Париж, Священный союз и участие в концерте западных великих держав. Народ, назначением которого было - в течение поколений жить вне истории, был искусственно принужден к не­ подлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен. В лишенной городов стране с ее

старинным крестьянством распростр анялись, как опухоли, города чужого стиля. Они были фальшивыми, неестественными, неправдо­ подобными до глубины своей сути. «Петербург - это самый абст­ рактный и искусственный город, который только существует на свете»,- замечает Достоевский. Хотя он сам родился в этом горо­ де, у него было чувство, что в одно прекрасное утро Петербург растает вместе с рассветными туманами. Такой же привиден­ ческий и неправдоподобный облик имели роскошные эллинисти­ ческие города, рассеянные по арамейским полям. Так их видел Иисус в своей Галилее. Так должен был чувствовать апостол Петр, когда он увидел императорский Рим.

Москва - святая, Петербург - Сатана; Петр Великий пред­ стает в распространенной народной легенде как Антихрист. В точ­ ности так же выражает себя во всех апокалипсисах арамейской псевдоморфозы, в книгах Даниила и Еноха из эпохи Маккавеев вплоть до «Откровения Иоанна Богослова», до книги Баруха и

IV книги Еэдры, написанных послеразрушения Иерусалима, нена­ висть против Антиоха Антихриста 1 .тгротив Рима - Блудницы Ва­ вилонской 19, против городов Запада с их интеллектом и рос­

кошью, со всей античной культурой в целом. Все, что возникает, неистинно и нечисто; это изнеженное общество, пронизанные ин­

теллектом искусства социальные сословия, чуждое государство с его иивилнэованной дипломатией, судебные приговоры и адми­ нистративные распоряжения. Нельзя вообразить себе большей противоположности, нежели между русским и западным, иудейско­

христианским и позднеантичным видами нигилизма: между нена­ вистью к чужому, отравляющей еще не рожденную культуру в материнском лоне ее родины, и отвращением к собственной куль­ туре, вершины которой вконец приелись. Глубочайшее религиоз­ ное мировосприятие, неожиданные озарения, дрожь робости перед грядущим сознанием, метафизические грезы и порывы стоят В начале истории, доходящая до боли интеллектуальная ясность --

в конце истории. В обоих вышеназванных псевдоморфозах то и другое перемешано. «Нынче все размышляют на улицах и площа­ дях о вере»,- так говорится у Достоевского. Это же самое можно было бы сказать о Иерусалиме и Эдессе 20 . Молодые люди дово- енной России, грязные, бледные, возбужденные и постоянно заня­ тые метафизикой, все созерцающие глазами веры, хотя бы речь, по видимости, шла об избирательном праве, о химии или о женском образовании,- ведь это же иудеи и ранние христиане эллинисти­ ческих больших городов, которых римлянин рассматривал с такой насмешкой, с отвращением и с тайным страхом.

3

За пределами псевдоморфозы, и притом тем сильнее, чем нич­ тожнее было в данном месте влияние античного духа, прорываются формы истинной рыцарской эпохи. Схоластика и мистика, вассаль­

ная верность, миннезанг, воодушевление крестовых походов­ все это уже присутствовало в арабской культуре первых веков, на­ до только суметь это найти. И после Септимия Севера номинально существовали легионы, но они выглядят на Востоке как дружина какого-нибудь герцога; назначают должностных лиц, но на деле происходит передача еще одному графу лена; в то время как на Западе титул цезаря попадает в руки племенных главарей, на Востоке он превращается в ранний халифат, име~щий порази­ тельное сходство с феодальным государством раннеи готики. В им­

перии Сасанидов 21, в Хауране, в юrной Аравии наступает под­ линное рыцарское время. ВАксуме2 в раннехристианскую эпоху

возникают мощные замки и королевские гробницы с величайшими

во всем мире монолитами. Бесконечные христианско-иудейские войны между Южной Аравией и империей Аксума 23 носят ры­

царский характер инередко переходят в дружинные походы, пред­

принимаемые баронами из своих замков.

В Северной Аравии при дворах Гассанидов и Лахмидов разви­ вается настоящая поэзия трубадуров и миннезингеров, и поэты­

рыцари справляли во времена отцов церкви свои поединки «сло­

вом, копьем и мечом». Среди них был и еврей Самуил, господин замка на Аль Аблак. В сравнении с этой лирикой позднеарабская поэзия, процветавшая с 800 г. в Испании, оказывается всего-навсе­ го романтикой, стоящей к этому староарабскому искусству в таких же отношениях, в каких Уланд и Эйхендорф находятся к Вальтеру

фон дер Фогельвейде 24 .

Этого молодого мира первых столетий нашей эры наши спе­ циалисты по древней истории и по теологии просто не видят. За­ нимаясь событиями позднереспубликанского и императорского

Рима, они усматривают здесь примитивные и, во всяком случае, несущественные обстоятельства. Но рати парфян, вновь и вновь

выступавшие против римских легионов, состояли из маздаисгов 25 ,

охваченных рыцарским воодушевлением. В этих войсках царило настроение крестовых походов. Так могло бы статься и с христиан-

30

з:


ством, если бы оно не всецело стало жертвой псевдоморфозы. На­ строение было готово и здесь. Тертуллиан говорил о «воинстве Хрисговом», И таинство обозначалось как воинская присяга. Во время поздних гонений Христос был героем, в честь которого его дружина выходила на поле, только вместо христианских рыцарей

и графов здесь были римские легаты, а вместо замков и турни­ ров - по эту сторону римской границы - только лагери и казни 26.

Однако же то, что случилось при Траяне в 115 г., было, собственно, не войной с парфянами, а доподлинным иудейским крестовым по­

ходом, во время которого все неверующие - «греческое» населе­

ние Кипра, будто бы 240 тыс. человек,- было вырезано. То, как евреи во время этих событий обороняли Нисибину, вызвало все­ общее восхищение. Воинственная Адиабена 27 была иудейским государством. Во время всех парфянских и персидских походов против Рима крестьянско-рыцарские отряды из месопотамских

евреев ср аж ались в первых рядах.

Наряду с этим в те же ранние века возникает также великолеп­

ная схоластика и мистика магического стиля, которые процвегают

впрославленных высших школах всего арамейского региона: в

персидских школах Ктесифона, Решаина. Гунджишапура, в иудей­ CK~X школах Суры, Нехардеи и Пумбадиты, в школах прочих «на­ ции» В Эдессе, Нисибине, Киннесрине. Здесь расположены центры процветающей магической астрономии, философии, химии и меди­ цины, но на западе весь этот великий феномен испорчен псевдо­ морфозой. Все, что по своему происхождению и духу принадлежит магическому кругу, переходит в Александрии и в Бейруте в формы греческой философии и римской юриспруденции; все это записы­

вается на греческом и латинском языках, втискивается в чуждые и давно окаменевшие литературные формы и фальсифицируется дряхлым образом мышления совершенно гетерогенной цивилиза­ ции. Тогда, а не с возникновением Ислама, начинается арабская наука. Но поскольку наши филологи открывали только то, что появилось в позднеантичной обработке в Александрии и Антиохии, и не имели ни малейшего понятия о неимоверном богатстве араб­ ской архаики и о подлинных ключевых пунктах ее изысканий и со­ зерцаний, смогло возникнуть абсурдное мнение, будто «арабы» были духовными эпигонами античности. В действительности почти все, что - если смотреть от Эдессы - по ту сторону филологиче­ ской границы предстает современному глазу как плод позднеан­ тичного духа, было только отражением сокровенных глубин ранне­ арабской души. Здесь мы стоим перед псевдоморфозой магической

религии.

Единственная в своем роде особенность, благодаря которой христианство поднялось над прочими религиями этой богатой архаики,- образ Иисуса. Среди всех великих творений этих лет не было ничего, что можно было бы поставить рядом с ним. Для того, кто тогда читал историю его гибели и слушал о том, как она незадолго до того произошла - последнее шествие в Иерусалим, наполненная страхом последняя вечеря, час отчаяния в Гефси-

32

манском саду и крестная смерть,-'- для того все легенды и священ­ ные приключечия Митры, Аттиса и Осириса должны были пока-

э аться пустыми Н плоскими.

Здесь нет философии. Его изречения ._. это слова ребенка, ок-

руженного чуждым, дряхлым и больным миром. Никаких социаль­ ных размыш.аеиий. никаких проблем, никакого умствования. Как

тихий остров блаженных, покоится жизнь этих рыбаков и ремес­ ленников с Генисаретского озера среди эпохи великого Тиберия,

вдали от всяческой мировой истории, без малейшего представле­ ния о жизненной реальности, в то время как вокруг сияют эллини­ стические города со своими храмами и театрами, с утонченным

западным обществом и с шу~ливыми раЗВ~1~iениями черни, с рим­ скими когортами игреческои философией . Когда его друзья и спутники состарились, а брат распятого возглавлял кружок в Иерусалиме, из рассказов и изречений, которые хоД~ли из уст в

уста по маленьким общинам, собрался живои образ столь потря­

сающей одухотворенности, что он породил собсuтвенную форму изображения, не имевшую образцов ни в античнои, ни в арабскои

культуре: Евангелие. . ' Неимоверноевозбуждение,подобноетому, ко,торо,е позuнал гер-

манский мир около 1000 г., охватило весь арамеискии кран. Маги­

ческая душа проснулась. То, что было заложено в пророческих ре­

лигиях как предчувствие, что проступало в 'v!етафизических конту­ рах к эпохе Александра, теперь сбывалос~, осу~ествлялось. И это

осуществление пробудило снеизъяснимои СИ,lЫ: первобытное чув.:

ство страха. Это принадлежит к последним таинам человеческои сущности и подвижной жизни вообще,- что рождение Я тождест­

венно с рождением мирового страха. Когда перед микрокосмом раскрывается макрокосм, широкий, подавляюший, бездна чуждо­

го, пронизанного светом бытия и стремления, это заставляет ма­ ленькое одинокое Я испvганно забиться в себя. Страх перед собст­

венным 'сознанием, который временами нападает на детейu, не воз­ вращается ко взрослому даже в самые темные часы своеи <~изни. Но как раз этот он~ртельный страх окружал прорыв новои куль­ туры. В этих рассветных сумерках магического мироотно~шения. которое было робким, неувереннЬ!м, неясным для сам,?го сеоя, рас­ крылось новое видение о близком конце мира. Это - первая мысль, с которой до сих пор каждая из культур приходила к осоз­

нанию себя. Трепет откровений, чудес, заГJ1ЯДblвания в посл~дни~

первоосновы вещей овладел каждой хоть сколько-нибудь глуоок<:и душой. Мыслили и жили только В апокалиптических образах. Деи­

ствигельностъ стала видимостью. Ilричудливые и жуткие видения пересказывались таинственным тоном, вычитывались из сму;ных и темных текстов и немедленно поним ались с непосредственнои ,внут­ ренней уверенностью. От одной общины к другой, от деревни к де­

ревне совершали свой путь такие тексты, о KOTOPb~X даже невоз­ можно сказать, что они принадлежат определеннои религии. Они

имеют персидскую, халвейскую. иудейскую окраску, но они вобра­ ли в себя все, что тогда совершилось в душах. Канонические книги

2

Зпказ

"". 1315

зз

 


национальны, апокрифические - интернациональны в букваль­ ном смысле. Они просто есть, но кажется, что их никогда н-икто не составлял. Их содержание расплывается: и сегодня оно одно, а завтра - иное. Притом они менее всего «лигература ». Они подоб­

ны устрашающим портальным фигурам с романских соборов Франции, которые равным образом представляют собой не «искус­ ство», но запечатленный в камне страх. Каждый знал этих ангелов и бесов, эти вознесения на небеса и сошествия во ад божественных существ, первочеловека или второго Адама, посланца божия. Спа­ сителя последних времен, Сына Человеческого, вечный Город и Страшный Суд. Пх стъ в чуждых городах и в центрах персидекого и иудейского жречества различные доктрины становились объек­ том понятийных дефиниций и полемикиздесь, в народных низах, почти не было отдельных религий, но одна всеобщая магическая

религиозность, которая наполняла все души и выражалась в обра­

зах самого различного происхождения. Конец света близок. Его ожидали. Знали, что должен явиться «Он», тот, О котором говорило любое откровение. В эту эпоху неимовернейшего, от года к году

нараставшего напряжения, совсем близко ко времени рождения Иисуса, возникла также мандейская религия искупления 29, осно­ ватель или генезис которой нам неизвестны. Из ее поразительной

литературы в наше время делается известным одно сочинение за другим. Здесь сосредоточены все черты великих пророческих рели­ гий и вся сокровищница глубочайших прозреиий и образов, ко­ торые со времен прораков создала апокалиптика. От античного

мышления и восприятия в этот подземный магический мир не про­ никало ни малейшего дуновения. Начало новой религии, вероятно, навсегда утрачено. НО одна историческая фигура маидейства вы­ ступает с захватывающей ясностью, трагическая в своей воле и

своей гибели и в этом сходная с самим Иисусом: эта фигура - Иоанн Креститель 30. Почти не принадлежаболее к иудаизму, на­

полняясь неистовой ненавистью к духу Иерусалима- что точно отвечает исконно русской ненависти к Петербургу, он проповедует конец света и пришествие бар-наша, Сына Человеческого 31, кото­ рый отныне более не обетованныйнациональныймессия иудеев, но носитель мирового пожара. К нему пришел Иисус и стал одним из его учеников. Отныне апокалиптический и особенно мандейский мир идей всецело заполнил сознание Иисуса. Чуждым и бессмыс­ ленным мороком представал ему иной мир - 'мир исторической реальности. То, что должен явиться некий «Он», дабы положить конец столь нереальной реальности, было для него само собой разумеющейся истиной, и он начал вслед за своим учителем Иоанном возвещать эту истину. До сих пор самые старые из канонических Евангелий дают понятие о времени, когда он был в

своем сознании только пророком.

НО В его жизни был момент, когда на него сходит смутная до­ гадка и затем полная уверенность: это Ты сам. Это было тайной, в которой он сначала почти не решался признаться самому себе, за­ тем делился со своими ближайшими друзьями и спутниками. Если

что-нибудь ручается за совершенную чистоту и честность его мыс­ лей, так это сомнение, не обманывает ли он себя, которое вновь и вновь его охватывало и о котором впоследствии вполне добросове­ стно рассказывали его ученики. Вот он приходит на родину. Вся де­ ревня сбегается. Опознают бывшего плотника, оставившего свою работу, возмущаются. Семья, его мать и многочисленные братья и сестры пристыжены и хотят его задержать. Ощутив на себе

столько знакомых глаз, он испытывает растерянность, и магиче­

ская сила оставляет его (Марк, 6) 32. В Гефсиманском саду к ле­

денящему страху перед предстоящим примешивается сомнение в

своей миссии, и уже на кресте слышали от него страдальческий вопль, что Бог оставил его 33.

Даже в эти последние часы он жил всецело в предсгавлениях своего апокалиптического мира. Он никогда не видел на деле во­ круг себя другого мира. То, что было для римлян, карауливших его, действительностью, составляло для него предмет безгранично­ го изумления, морок, который мог неожиданно перейти в ничто. Он обладал чистой и негюддельной душой лишенной городов земли. Жизнь городов, интеллект в городском смысле слова были ему со­ вершенно чужды. Действительно ли он увидел тот полуантичный Иерусалим, в который он вступил как Сын Человеческий, и понял ли он его историческую сущность? Что потрясает в его последних днях, так это столкновение фактов и истин :>4, двух миров, которые никогда не поймут друг друга: то, что он даже не знал, что с ним

происходило.

Он прошел с сокровищем благовестия по своей земле, но эта земля была Палестина. Он родился в пределах античной империи и жил на глазах иерусалимского иудаизма, и как только его душа из своего самоуглубления и осознания своей миссии взглянула вовне, она натолкнулась на действительность римского государст­ ва и фарисейского сословия. Отвращение к жесткому и своекоры­ стному идеалу последнего, которое Иисус разделял со всем маилей­ ством и, без сомнения, с иудейским крестьянством отдаленных восточных областей, проходит сквозь его речи как первая и устой­ чивая примета. Ему претило это нагромождение рассудочных формул, которое притязало быть единственным путем к спасе­ нию. И все же в лице фарисейства перед ним был лишь иной тип религиозности, противопоставляющий его убежденности р ав­

виническую логику.

Здесь всего-навсего Закон стоял против Пророков 35. Но когда Иисуса привели к Пилату, мир фактов и мир истин встретились непосредственнои непримиримов столь ужасающей отчетливости и весомости символики, как ни в одной другой сцене всей мировой истории. Раздвоение,изначальнолежащее Б основе всяческой под­ вижной жизни уже постольку, поскольку она е с т ь, посколькуона есть существование и бодрствование, приняло здесь высшую из всех форм человеческого трагизма, которые вообще МЫСЛИМЫ. R знаменитом вопросе римского прокуратора «Что есть истина?» (единственное слово в Новом Завете, в котором чувствуется

34

35


порода') лежит весь смысл истории, где значимо только деяние,­

ранг государства, войны, крови, полное всемогущество удачи н

гордость великой судьбой. И на это не уста, но'молчаливое чув­ ство Иисуса ответило иным вопросам, имеющим окончательное значение для мира религии: «Что есть лействительность?» Для Пилата она была всем, для него самого - ничем. Иначе и не может вести себя истинная религиозность перед лицом истории

иее сил, иначе она не имеет права оценивать деятельную жизнь,

и когда она все-таки делает это, она перестает быть религией

исама подпадает под власть духа истории.

Царство Мое не от мира сего - вот последнее слово, в котором

ничего нельзя изменить никакими перетолкованиями и которым

каждый должен проверить, какой выбор предопределен для него

рождением и природой. Существование, которое заставляет слу­ жить себе бодрствование, или бодрствование, подчиняющее суше­

ствование; такт или иапряжеиие, кровь или дух, история или при­ рода, политика или религия: здесь возможно только беспощадное или - или и никакого честного компромисса. Государственный человек может быть глубоко религиозным, благочестивец может отдать жизнь за отечество - но оба они обязаны знать, на какой стороне стоят на самом деле. Прирожденный политик в пределах своего мира "фактов презирает далекие от жизни способы рассмот­ рения вещеи идеолога и этика - он прав. Для верующего весь

азарт и успех исторического мира греховен и лишен ценности - он

тоже прав. Правитель, который вознамерился усовершенствовать религию с оглядкой на политические, практические цели,- глупец. Моралист, который хочет внести истину, справедливость, мир, про­ еветление в мир действительности,- равным образом глупец. Ни одна вера никогда не могла изменить мир, и ни один факт никогда не мог опровергнуть веру. Не существует моста между устремлен­ ностью времени и вневременно вечным, между ходом истории и пребыванием божественного миропорядка, в структуре которого

«провидение» есть слово для предельного слvчая каvзальности.

Вот последний смысл того мгновения, когда Пилат и Иисус стояли

друг против друга. В одном - историческом - мире Римлянин

послал Галилеянина на крест: такова была его судьба. В другом мире Рим подпал проклятию и крест стал залогом' искупления': та-

кова «божья воля».

.

Религи~_ есть метафизика и ничего более:

credo, quia

absurdum '. И притом познанная, доказанная или почитаемая до­

казанной метафизика - не более как философия или ученость. Мы же имеем в виду пережитую метафизику, немыелимое как несом­

ненность, сверхъестественное как данность, жизнь в ирреальном, но истинном мире. Иначе Иисус не прожил бы ни единого мгнове­ ния. Он не был проповедником нравственности. Усматривать в мо­

рали конечную цель религии - значит не понимать последнюю.

Это девятнадцатое столетие, «просветительсгво», гуманистическое филистерство. Приписывать Иисусу социальные установки - ко­ щунство... Религия есть всецело метафизика, потусторонность,

36

бодрствование посреди мира, в котором свидетельства чувств выс­

ветляют только передний план; религия есть жизнь в сверхчувст­ венном и со сверхчувственным, и там, где недостает силы, чтобы

обладать таким бодрствованием или хотя бы верить в него, там подлинная религия перестает существовать. Цврсгво Мое не от ми­

ра сего - только тот, кто способен измерить всю весомость этого постижения, способен понять его глубочайшие высказывания.

Л ишь поздние, городские времена, уже неспособные заглядывать в такие бездны, переносят остаток религиозности на мир внешней

жизни и заменяют религию гуманными чувствами и ~астрое~ИJ~МИ'

метафизику - моральной проповедью и социальнои этикои" В Иисусе мы видим как раз прогивоположность этому. «Отдаите

Кесарево Кесарю» - это значит: подчиняйтесь властям мира фак­ тов, терпите и не спрашивайте, «справедливы» ли эти силы. Суще­

ственно только спасение души. «Посмотрите на полевые ли­ лии» :39 _ это значит: не пекитесь о богатстве и бедности. Они оба

привязывают душу к заботам этого мира. «Вы должны служить Богу или Мам моне» - под Маммоной здесь подразумевается вся

действительность сполна. Проявление плоского и трусливого ду­ ха - пытаться толкованиями устранить из этого требования его

величие. Между работой для собственного обогащения и для со­ циального комфорта «всех» он просто не усматривал разницы. Ког­

да он ужаснулся перед богатством, когда первоиачальная иеруса­

лимская община, представлявшая из себя строгий орден, а не клуб

социалистов, отвергала собственность, то в этом проявляется ве­ личайший из мыслимых контрастов к «социальному умонастрое­ нию»: не потому, что внешнее положение - все, но потому, что оно - ничто; не из высокой оценки, но из безусловного презрения к посюсторонней удовлетворенности исходят подобные убеждения. Но во всяком случае должно быть в наличности нечто, перед лицом чего всякое земное счастье превращается в ничто. Мы снова имеем дело с контрастом между Толстым и Достоевским. Толстой, горо­ жанин и западник, увидел в Иисусе лишь социая-мор алиста и вместе со всем цивилизованным Западом, умеющим только переде­ лять, но не отрекаться, низвел раннее христианство до уровня со­ циал-революционного движения-- и притом из недостатка в ме­ тафизической мощи. достоевский, который был бедняк, но време­

нами почти святой, никогда не думал о социальных усовершенст­ вованиях "': чем поможешь душе, устранив собственность?..

МАГИЧЕСКАЯ ДУША

8

Мир, раскрывающийся перед магической бодрственностью. об­ ладает особым родом протяженности. которую можно назвать про­ тяженностью пещеры! I - С той оговоркой, что западном у челове­

ку очень трудно найти в своем запасе понягий хотя бы слово, сколь­ ко-нибудь намекающее на смысл магического «пространства». Ибо

37


«пространство» обозначает для воспринятия обеих культур совер­

шенно разные вещи. Мир как пещера - это столь же отлично от фаустовского мира как дали с его страстным устремленнем в глу­ бину, сколь И от античного мира как средоточия телесных вещей. Коперниковская система, в которой Земля теряется, должна пред­

стать перед арабской мыслью как нечто безумное и развратное. Церковь Запада была совершенно права, когда она противодейст­

вовала предсгавлению, несоединимому с Иисусовым восприятием вселенной. И халдейская астрономия 42 пещеры, которая была

для персов и евреев, для людей псевдоморфозы и ислама чем-то вполне естественным и убедительным, становилась понятной для немногих подлинных греков, принимавших ее к сведению

лишь через ложное понимание ее пространственных основополо­ жений.

Тождественное бодрственности напряжение между макрокос­

мом и микрокосмом порождает в космологической концепции любой культуры дальнейшие противоположности символического значения. Всякое человеческое восприятие или понимание, вера или знание формируетгя некой противоположностью, которая де­

лает их не актами индивида, но выражением сверхличного. Для античности мы знаем господствующую над всякой бодрствен­ ностью противоположность материи и формы, для Запада - про­ тивоположность силы И массы. Но напряжение теряется здесь в

частностях и разряжается в отдельных проявлениях. В мировой

Пещере оно пребывает, зыблемое в неясной борьбе, и через это воз­

вышается до того --

«семитического»-- прадуализма, который в

тысяче образов н все же не изменяясь наполняет магический мир. Свет светит в Пещере и борется с тьмой (Ио. 1, 5). Свет 4;] и

тьма - магические субстанции. Горнее и дольнее, небеса и земля становятся сущностными силами. находящимися в борьбе. Но эти противоположности изначальнейшего чувственного восприятия смешиваются с противоположностями размышляющего и оцени­

вающего понимания. добро и зло, Бог и Сатана. Смерть для автора Евангелия от Иоанна, как и для строгого мусульманина,

есть не прекращение жизни, но нечто, некая сила рядом с жизнью

и оба спорят за обладание человеком.

'

Но важнее, ;,ем все это, предстает противоположность духа и

души -::- по-евреиски руах и нефеш, по-персидски аху и урван, по­ мандеиски монухмед и гюан, по-гречески пневма и псюхэ,- кото­ рая впервые выявляется в глубинном чувстве пророческих религий, затем пронизывает всю апокалиптику и, наконец, образует и строит

все мировоззрения пробудившейся культуры: у Филона, апостола Павла и Плотина, у гностиков и мандеев, у Августина и в Авесте, в

исламе и у каббал истов. Руах первоначально означает ветер, не­ феш - дыхание. Нефеш неизменно в какой-то мере остается срод­

ни те:1У и земному, дольнему, злу, тьме. Ее устремление направлено «горе». Руах принадлежит к сфере божественного, горнего, света. Осеняя.. людей, он производит в них богатырство (Самсон), свя­ щенныи гнев (Илия ) , озарение судьи, изрекающего приговор (Со-

38

ломон ) , И все роды пророчества и экстаза. Он изливается. СО вре­ мен Исайи (П, 2) Мессия становится воплощением руах. Согласно Филону и исламской тео.10ГИИ, .1ЮДИ от рождения делятся на психи­ ков и пневматиков 44 (киэбрание» ~_- понятие, органично СООТвет­ ствующее мировой Пещере и кисмегу) 45. Все сыны Иакова пневматики. Для апостола Павла (1 Кор. 15) смысл Воскресения

сосредоточен в противоположностимежду психическим и пневмя.

тическим телом, которая у него, у Филона и в Откровении Баруха

покрываегся ПРОТИВОПО.~ожностьюнебес и земли, света и мрака Спаситель для него есть небесная пневма 46. В Евангелии от Иоанна Спаситель как Логос 47 сливается со светом; в неоплато­ низме он предстает как НУС 48 или как Всеединое - 1,0 античномусловоупотреблениюв антитезе к Фюсис 49. Павел и Фи­

лон сообразнос «античным»,т. е. западным, разделением понягий отождествилидух и плоть с добром и злом 50, Августин в качестве

манихейца и сообразно с персидско-восточнымразделением поня­

тий противопоставляети дух, и плоть, как злые по своей приро­ де 51, Богу как единственноблагомуи основываетна этом свое уче­

ние о благодати, которое в сходном обличии совершеннонезависи­ мо от него развивается и в исламе 52.

Но души В глубине суть нечто раздельное 53, пневма всегда тождественна себе. Человек обладает душой, но к духу света и бла­ га он может быть лишь причастен: божественное нисходит на него и таким образом связует всех отдельных долу с Единым горе. Это

исходное чувство, господствующее надо всеми вер ами и мнениями

магического человечества, есть нечто единственное в своем роде и отделяет не только мировоззрение, но и любой род магической религиозности в самой ее сути от всякой другой. Эта культура бы­ ла, как мы уже показали, в полном смысле слова культурой сере­ дины. Она могла позаимствовать у большинства других культур ИХ формы и идеи; то, что она все же не сделала этого, что она вопре­ ки всему напору и предложению чужого в такой степени осталась госпожой собственной внутренней формы, свидетельствует о непре­ ходимой бездне различия. Из сокровищниц вавилонской и египет­ ской религии она едва согласил ась принять несколько имен; антич­ ная и индийская культура или, точнее, их цивилизованное насле­ дие - эллинизм и буддизм - довели ее внешнее выражение до псевдоморфозы, но даже не коснулись ее сущности. Все религии магической культуры от творений Исайи и Заратустры вплоть до ислама образуют совершенное внутреннее единство мироощуще­ ния, и в такой же мере, в какой в вере Авесты не отыскать даже одной черты брахманизма, в раннем христианстве - даже следа античного чувства, но исключительно имена, образы и внешние формы, так и гермаиско-католическое христианство не смогло вос­ принять даже дуновения мирочувствия религии Иисуса, вос­ приняв всю сумму заповедей и обрядов.

В то время как фаустовский человек есть некое Я, на самое себя

опирающаяся сила, в последней инстанции принимаюшая решение

б .. 54

О есконечном, в то время как аполлоновскии человек как сома

39