Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

Таким образом, и в этом случае удается определить обрыв в сек­ции, но имеется опасность того, что может сгореть чувствительный прибор, которым измеряется падение напряжения на секциях. По­этому и рекомендуется вначале вольтметром со шкалой до 30 В проверить обмотку якоря на отсутствие в ней обрывов, а затем уже производить все остальные испытания.

Проверка волновых обмоток якорей вольтметром ведется так же, как и петлевых. Но замеряемое в этом случае падение напряжения будет соответствовать падению напряжения в двух или более сек­циях.

Обмотки второй группы на наличие межвитковых замыканий нельзя проверить пропусканием по ним тока, так как для обнару­жения дефектов понадобились бы слишком чувствительные индика­торы или слишком большие токи. Поэтому, несмотря на простоту, этот способ в данном случае неприменим. Обмотки этой группы проверяются на индукционном аппарате. Этот способ является бо­лее универсальным, так как позволяет проверять обмотки как вто­рой, так и первой групп.

Если при испытании вольтметром к обмотке подводилось напря­жение от аккумуляторной батареи, то с помощью индукционного аппарата переменная э. д. с. индуцируется непосредственно в самих обмотках.

Индукционный аппарат для проверки обмоток якорей представ­ляет собой П-образное ярмо, набранное из листов трансформатор-546

ного железа. На горизонтальной полке ярма помещается обмотка, питаемая переменным током от сети.

Проверяемый якорь укладывается на ярмо и замыкает собой магнитную цепь аппарата. При включении аппарата в сеть пере­менного тока в секциях обмотки якоря индуцируется (наводится) переменная э. д. с. Схема проверки обмотки якоря на индукционном аппарате показана на рис. 281.

Рис. 281. Схема проверки обмоток якорей на индукционном аппарате

В секциях исправного якоря, одинаково удаленных от ярма и симметрично расположенных относительно вертикальной оси в каждый момент времени будут индуцироваться равные по величи­не и противоположные по знаку эдс

и т. д. Следовательно, э. д. с. каждой секции будет урав­новешиваться суммой э. д. с. всех остальных секций и, значит, тока в обмотке якоря не будет. Если, поворачивая якорь, каждую пару коллекторных пластин поочередно ставить в определенное положе­ние относительно ярма и вертикальной оси и подсоединять к ним щупы прибора, то прибор будет давать одинаковые показания.


В случае наличия межвиткового замыкания в секции ее э. д. с. окажется меньше, чем сумма э. д. с. всех остальных секций, при­паянных к этой же паре коллекторных пластин. Тогда неисправная секция окажется потребителем по отношению к другим, и по об­мотке якоря потечет ток. Следовательно, показания прибора умень­шатся на величину падения напряжения в обмотке якоря. С другой стороны, при наличии межвиткового замыкания или замыкания между коллекторными пластинами в секции образуется замкнутый контур abc или defgh. В этом контуре будет индуцироваться само­стоятельная э. д. с, которая ничем не уравновешивается, следова­тельно, в этом контуре потечет переменный ток. Этот ток вызовет возникновение своего магнитного потока Ф i который будет замы­каться в близлежащих зубцах железа якоря. Если провести сталь­ной пластиной по железу якоря, то напротив паза с неисправной секцией пластина будет дребезжать.

Таким образом, секцию якоря, имеющую межвитковое замыка­ние, можно обнаружить на индукционном аппарате с помощью при­бора или стальной пластины; также обнаруживается замыкание между коллекторными пластинами.

Принцип индуцирования э. д. с. в проверяемой обмотке исполь­зуется и при проверке обеих групп статорных обмоток. Если статорные обмотки сняты с полюсных башмаков, то они могут быть про­верены на том же индукционном аппарате, что и обмотки якоря. Снятую обмотку одевают на наборный железный сердечник и укла­дывают на ярмо индукционного аппарата, как показано на рис. 282. При наличии в обмотке замкнутых накоротко витков по ним поте­чет электрический ток, и обмотка будет греться. В исправной об­мотке индуктированная э. д. с. не вызовет появления тока и обмот­ка останется холодной.

Если обмотки не снимались с полюсных наконечников, их мож­но проверять индукционным аппаратом специальной конструкции, как показано на рис. 283.

Индикатором наличия межвитковых замыканий в этом случае является для обмоток второй группы милливольтметр, а для обмо­ток первой группы — вольтметр. Измерительный прибор подключа­ется поочередно к каждой из проверяемых обмоток. Уменьшение показаний прибора на одной из обмоток по сравнению с другими свидетельствует о межвитковом замыкании.

Обрывы в проволочных обмотках обнаруживаются до их испы­таний на отсутствие межвитковых замыканий или в процессе этих испытаний, как указывалось выше. Обрывы шинных обмоток прак­тически не встречаются.


Рис 282. Проверка обмоток стато­ров, снятых с Рис. 283. Проверка обмоток стато­ров, не снимаемых с полюсных

полюсных башмаков, с помощью индукционного баш­маков, с помощью индукционного аппарата

аппарата

При капитальном ремонте электрических машин можно приме­нять способ проверки технического состояния обмоток путем срав­нения импульсов падений напряжения на них или их частях. Блок-схема аппарата для таких испытаний представлена на рис. 284. Способ этот основан на том, что если сравниваемые обмотки не имеют никаких дефектов и совершенно одинаковы между собой, то их полные сопротивления равны между собой. Поэтому импульс­ные падения напряжения на каждой из двух сравниваемых обмоток при посылке одинаковых ступенчатых импульсов напряжения бу­дут иметь одинаковую форму и амплитуду. Следовательно, при по­даче на отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки напря­жения с проверяемых обмоток кривые падений напряжения на экра­не сольются в одну.

Если же одна из обмоток имеет дефект, то на экране электрон­но-лучевой трубки появятся две кривые. Этот способ является весь­ма универсальным. Он позволяет обнаруживать дефекты в любых обмотках, допускающих деление на две равные части. Якорная об­мотка проверяется в два приема, причем якорь подключается так, как показано на рис. 285: сначала проверяется часть обмотки САД, а затем — СВД.

Кроме универсальности, следует подчеркнуть еще такие преиму­щества этого способа, как возможность контроля обмоток без раз­борки машин, высокая чувствительность и надежность способа, вы­сокая производительность.

Рис. 284. Блок-схема аппарата СМ-2 для проверки обмоток методом сравнения падений напряжения

Якоря и статоры, имеющие дефектные обмотки, при текущем ремонте в войсковых условиях, как правило, заменяются в сборе. При капитальном ремонте в условиях танкоремонтных заводов ино­гда перематывают проволочные обмотки или меняют их наружную изоляцию, поступая при этом так же, как при изготовлении новых якорей или обмоток возбуждения.

Рис. 285. Подключение обмотки яко­ря к аппарату СМ-2

Устранение механических дефектов и повреждений антикоррозионных покрытий

Характерными механическими неисправностями деталей и узлов электрических машин являются: изгиб валов якорей, износ шеек валов, износ подшипников, гнезд под подшипники в крышках, сры­вы резьб, нарушение антикоррозионных покрытий.


Все эти дефекты обнаруживают и устраняют с помощью спосо­бов дефектации и ремонта, описанных в предыдущих разделах.

При ремонте электрических машин приходится изготавливать целый ряд мелких деталей: наконечники проводов, латунные сталь­ные и изоляционные шайбы, втулки, а также детали крепежа.

Для этой цели используют штамповочные, револьверные и дру­гие станки.


§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Электрические машины собирают после окончания ремонта от­дельных деталей и сборки узлов: траверсы со щеткодержателями и щетками, якоря, муфты привода и др.

Для целого ряда машин сборка сопровождается регулировочны­ми работами: регулировка привода у стартеров, регулировка уси­лия прижатия щеток к коллектору и т. п.

Качественная сборка должна обеспечивать соответствие техни­ческим условиям электрических параметров машины, долговечную и безотказную работу. Для этого в процессе сборки электрических машин необходимо обеспечить следующие условия.

1. Определенную (для разных машин от 0,1 до 1,5 мм) и одина­ковую (расхождение не более 0,05—0,1 мм) величину воздушного зазора между железом якоря и полюсными наконечниками (или железом статора). Минимальные зазоры относятся к генераторам ЭМУ.

Увеличение воздушного зазора по сравнению с ТУ приводит в генераторах к падению мощности и напряжения, а в двигателях— к увеличению потребляемой мощности.

Неравномерность величины зазора между якорем и полюсными наконечниками вызывает увеличение местного нагрева на 5—10%, увеличение одностороннего магнитного притяжения на 40—50% против расчетных величин и для двигателей — уменьшение крутя­щего момента на валу на 10—13%.

Техническими условиями на ремонт для получения нормальных зазоров разрешается как постановка стальных полос между полюс­ными наконечниками и корпусом машины, так и расточка полюс­ных наконечников.

Кроме этого, важно исключить наличие дополнительных воз­душных зазоров между корпусом машины и основанием полюсов. Поэтому полюсные наконечники при сборке машины должны быть как можно плотнее прижаты к корпусу, что достигается примене­нием специальных приспособлений. На рис. 286 показано разжим­ное приспособление для поджатия полюсов; на рис. 287 — комбини­рованное приспособление для поджатия полюсов и завинчивания винтов их крепления пресс-отверткой.

Рис. 286. Конусное приспособление для поджатия полюсных башмаков к корпусу электрической машины

Зазоры между якорем и полюсными наконечниками измеряют щупом при установке якоря в специальные технологические крыш­ки с подшипниками.

2. Заданную величину усилия прижатия щеток к коллектору. Она обеспечивается регулировочным устройством, а при отсут­ствии его — подбором пружин.