Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

— амплитуда входного напряжения.

Схема проверки технического состояния контактного реле-регулятора

Техническое состояние контактного реле-регулятора (рис. 298) определяется не только исправностью отдельных элементов (обмо­ток, сопротивлений, контактов и т. п.), но и сохранением в требуе­мых пределах регулируемых зазоров и усилий натяжения пружин. Поэтому перед испытаниями реле-регулятора по той или иной схе­ме необходимо не только произвести внешний осмотр узлов и дета­лей реле, но и проверить, а при необходимости и отрегулировать все зазоры.

Рис. 298. Схема проверки и регулировки контактного реле-регулятора

В схеме танкового электрооборудования входным сигналом ре­ле-регулятора является изменяющееся в зависимости от скорости вращения якоря напряжение генератора. Выходным сигналом в си­стеме регулирования напряжения является ток в обмотках возбуж­дения генератора, а в зарядной.цепи—зарядный ток.

Использование танкового генератора в качестве источника вход­ного сигнала вынуждает иметь сложные, громоздкие установки для регулирования его оборотов. Для войс^рвых ремонтных средств, выполняющих текущий ремонт электрооборудования, иметь такие установки нецелесообразно. Поэтому в качестве источ­ника входного сигнала используют аккумуляторные "батареи, вклю­ченные на 36 В, и потенциометр

Если точно копировать зарядную цепь танка, то напряжение от движка потенциометра следует подвести к клемме Я реле-регуля­тора (см. штрих-пунктирные линии на рис. 298), корпус реле соеди­нить с минусом схемы, вольтметр включить между клеммой Я и массой. К выходным клеммам реле-регулятора соответственно под­ключают: к клемме Б — нагрузочный реостат через выключатель и амперметр, к клеммам Ш через амперметры — реостаты, имити­рующие обмотки возбуждения генератора, и контрольные лампоч­ки для сигнализации о срабатывании регуляторов напряжения.

При работе регуляторов напряжения с генератором (рис. 299)

Рис. 299. Рабочая характеристика генера­тора с реле-регулятором

размыкание контактов должно произойти в момент, когда напря­жение генератора и ток в обмотках возбуждения достигли строго определенных величин. Поскольку последовательно с обмотками возбуждения генератора включены выравнивающие обмотки регу­ляторов напряжения, то всякое изменение тока возбуждения, при котором происходит размыкание контактов регуляторов, приведет к изменению напряжения их срабатывания. Следовательно, при про­верке и регулировке напряжения срабатывания регуляторов напря­жения по амперметрам А1 и А2, реостатами R1 и R2 должны быть установлены токи iВ1 и iВ2, равные iВмах т.е. току, при котором ре­гуляторы напряжения включаются в работу. Однако при данном подключении реле-регулятора (см. штрих-пунктирные линии на рис. 298) обеспечить установку заданных токов возбуждения за­труднительно, так как каждый из них изменяется не только при пе­ремещении движка своего реостата, но и при перемещении движка потенциометра К„- Поэтому для обеспечения удобства работы опе­ратора целесообразно изменить включение реле-регулятора. К клемме Я подводится постоянный, не зависящий от положения движка потенциометра, потенциал + 365 относительно минуса схемы. Регулирование же напряжения между клеммой Я и корпу­сом реле-регулятора осуществляется изменением отрицательного потенциала корпуса (см. пунктирные линии на рис. 298). Вольтметр в этом случае должен быть включен между клеммой Я и корпусом. Соединение корпуса реле-регулятора с корпусом стенда исключает­ся. Полученная таким образом схема обеспечивает проверку и регу­лировку напряжения срабатывания регуляторов напряжения.


Напряжение включения командного реле обратного тока также может быть отрегулировано по данной схеме. Несмотря на тс, что она не обеспечивает проверку величины обратного тока, этот пара­метр, как показывает опыт, в подавляющем большинстве случаев оказывается в пределах технических условий, если правильно отре­гулировано напряжение включения командного реле, и его зазоры выставлены в заданных пределах. Поэтому для реле-регуляторов, не имеющих ограничителей токов, подключение к клемме Б нагру­зочного реостата является необязательным.

Если аппараты системы обратного тока работают при рассмат­риваемых испытаниях так же, как и на танке, то аппараты систе­мы регулирования напряжения не вводятся в вибрационный режим. Требование обеспечения компенсации отклонения режима испыта­ний от режима работы выполняется здесь следующим образом.

Во-первых среднее напряжение, поддерживаемое регуляторами напряжения, на 0,5—1,0 В ниже, чем напряжение их срабатывания.

Во-вторых, на эксплуатационных оборотах двигателя ток воз­буждения генератора, а значит, и ток в выравнивающих обмотках, меньше, чем ток возбуждения при вступлении регуляторов в ра­боту.

Поскольку

Фр= Ф0 – Фв

где Фр = к1Рпр — магнитный поток размыкания контактов, опре­деляемый усилием натяжения пружины;

Фо = к2U0 — магнитный поток основной обмотки регулято­ра напряжения;

Фо = к3iв — магнитный поток, выравнивающий обмотки ре­гулятора напряжения,

то с уменьшением тока возбуждения будет уменьшаться Фв и при заданном натяжении пружины должен уменьшаться Ф 0, т. е. будет уменьшаться поддерживаемое регуляторами напряжение. Зависи­мость напряжения срабатывания регуляторов напряжения от тока в выравнивающих обмотках при регулировке регуляторов от акку­муляторных батарей представлена на рис. 300. Опыт показывает, что снижение поддерживаемого напряжения за счет уменьшения тока в выравнивающей обмотке происходит на 1,0—1,5 В. Следо­вательно, при проверке технического состояния и регулировке регу­ляторов напряжения в статическом режиме необходимо добиваться напряжения срабатывания регуляторов на 1,5—2,5 В выше того, которое поддерживается в рабочем режиме на эксплуатационных обо­ротах,

Uр= Uном + (1.5+2.5)

где Uр — напряжение размыкания контактов регуляторов напря­жения при статических испытаниях, В;


Uном — номинальное напряжение генератора, которое должны

поддерживать регуляторы напряжения, В. В ходе проверки технического состояния при текущем ремонте в аппаратах регулирования и управления обнаруживаются различ­ные отклонения от требований технических условий. По характеру этих отклонений, а также применяя различные дополнительные приемы, выявляют неисправный узел или деталь и приступают к устранению неисправности.

Рис. 300. Зависимость напряжения сраба­тывания регуляторов напряжения от токов в выравнивающих обмотках при испытании от аккумуляторных батарей

Полную разборку аппаратов на узлы и детали производят толь­ко при их капитальном ремонте.

При текущем ремонте разборка осуществляется только до со­стояния, при котором возможна замена выявленных в ходе преды­дущего этапа неисправных узлов и деталей.

Металлические детали аппаратов промывают в керосине или бензине. Детали и узлы с изоляцией, и особенно с обмотками, очи­щают волосяными кистями или ветошью, слегка смоченной бензи­ном, и обдувают воздухом. Ответственные детали и узлы промы­вают спиртом (контакты слаботочных реле, движки потенциомет­ров и т. п.).

При необходимости детали и узлы сушат в специальных шка­фах при t = 80—100°С. При текущем ремонте для этой цели используют сетки над отопительными печами в мастерских МЭРО.


§ 2. Дефектация и ремонт узлов

При текущем ремонте дефектация узлов бывает необходима для локализации неисправности, обнаруженной в процессе предвари­тельных испытаний, т. е. для выявления узла или детали, неисправ­ность в которых приводит к выходу из строя всего аппарата. Так, например, отсутствие изменения сигнала на выходе электронно-маг­нитного усилителя при изменении его входного сигнала может быть следствием выхода из строя либо блока усилителя напряже­ния, либо блока усилителя мощности, либо магнитного усилителя; отсутствие срабатывания командного реле реле-регулятора может быть следствием как обрыва обмотки реле, так и обрыва сопротив­ления температурной компенсации; отсутствие изменения сопротив­ления потенциометра пульта управления при повороте корпуса пульта может быть следствием или обрыва плеча потенциометра, или окисления ползункового контакта, или потери упругости пру­жины контакта.

Предварительные испытания, как правило, не дают однозначно­го ответа на вопрос о том, какой узел или деталь необходимо заме­нить для восстановления работоспособности аппарата. Для выясне­ния этого вопроса и прибегают к дефектации узлов.

Локализовать неисправность удается или тщательным внешним осмотром, или измерением величины сопротивления отдельных элементов (обмоток, сопротивлений), или проверкой исправности их цепей, или иными, специальными приемами.

Внешним осмотром проверяют состояние контактов, их чистоту и износ. Иногда целесообразно замерить величину переходного сопротивления контактов омметром, для чего отпаивают проводни­ки хотя бы одного из контактов. Повышенное переходное сопротив­ление контактов свидетельствует о необходимости их чистки, или замене всего узла.

Омметром проверяют состояние обмоток, сопротивлений и их цепей. Сопротивления и обмотки различных реле и аппаратов про­веряют на отсутствие в них обрывов, межвитковых замыканий и за­мыканий на корпус. Эти дефекты чаще всего встречаются в обмот­ках аппаратов, выполненных из тонкого провода и имеющих боль­шое сопротивление (основные и ускоряющие обмотки в реле-регу­ляторах). Реже эти дефекты встречаются в различных сопротивле­ниях и совсем редко в обмотках, выполненных из толстого провода и имеющих малое сопротивление (сериесные, выравнивающие и другие обмотки).

Межвитковые замыкания к обрывы обнаруживают путем из­мерения величины сопротивления обмоток.


Для определения технического состояния обмоток или сопро­тивлений необходимо иметь схему аппарата и технические усло­вия на величину сопротивлений обмоток. Чтобы замерить сопротив­ление какой-либо обмотки, необходимо найти обмотку и выводные проводники от етее, отсоединить проводники (обязательно хотя бы 570

один) от общей схемы аппарата (чтобы исключить параллельные цепи) и только после этого присоединять омметр к обмотке. Если сопротивление обмотки окажется равным бесконечности, обмотка имеет обрыв, если оно окажется меньше положенного по техниче­ским условиям, в обмотке межвитковое замыкание.

При обнаружении обрывов, которые чаще всего возникают в местах припайки выводных проводников и их наконечников, их уст­раняют пайкой припоем ПОС-30 или ПОС-40 с применением кани­фоли.

При обнаружении внутренних дефектов (обрывов, замыканий) в обмотках и сопротивлениях заменяют целиком аппараты с неис­правными обмотками (реле обратного тока, регуляторы напряжения реле-регуляторов, трансформаторы, потенциометры пультов управ­ления и т. д.).

Специальные приемы дефектации узлов и деталей применяют, как правило, тогда, когда простейшими способами, доступными для применения в войсковых ремонтных средствах, локализовать неис­правность не представляется возможным. Выбор того или иного конкретного приема определяется особенностями электрической схемы и конструкции проверяемого аппарата. Например, для отыс­кания неисправного полупроводникового диода, стабилитрона или транзистора при текущем ремонте бесконтактного регулятора на­пряжения иногда приходится применять схемы проверки полупро­водниковых элементов, аналогичные применяемым при капиталь­ном ремонте.

При определении неисправной лампы в каскаде усиления на­пряжения электронного усилителя в одной плоскости эту лампу меняют местами с такой же, но обеспечивающей работоспособность электронного усилителя в другой плоскости. Для выявления одной неисправной лампы из двух ламп фазочувствительного усилителя мощности их меняют местами. Таким же образом поступают во всех случаях, когда необходимо убедиться в неисправности какого-либо узла, и при этом в аппарате имеется еще один, такой же узел, обеспечивающий нормальное функционирование аппарата в дру­гом режиме. Если подозреваемый узел в другой цепи аппарата ра­ботает нормально, а установка заведомо исправного узла не устра­нила неисправность, значит причина неисправности не в сменяе­мом узле, а в его цепи, обеспечивающей его работу.