ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.02.2019
Просмотров: 3360
Скачиваний: 1
Все эти показатели рассчитываются на число женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году, родивших в отчетном году.
57. Родильный дом. Структура , управление, задачи, организация работы
Родильный дом является важнейшим лечебно-профилактическим учреждением, в котором оказывается высококвалифицированная стационарная медицинская помощь женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Здесь обеспечиваются надлежащее наблюдение и уход за здоровыми и оказывается необходимая медицинская помощь заболевшим и недоношенным новорожденным до перевода их в соответствующую детскую больницу.
Независимо от того, является ли акушерский стационар самостоятельным учреждением или родильным отделением больницы, в его составе должно быть 5 обязательных отделе-ний:
1) приемно-пропускной блок (приемное отделение);
2) 1-е (физиологическое) акушерское отделение —50—55% общего числа акушерских коек;
3) 2-е (обсервационно-изоляционное) акушерское отделение (палаты) — 20—25% общего числа акушерских коек;
4) отделение (палаты) патологии беременности —25—30% общего числа акушерских коек;
5) отделение (палаты) для новорожденных детей в составе 1-го и 2-го акушерских отделений.
При наличии гинекологического отделения в составе родильного дома ему отводится примерно 25—30% общего числа коек. В обязательном порядке оно должно быть изолированным. По нормативам на акушерские койки выделяется 60%, а на гинекологические — 40% всего коечного фонда родовспомогательных учреждений. Однако в настоящее время отчетливо проявляются такие тенденции, как уменьшение рождаемости, рост экстрагенитальной патологии у беременных, увеличение числа патологических родов и количества детей, рождающихся недоношенными и с низкой массой тела. Все это часто вызывает необходимость пересмотра числа коек в перечисленных отделениях в сторону как увеличения, так и уменьшения.
Планировка родильного дома должна обеспечивать полную изоляцию женщин, поступивших для родоразрешения в различные отделения, при строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм. В вестибюле поступающая беременная или роженица снимает верхнюю одежду и проходит в помещение фильтра. После этого проводится регистрация в журнале приема беременных и рожениц (ф.№ 002/у). Заполняется паспортная часть истории родов (ф. № 096/у). В фильтре врач или акушерка решает вопрос, в какое из отделений роддома направить женщину. В приемно-пропускном блоке оборудуются отдельные смотровые комнаты для каждого акушерского отделения. Пути следования беременных в эти отделения не должны перекрещиваться. В каждой смотровой комнате предусматривается специальное помещение для санитарной обработки поступающих женщин, оборудованное туалетом и душевыми. Здесь производится общее обследование женщины: взвешивание, измерение роста, окружности живота, высоты стояния матки над лоном, определение положения и предлежания плода, выслушивание сердцебиения плода, определяются группа крови и резус-фактор.
После санитарной обработки женщина получает пакет со стерильным бельем и направляется в соответствующее отделение роддома.
В каждом акушерском отделении выделяются следующие структурные подразделения:
1) родовой блок;
2) послеродовые палаты;
3) палаты (отделение) для новорожденных.
Родовой блок в своем составе имеет:
1) предродовую (10—12% количества коек в отделении);
2) родовую (родовой зал);
3) большую и малую операционные.
Операционные должны быть оборудованы всем необходимым для обработки разрывов промежности, ручного отделения последа, кесарева сечения, ампутации матки.
Первый туалет новорожденного, обработка глаз, измерение длины и массы тела ребенка проводятся акушеркой в родовом зале. Через 2—2,5 ч после нормальных родов женщина переводится в послеродовое отделение (палаты), новорожденный—в палату для новорожденных.
Число детских коек в отделении (палатах) новорожденных должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении. Примерно 10—12% общего числа коек выделяется для недоношенных и ослабленных детей. Здесь проводятся интенсивная терапия и наблюдение. Ежедневно данные наблюдения за ребенком вносятся врачом в историю развития новорожденного (ф. № 097/у). Домой выписывают только здоровых детей. О дне выписки ребенка домой обязательно по телефону сообщают в территориальную детскую поликлинику. Глубоко недоношенныхи больных детей переводят в специализированные детские отделения.
В целях снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения качества обслуживания беременных в областных центрах и крупных городах организуются специализированные отделения для беременных женщин с сердечно-сосудистой патологией, диабетом, послеродовыми септическими заболеваниями и т.д.
Большое значение в нормальной деятельности акушерских стационаров и в профилактике гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц, среди новорожденных имеет соблюдение санитарно-гигиенических правил. В акушерских стационарах должны неукоснительно выполняться следующие требования:
-
строгий отбор и своевременная изоляция больных женщин от здоровых при поступлении и во время пребывания в родильном доме (отделении);
-
обязательная цикличность в заполнении детских и материнских палат;
-
соблюдение всех санитарных требований, регулярная текущая и не реже 1 раза в год профилактическая санитарная обработка (полная дезинфекция) всего родильного дома (отделения);
-
правильная организация ухода за родильницами и новорожденными;
-
достаточная обеспеченность отделений бельем;
-
соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены и регулярный врачебный контроль за здоровьем персонала.
Деятельность родильного дома оценивают по следующим показателям.
1. Число осложнений при родах и послеродовых заболеваний:
число осложнений (заболеваний) *100
общее число принятых родов
Особое внимание должно быть уделено женщинам -при возникновении у них массивных кровотечений, разрывах матки, промежности, мочеполовых и кишечно-влагалищных свищах, а также септических заболеваниях.
2. Заболеваемость новорожденных:
число случаев заболеваний новорожденных *1000
число родившихся живыми
3. Смертность новорожденных:
число умерших новорожденных *1000
число родившихся живыми
4. Мертворожденность:
число, родившихся мертвыми *1000
число родившихся живыми и мертвыми
5. Частота оперативных вмешательств при родах:
число (вид) оперативных вмешательств *100
число родов
6. Перинатальная смертность:
число мертворожденных +
умершие в первые 6 суток * 1000
число родившихся живыми и мертвыми
Кроме того, деятельность родильного дома характеризуют такие общебольничные показатели, как:
• средняя занятость койки;
• средняя длительность пребывания на койке
-
оборот койки
-
процент использования коечного фонда
Документация: индивидуальная карта беременной и родильницы, статистический талон для регистрации уточненного диагноза, ЛН, Обменная карта, дневник врача поликлиники.
58.. Организация скорой медицинской помощи населению.
Скорая и неотложная медицинская помощь городскому и сельскому населению оказывается по единому принципу.
Скорая и неотложная медицинская помощь организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и ночью при массовых отравлениях и других угрожающих жизни состояниях.
Скорая и неотложная помощь — один из важнейших видов внебольничной помощи. Поэтому оперативность, объем и качество ее оказания являются серьезными критериями для оценки организации и доступности медицинской помощи в целом.
Основные задачи станций скорой и неотложной медицинской помощи:
1) оказание срочной медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях в возможно максимальном объеме на месте и во время транспортировки больного в медицинское учреждение;
2) экстренная перевозка больных в стационары по заявкам лечебно-профилактических учреждений:
а) нуждающихся в сопровождении медицинского персонала;
б) нуждающихся в транспортировке на санитарных носилках;
в) нуждающихся в срочном оперативном вмешательстве (острый аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва желудка и т. д.);
3) госпитализация рожениц и гинекологических больных в родильные дома и стационары.
Во всех ЦРБ республики организованы отделения скорой медицинской помощи. В крупных районных центрах с населением свыше 50 000 человек созданы самостоятельные станции скорой медицинской помощи. Согласно нормативам, на каждые 10 000 жителей выделяется одна санитарная машина и утверждается 0,8 врачебной или фельдшерской бригады. Машины скорой помощи оснащены комплектом шин для иммобилизации конечностей при переломах и другим необходимым медицинским инструментарием и оборудованием. На станциях и в отделениях скорой медицинской помощи организуются врачебные или фельдшерские бригады. Бригады могут быть линейными или специализированными (травматологические, психоневрологические, педиатрические, интенсивной терапии). В состав врачебной бригады входят врач, средний медицинский работник (фельдшер) и санитар. В состав фельдшерской бригады входят фельдшер и санитар.
Машины скорой помощи радиофицированы, имеют соответствующие надписи и оборудованы сиренами. Врачи и фельдшера выездных бригад оснащаются врачебными или фельдшерскими сумками (укладками), в которых имеется набор медицинских инструментов и лекарственных средств. Их перечень и количество утверждаются приказом органа управления. Вызов бригады скорой помощи осуществляется по единому для всей республики телефону — 103. Бригады скорой помощи в обязательном порядке направляются на роды, при кровотечениях, травмах, несчастных случаях, при наличии у больных острых болей в брюшной полости и в области сердца, а также к больным детям первого года жизни.
В республике функционирует 201 станций и отделений скорой помощи (из них 24 самостоятельные станции).
59. Организация медицинской помощи сельскому населению
Стационарная помощь:
На селе – 400 учреждений (11 тыс. коек)
В городах – 409 учреждений (107 тыс. коек)
Мах – фельдшерско-акушерский здравпункт, фельдшерские здравпункты, необъединенные поликлиники и амбулатории.
В селе наблюдаются тенденции изменения общественного здоровья:
Повышается распространенность инфекционных заболеваний (tbs) – 70,1 случаев на 100 тыс;
Повышается заболеваемость злокачественных новообразований – 394 случая на 100 тыс. (286 в городе);
Заболеваемость хроническим алкоголизмом – 160 на 100 тыс;
Продолжительность жизни на селе – у мужчин – 60 лет (в городе – 63), у женщин – 73 (74);
Идет остарение населения;
Идет хронизация патологии;
Сверхсмертность у мужчин начиная с 40 лет.
В РБ проживает 24,1% жителей на селе.
Мед. обслуживание на селе: -ФАП; -Сельские врачебные амбулатории;-Сельские участковые больницы; -ЦРБ.
Для села характерна: невысокая плотность жителей – 49 чел на1 кв. км.; от 400 и больше жителей создаются ФАП, там работает средний медицинский персонал, но может работать и врач стоматолог. Оказывается доврачебная помощь.
Участковые больницы создаются на территории больше 1000…1500 жителей. Здесь оказывают первичную врачебную помощь, коек может быть до 100. Врачи: терапевт; педиатр; стоматолог.
Слабое место в организации здравоохранения на селе – отсутствие специальных помещений. Они появляются в ЦРБ. ЦРБ предлагает квалифицированную и специализированную помощь по основным видам (хирургия, невропатология, инф. и т.д.). Должно быть приблизительно 20 специалистов в ЦРБ.
Социально-экономические особенности связаны со способом сельскохозяйственного производства, показатель людности (приблизительно 200 жил. на населенный пункт мал). Социально-гигиенические факторы – образ жизни, привычки, традиции и обычаи сельского жителя.
В основе оказания помощи лежит принцип участковости( административная территория района делится на сельские врачебные участки).
Главная особенность в организации мед-сан помощи сельским жителям – этапность оказания помощи. Она состоит в том, что есть 3 этапа: СВУ; ЦРБ; Обл.
Этапность – это вынужденная мера, она не означает уход от главной цели. Цель здравоохранения на селе состоит в приближении врачебной помощи к месту жительства, и обеспечить доступность и качество медицинской помощи.
Отличие сельского врачебного участка – большой радиус обслуживания (расстояние от медицинского учреждения до самого отдаленного хутора). На территории района все сельские врачебные участки вместе с ЦРБ объединяются в ТМО. Им руководит главврач ЦРБ. В ЦРБ создается институт районных специалистов. Получает обязанности районного врача (хирурга, педиатра и т.д.) Они обязаны обеспечить доступность и качество медицинской помощи сельским жителям. С этой целью в ЦРБ создают организационно-методические кабинеты. Там работает врач-методист. А руководит один из заместителей главного врача. Он –заместитель по медицинскому обслуживанию населения района. Задача кабинета – обеспечить своевременные и качественные виды помощи населению района.
Областные лечебные учреждения предназначены для оказания сельским жителям высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи по всем ее видам. В областной больнице организуют отделение плановой и экстренной консультативной помощи (сан. авиация). По вызову из СВУ или ЦРБ специалисты из области приезжают и оказывают помощь. 45% жителей села получают помощь на I и II этапах (стационарная помощь). 1089 коек имеют областные больницы.
Пути повышения помощи (факторы):
Факторы, зависящие от врача – качество медицинских услуг, зависит от уровня квалификации врача. Ввести врача общей практики – он не будет направлять на осмотр, он сам этим владеет (специализированная помощь).
Зависящие от лечебного учреждения – доступность медицинской помощи, четкость в организации учреждений зависит и конечный результат (объем, виды, показатели состояния здоровья).
Зависящие от правовой базы (нормативов) льготы на коммунальные услуги, на жилье. Есть нормативы нагрузки на врачебную должность – труд регламентируется приказами.
Факторы, зависящие от населения – образ жизни и авторитет врача (его имидж, репутация.)
60. Центральная районная больница: является основным учреждением для оказания квалифицированной медицинской помощи. Одновременно ЦРБ — центр организационно-методического руководства здравоохранением района.
По мощности ЦРБ делятся на 5 категорий:
• I категория — 600 и более коек;
• II категория — 400—600 коек;
• III категория — 250—400 коек;
• IV категория — 125—250 коек;
• V категория — 125 коек.
Мощность ЦРБ и других структурных лечебных учреждений определяется среднегодовым количеством развернутых коек. Независимо от коечной мощности, численности обслуживаемого населения и радиуса обслуживания ЦРБ должна иметь определенный перечень структурных подразделений: