ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.02.2019
Просмотров: 3362
Скачиваний: 1
55. Лечебно-охранительный режим в стационаре детской больницы. Профилактика ВБИ.
Лечебно-охранительныцй режим является составной частью комплекса лечебной работы в стационаре. Это система мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для больного на поднятие нервно-психического тонуса и стимуляцию защитных и компенсаторных сил организма. В его основе лежит прежде всего внимание к больному, меры, способствующие повышению общего нервно-психического тонуса больных, устранению факторов, отрицательно влияющих на самочувствие (плохое освещение, неудобная постель, невкусно приготовленная пища и др.). Важными элементами лечебно-охранительного режима является борьба с болью и страхом перед болью, отвлечение больного от "ухода в болезнь" (психологическая подготовка к операции, использование болеутоляющих средств). Для отвлечения больных необходимо обеспечить в стационарах наличие комнат отдыха, в детских стационарах организуется воспитательно-педагогическая работа.
Элементы лечебно-охранительного режима:
- строгое соблюдение режима (своевременное и правильное питание, организация сна, досуга).
- правильный выбор лекарственных средств
- снятие страха перед проведением манипуляций
- организация отдыха, особенно в вечернее время
- эстетика учреждения
- отношение с родственниками больного
С целью профилактики внутрибольничной инфекции необходимо одновременно заполнять палаты профильными больными с учетом тяжести состояния. Следует исключить возможность контактов между детьми разных палат. Все процедуры, питание, туалет должны проводиться, по возможности, в палате.
Для профилактики внутрибольничного заражения необходимо тщательно соблюдать санитарно-профилактический и противоэпидемический режим, включающие гигиеническое содержание больных, влажную уборку и проветривание помещений, кварцевание палат, индивидуальные предметы ухода за больными и их текущую дезинфекцию, кипячение посуды, санитарную культуру обслуживания больных, систематическое медицинское обследование персонала.
При заносе инфекции в отделении должны быть срочно приняты меры, направленные на предупреждение ее распространения. Ведущую роль в этом играет ранняя диагностика и изоляция заболевшего. В отделении, где был случай инфекционного заболевания, устанавливается карантин.
В инфекционных больницах и соответствующих отделениях общих больниц устраиваются специальные боксы с отдельным входом снаружи для приема каждого поступающего больного.
В приемном отделении проводится санитарная обработка поступающих больных и по показаниям - их вещей. При размещении детей по палатам особое внимание обращается на то, чтобы предупредить занос и распространение инфекционных заболеваний в стационаре. Поэтому вновь поступающих детей не следует направлять в палату выздоравливающих.
Отделения больницы должны быть изолированными, иметь отдельный вход, постоянный персонал. За каждый отделением закрепляется инвентарь, предметы ухода за больными, посуда, игрушки и т.д.
В инфекционных детских больницах отделения боксируются.
56. Женская консультация. Структура , функции и организация работы.
Акушерско-гинекологическая помощь женщинам оказывается в специальных учреждениях амбулаторно-поликлинического или стационарного типа. Номенклатура этих учреждений определяется приказом министра здравоохранения. В областных центрах, крупных городах основными из них являются родильные дома, женские консультации, родильные и гинекологические отделения общих больниц, гинекологические больницы, самостоятельные женские консультации, женские консультации или гинекологические кабинеты, входящие в состав поликлиник или МСЧ промышленных предприятий.
. В сельской местности акушерско-гинекологическая помощь оказывается в родильных (гинекологических) отделениях областных, районных и центральных районных больниц, сельских участковых больницах или амбулаториях и на ФАПах.
ЖЕНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Внебольничная акушерско-гинекологическая помощь женщинам оказывается в специальных учреждениях амбулаторно-поликлинического типа, основным из которых является женская консультация. В основу лечебно-профилактической работы женской консультации положен принцип территориальной участковости, а ведущий метод ее работы- диспансерный.
Большинство женских консультаций является функциональным подразделением родильного дома, поликлиники, МСЧ или другого лечебно-профилактического учреждения и находится в их административном подчинении. Женская консультация может быть и самостоятельным учреждением, которое подчиняется местным органам здравоохранения. Руководит женской консультацией заведующий. Женская консультация может располагаться в типовом или приспособленном здании или занимать часть здания в учреждении, в состав которого она входит (поликлиника, медсанчасть, родильный дом). Помещение ее должно быть изолировано, чтобы исключить контакт беременных с больными, обращающимися к врачам других специальностей.
Задачи женской консультации: 1) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;
2) оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории;
3) проведение работы по планированию беременности;
4) внедрение в практику передовых форм и методов амбулаторной акушерско-гинекологической помощи, современных методов диагностики и лечения патологии беременности, экстрагенитальной патологии, гинекологических заболеваний;
5) проведение санитарно-просветительной работы;
6) обеспечение женщин правовой защитой в соответствии с законодательством об ОМД;
7) обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и больных, осуществление систематической связи с родильным домом (отделением), станцией (отделением) скорой и неотложной медицинской помощи, поликлиникой и детской поликлиникой, а также другими лечебно-профилактическими учреждениями (противотуберкулезным, кожно-венерологическим, онкологическим диспансерами и др.);
8) организация слаженной работы акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса.
Структура женской консультации. Перечень и количество подразделений (помещений) женской консультации определяются ее задачами, мощностью, характером административной подчиненности.
В типовом варианте женской консультации предусматривается наличие следующих подразделений:
1) гардероб для больных и персонала;
2) регистратура;
3) зал ожидания;
4) кабинеты:-заведующего;- старшей акушерки;- медицинской статистики;-врачебныеакушерско-гинекологические;-врачей-специалистов (терапевт, стоматолог);
5) Операционная с предоперационной;
6) процедурные кабинеты для:-влагалищных манипуляций;-внутривенных и подкожных вливаний;
7) эндоскопический кабинет;
8)стерилизационная
9) кабинет для психопрофилактики и занятий «Школы матерей»;
10) кабинет контрацепции;
11) кабинет социально-правового работника;
12) кабинет сестры-хозяйки;
13) туалеты для женщин и персонала.
Организация работы женской консультации. В крупных городах или районах, где имеются хорошо оснащенные и оборудованные женские консультации, одна из них, лучшая по показателям работы, выделяется как базовая. Базовые женские консультации кроме обычной работы выполняют функции акушерско гинекологического поликлинического консультационного центра.
В них оказываются все виды специализированной акушерскогинекологической помощи: лечение гинекологических заболеваний в детском возрасте, бесплодного брака, эндокринных заболеваний и др.Работа женской консультации строится по территориальному(участковому) принципу. Один акушерский участок включает примерно два терапевтических. Число женщин на участке составляет 3500—4000. Обслуживают акушерский участок акушер-гинеколог и акушерка. Нагрузка за год составляет 6000—7000 беременных и гинекологических больных. Принцип участковости позволяет акушеру-гинекологу осуществлять постоянную связь с участковым терапевтом, терапевтом женской консультации и другими специалистами. Это способствует своевременному взятию на учет беременных женщин, решению вопросов о возможности беременности у женщин, страдающих экстрагенитальной патологией, всестороннему их обследованию и установлению соответствующего режима и лечения, а в необходимых случаях и совместного диспансерного наблюдения.
Благополучное родоразрешение беременных во многом зависит от своевременной постановки их на учет, регулярности, полноты обследования и качества наблюдения за ними во время беременности. Для снижения материнской заболеваемости и смертности, уменьшения ошибок в определении сроков родов и декретного отпуска женская консультация должна стремиться к возможно раннему охвату всех беременных медицинским наблюдением.
В системе учреждений Минздрава Республики Беларусь 87% беременных, поступающих под наблюдение женских консультаций, имеют сроки беременности до 12 недель. При первом обращении беременной в консультацию на нее заводится индивидуальная карта беременной и родильницы (ф. № 111/у). В этот медицинский документ заносятся паспортные сведения, данные тщательно собранного анамнеза (особое внимание придается исходу предыдущих беременностей, родов, результаты предыдущих осмотров женщины и гинекологического осмотра. Каждая беременная направляется на консультацию к терапевту (в первую и вторую половины беременности), стоматологу и при необходимости — к врачам других специальностей. При первом посещении беременной терапевта решается вопрос о возможности сохранения беременности, при втором — о выявлении заболеваний внутренних органов, обусловленных беременностью или возникших самостоятельно, их лечении и о выборе совместно с акушером-гинекологом учреждения (специализированного или обычного) для родоразрешения.
При нормальном течении беременности женщина поcещает женскую консультацию 1 раз в месяц в первую половину беременности, 2 раза — во вторую и 3—4 раза в месяц после 32 не-дель, всего — 14—16 посещений.
Для осуществления преемственности в наблюдении за беременной в женской консультации и родильном доме на руки каждой беременной выдается обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы (ф. № 113/у), куда заносятся основные данные о состоянии здоровья женщины и течении бере-менности. Карта состоит из трех отрывных талонов. Первый талон — сведения женской консультации о беременной — заполняется в консультации и хранится в истории родов. Второй талон —сведения родильного дома (отделения) о родильнице —заполняется в акушерском стационаре и выдается женщине на руки для передачи в женскую консультацию, где подробно описываются особенности течения родов, послеродового периода и состояние родильницы. В третий талон — сведения родильного дома (отделения) о новорожденном — акушер-гинеколог и неонатолог вносят данные об особенностях родов и состоянии новорожденного, которые вызывают необходимость специального наблюдения за ним после выписки из стационара. Талон выдается матери для передачи» детскую поликлинику (консультацию).
В целях обследования жилищно-бытовых условий беременной, контроля за соблюдением рекомендованного режима, обучения правилам личной гигиены проводится патронаж беременных средними медицинскими работниками (акушерками). Первый патронаж осуществляется через 2 недели после взятия беременной на учет. В послеродовом периоде женщина должна посетить акушерку ФАПа или врача через 2—-3 недели и повторно через 4—5 недель. Родильницы, не посетившие врача после родов, подлежат патронажу на дому. Во время каждого посещения (патронажа на дому) беременной (родильнице) даются необходимые рекомендации по соблюдению личной гигиены, по режиму труда, отдыха, питания и т. д.
В женской консультации функционирует «Щкола матерей» (ее посещают с 16 недель беременности) для подготовки женщины и ее близких родственников к будущему материнству и уходу за ребенком. Во второй половине беременности (32—34 недели) проводятся 5—6 занятий по психопрофилактической подготовке к родам.
В учреждениях родовспоможения и прежде всего в женских консультациях проводят санитарно-просветительную работу по предупреждению абортов, разъясняют их вред для здоровья женщины, знакомят со средствами контрацепции.
Важнейшим разделом работы женской консультации является социально-правовая- помощь. В ее задачи входит разъяснение женщинам законов по охране прав и здоровья матери и ребенка.
Юрист социально-правового кабинета, по согласованию с врачом консультации через администрацию предприятий и учреждений принимает меры по рациональному трудоустройству беременных, кормящих матерей и больных женщин, охране их труда, быта, осуществляет контроль за соблюдением всех льгот, предусмотренных законодательством.
Показатели работы по обслуживанию беременных женщин
1. Полнота охвата беременных диспансерным наблюдением:
число беременных, состоящих под наблюдением
консультации в данном году * 100
число женщин, у которых беременность
закончилась в данном году
2. Своевременность поступления беременных под ЖК:
а) раннее поступление:
число беременных, поступивших под наблюдение
всрок до 12 недель беременности *100
число женщин, поступивших под наблюдение в текущем году
б) позднее поступление (после 28 недель беременности)- вычисляется аналогично раннему поступлению.
3. Среднее число посещений беременными и родильницами консультации:
а) до родов:
число посещений беременными,
родившими в отчетном году
число женщин, родивших в отчетном году
б) в послеродовом периоде:
число посещений родильницами
(после родов) в отчетном году
число женщин, родивших в отчетном году
в) процент женщин, не поступивших под наблюдение консультации:
число женщин, не посетивших консультацию до родов *100
число женщин, родивших в отчетном году
Этот показатель должен быть равен нулю.
4. Частота ошибок в определении срока беременности и родов
число женщин, родивших на 15 и более дней
раньше установленного срока *100
число женщин, родивших в текущем году
Аналогично вычисляется процент женщин, родивших позже установленного срока беременности и родов.
5. Процент беременностей, закончившихся родами:
число женщин, у которых беременность
закончилась родами (преждевременными и срочными) *100
число женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году
Кроме того, принято вычислять:• процент срочных, преждевременных и запоздалых родов;• процент абортов;• процент беременных женщин, осмотренных терапевтом одно- и двукратно;• процент беременных, обследованных на реакцию Вассермана одно- и двукратно;• процент обследованных на резус-принадлежность.