ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 2966
Скачиваний: 3
Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. По϶ᴛᴏму на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
С созданием местных судов и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы оϲʙᴏбождались от многих уголовных дел и должны были направить ϲʙᴏи усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, кᴏᴛᴏᴩый рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.
65.Конституция РСФСР 1918 г. История разработки, структура, содержание.
10 июля 1918 г. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР.
Она состояла из шести разделов. Конституция закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). В ней нашли отражение важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод, части промышленности и транспорта; введение рабочего контроля; аннулирование внешних займов (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11).
Раздел третий Конституции посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и управления. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – ВЦИК, который образовывал Совет Народных Комиссаров для общего управления страной. Все эти органы наделялись законодательными полномочиями, т. е. разделения властей не было. На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось «проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти» (ст. 61).
Конституция декларировала новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся.
Все граждане наделялись равными правами независимо от расовой и национальной принадлежности, пола (ст. 22). Церковь отделялась от государства, а школа – от церкви; свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды предоставлялась всем гражданам.
Конституция закрепила и обязанности граждан: обязательный труд, защита социалистического Отечества.
Конституция лишала избирательных прав лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, священнослужителей, бывших офицеров, жандармов, служащих полиции. В результате оказались лишенными избирательных прав 5 млн человек. Рабочие имели преимущество, по сравнению с крестьянами, в нормах представительства при выборах в органы власти. Выборы во все звенья Советов, за исключением городских и сельских, были многостепенными, не всеобщими, не прямыми, не равными, и, как правило, не использовалось тайное голосование.
Конституция РСФСР 1918 г. послужила базой для последующего законодательства.
Основу Конституции РСФСР 1918 г. составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Разработкой проекта Конституции РСФСР занималась Конституционная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов), созданная при ВЦИК.
Процесс работы над проектом Конституции РСФСР занял 4 месяца и сопровождался полемиками и дискуссиями.
Разделения властей по Конституции РСФСР не было: законодательные полномочия имели все высшие органы.
Конституция РСФСР закрепила принцип демократического централизма: вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и широкие полномочия по реализации решений вышестоящих Советов на местах.
Конституционные права и свободы граждан в Конституции РСФСР не перечислялись, назывались лишь те права и свободы, которые обеспечивает государство, однако их содержание не раскрывалось, они носили ярко выраженный классовый характер - предоставлялись только трудящимся. Правам граждан корреспондировали обязанности (трудиться, воинская обязанность).
66.Политика «военного коммунизма»: общая характеристика. Перестройка государственного аппарата в годы Гражданской войны (1918–1920 гг.).
Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрет частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнивание в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению левых коммунистов (фракции в РСДРП), должно было возникнуть коммунистическое общество. В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике — кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм» и большевики отказались от этой идеи лишь после её провала, другие преподносили её как временную меру, как реакцию большевистского руководства на реалии Гражданской войны. Такие же противоречивые оценки давали этой политике и сами вожди большевистской партии, возглавлявшие страну в годы Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭПу было принято 14 марта 1921 года на X съезде РКП(б).
Национально-государственное строительство. Отказ большевиков от своего программного положения о построении унитарного государства с автономиями областей, отличавшихся особенностями быта и состава населения в условиях распада к октябрю 1917 г. единой российской государственности и разгула национализма. Переход к программе учреждения Советской федерации как особой формы собирания единого общероссийского государства. Декрет о военном единстве советских республик от 1 июня 1919г. Зарождение конфедерации независимых советских республик в РСФСР. Гарантия единства конфедерации - единая правящая партия РКП (б) у власти во всех республиках. Роль военно-политического союза советских республик в победе советской власти в гражданской войне. Образование «буферной» Дальневосточной республики. Особенности ее политического строя.
Развитие права. Декреты центральных и местных советских органов власти как источники права. Противоречия формирования нового' права: теоретические представления о праве как буржуазном пережитке и практическая необходимость права. Отношение к старому праву. Правовой нигилизм народных масс и правящей партии. Основные черты формирующегося трудового, брачно-семейного права. Кодификационные работы. Кодекс законов о труде и Кодекс законов об актах гражданского состояния 1(1918 г.). Земельное законодательство. Противоречия формирования гражданского права. Административное право. Уголовное право. Распространение идей «опасного состояния» и «социально опасной личности» и их применение в административной и уголовно-правовой практике. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г.
Государственные образования, противостоявшие советской власти в гражданской войне. Возникновение в 1918—1919 гг. различных областных антибольшевистских правительств (Комитета Учредительного собрания в Самаре, Сибирского областного правительства в Омске, правительств казачьих областей и т.д.). Образование двух основных центров военной и политической власти (правительства верховного правителя страны адмирала Колчака и главнокомандующего вооруженными силами Юга России генерала Деникина).
Попытки создания единого всероссийского антибольшевистского правительства и их провал. Государственный аппарат, вооруженные силы и карательные органы белых правительств. Проекты конституционного устройства и земельных реформ. Ставка на единую, неделимую Россию и отношение к национально- государственным образованиям. Причины краха белого движения.
67.Создание основ гражданского и семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.
Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности. Возникает институт социалистической собственности. В декабре 1917 г. декретом ВЦИК о национализации банков была введена государственная монополия на банковское дело. Весной—летом 1918 г. осуществлена национализация целых отраслей промышленности: горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, нефтяной и др. Во второй половине 1918 г. была проведена всеобщая национализация крупных промышленных предприятий, а затем перешли к национализации средних и мелких предприятий. К концу 1920 г. в частной собственности остались только те предприятия, на которых при наличии двигателя работали не свыше пяти рабочих (а при отсутствии двигателя — не более десяти). Объектами права частной собственности также могли быть предметы потребления, маломерные жилые строения. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.
В апреле 1918 г. ВЦИК отменил Наследование по закону и по завещанию. После смерти собственника имущество на сумму не свыше 10 тысяч рублей оставалось родственникам умершего в качестве «меры социального обеспечения», а остальная наследственная масса переходила в собственность государства. В мае 1918 г. декретом ВЦИК «О дарениях» запрещалось дарить имущество на сумму свыше 10 тысяч рублей.
Значительно изменилось законодательство в сфере брачно-семейных отношений. Семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, в то время как в дореволюционной России соответствующие институты относились к гражданскому праву. Источниками семейного права являлись декреты ВЦИК и СНК и принятый в сентябре 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» — первый кодифицированный акт в истории советского права. Отменялась церковная форма брака. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имели значения социальное положение и вероисповедание. Устанавливалось полное равноправие супругов. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой в любые разрешенные законом договорные отношения имущественного характера. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей. Запрещалось усыновление, которое рассматривалось пролетарским государством как скрытая форма эксплуатации. Внебрачные дети по своим правам приравнивались к детям, рожденным в браке. Разрешалось свободное расторжение брака (развод) по обоюдному согласию Супругов или по желанию одного из них. Развод осуществлялся на основании судебного решения, но при взаимном согласии развод можно было оформить в органах регистрации актов гражданского состояния.
68.Создание основ советского трудового права. Кодекс законов о труде 1918 г.
Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формирование нового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся. Советское государство, выступавшее от имени трудящихся, уделяло большое внимание регулированию трудовых отношений. Были установлены 8-ми часовой рабочий день и 48-ми часовая рабочая неделя, 2-х недельные оплачиваемые отпуска, пособия для беременных женщин, страхование рабочих на случай безработицы или болезни. В дальнейшем на развитие трудового права сильное влияние оказывала политика «военного коммунизма». Вводилась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, проводятся трудовые мобилизации, создаются трудовые армии. Принципы «военного коммунизма» были закреплены в принятом в декабре 1918 г. Кодексе законов о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму в государственном, кооперативном и частном секторах хозяйства.
Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. Трудовое право впервые выделилось из гражданского права и стало самостоятельной отраслью. Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принят в декабре 1918 г. Его разработкой занимались Наркомат труда и ВЦСПС. Принятию КЗоТ предшествовал ряд правовых актов советской власти (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Постановление СНК от 29 октября 1917 г. “О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени”).
КЗоТ воспринял все предшествующее законодательство и содержал разделы:
1) о трудовой повинности;
2) право на применение труда;
3) порядок предоставления труда;
4) о предварительном испытании;
5) о переводе и увольнении трудящихся;
6) о вознаграждении за труд;
7) о рабочем времени;
8) об обеспечении надлежащей производительности труда;
9) об охране труда.
В приложениях к Кодексу регулировались: порядок установления нетрудоспособности, выдача пособий трудящимся во время болезни, положение безработных, еженедельный отдых и праздничные дни. Действие КЗоТ распространялось на всех лиц, работающих по найму. Однако за рамками его регулирования оставались отношения в сельском хозяйстве. КЗоТ вводил всеобщую трудовую повинность. Был провозглашен принцип “не трудящийся, да не ест”. Трудиться должны были все граждане от 16 до 58 лет. Кодекс провозглашал право каждого трудящегося на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для данной работы. КЗоТ установил 8-часовой рабочий день, сокращенный рабочий день - для работающих в ночное время, право на оплачиваемый ежемесячный отпуск. Профсоюзные организации контролировали вопросы найма, увольнения, оплаты труда, участвовали в разработке тарифных положений. В условиях гражданской войны многие демократические положения КЗоТ не нашли своего применения, на практике действовали другие нормы: ограничивалось право работника на свободу заключения трудового договора (устройство на работу осуществлялось только через специальные государственные органы, работник мог быть направлен в другую местность, ограничивалась возможность ухода с работы). На практике применялся детский труд (кроме подземных и вредных для здоровья работ).Для борьбы с нарушителями трудовой дисциплины были созданы дисциплинарные товарищеские суды, которые рассматривали дела о нарушениях трудовой и профсоюзной дисциплины. Самым легким наказанием был выговор, самым тяжелым - заключение в концентрационный лагерь.
69.Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов.
В ст. 3 они устанавливали, что «советское уголовное право имеет задачей посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата».