Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности организации
1.2. Роль коммерции в сфере оптовой торговли
Глава 2. Особенности коммерческой деятельности (на примере ООО «Несмас-М»)»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Особенности коммерческой деятельности в организации
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в организации
Они обеспечивают надежную реализацию продукции, используя систему штрафов, неустоек для предотвращения оппортунизма и экономию закупщиков до 10% с помощью аукционов, торгов и тендеров. Работа на них требует наличия электронной цифровой печати, аккредитации на площадке и необходимости обучения работе на площадке.
При этом общие недостатки электронных бирж: сложность работы на площадке для малых производителей, необходимость приобретения электронной цифровой печати, необходимость обучения, относительно большие ресурсы времени, затрачиваемые на работу с одной системой электронных торгов, снижают стимул работы на других (в отличие от простых «досок объявлений»), неудобство и малая доступность для малых и средних предприятий, а также производителей, реализующих скоропортящиеся продукты.
Электронные биржи – это электронные торговые площадки, обеспечивающая функционирование рынка биржевых товаров и производных финансовых инструментов. Биржа ведет учет совершенных сделок, реализует и гарантирует расчеты между контрагентами. В отличие от систем электронных торгов, на некоторых бирже можно заключать фьючерсные контракты и торговать ими.
Электронные биржи являются гарантированным и надежным способом реализации агропродовольственной продукции, при этом в условиях рынка России им свойственны недостатки систем электронных торгов – сложность, недоступность для малых производителей и т.д. Поэтому электронные биржи подходят больше для средних и крупных предприятий.
С развитостью рынка идет переход от простых электронных площадок, «досок объявлений», к более сложным – системам электронных сделок и электронным биржам. Наиболее перспективным пилотным рынком для реализации этой системы является ООО «Несмас-М». Задача проекта предлагаемой информационно-торговой системы в том, чтобы сделать ООО «Несмас-М» не просто большим складом и местом торговли, но «умной» оптово-распределительной системой. Основными элементами информационно-торговой системы ООО «Несмас-М» являются:
- Торговая интернет-площадка ООО «Несмас-М»;
- Система распределения продукции по качеству и сегменту пользователей;
- Интерактивная база данных о наличии и движении всей продукции (по типу Retail links);
- Инструменты для снижения рисков поставщиков и конечных потребителей;
Рассмотрим каждый из элементов подробнее.
- Торговая интернет-площадка ООО «Несмас-М»
Для развития системы оптовой торговли необходимо создать механизмы оптимизации цепочек поставок, в частности – электронную торговую система, позволяющая оптимизировать каналы реализации продукции, на основе интегрированной информации с различных торговых площадок и источников информации. Это позволит поставщикам и заказчикам находить друг на друга с минимальными трансакционными издержками. Разрабатываемый механизм будет основан на применении lean-технологии, получившей широкое распространение в менеджменте для формирования «бережливой цепочки поставок», имеющей минимальные потери.
Эта система собирает предложения, с одной стороны, по реализации продукции у производителей, с другой - по закупке продукции у предприятий оптовой и розничной торговли, торговых сетей. Данные предложение также собираются с других «досок объявлений», торговых площадок, систем электронных торгов на партнерских основаниях. Далее, исходя из запроса поставщика, по интегрированной базе предложений проводится оптимизация с использованием математического алгоритма, целевая функция которого - общий доход. В результате, пользователь получает такой набор предложений контрагентов реализация (или закупка) по которым принесет наибольший доход (минимальные затраты).
Система также выстраивает логистические схемы по доставке товара от поставщика к заказчику и прорабатывает оптимальную схему страхования рисков. Разрабатываемая электронная торговая система включает в себя систему рейтинга и истории сделок предприятий, что сократит ненадежность и оппортунизм контрагентов, срыв сроков поставки продукции и оплаты.
Система может учитывать потребности предприятий в дополнительных услугах и внедрении новых технологий (через систему «тэгов») и делать предложения обслуживающих компаний и научных центров для заинтересованных компаний. Это позволит создать механизм по эффективному продвижению инноваций и их внедрению на предприятиях.
Создание такой электронной системы позволит создать цивилизованные рыночные отношения на агропродовольственном рынке, сократить потери и трансакционные издержки в цепочке поставок, рыночные цены на продукцию, увеличить прибыльность производственных и перерабатывающих предприятий. Кроме того, это позволит повысить эффективность деятельности органов государственного управления, которые занимаются регулированием рынков, поддержкой производственных и перерабатывающих компаний.
После тестирования в ООО «Несмас-М» система масштабируется на другие оптово-распределительные центры.
- Система распределения продукции по качеству и сегменту заказчиков.
Данная система осуществляет информационное обеспечение распределения продукции по качеству и сегменту пользователей внутри терминалов «Несмас-М» (рис. 5). Это позволит снизить риски, возникающие по причине несоответствия качеству продукции требованиям сегмента или группы заказчиков.
Рисунок 5. Распределение продукции по качеству и сегменту пользователей
Для функционирования системы необходимо определение стандартов качества продукции и организация подразделения, отвечающего за приемку и оценку качества продукции, в соответствии со стандартами.
- Интерактивная база данных о наличии и движении всей продукции.
Среди наиболее успешных подобных проектов следует назвать систему Retail Link. Имеющаяся в распоряжении крупнейшей розничной компании в мире Wal-Mart биржа Retail Link позволяет компании снизить стоимость транзакций в цепочке поставок за счет устранения неопределенности со стороны контрагентов по сделке. Также Wal-Mart успешно реализовали «Клубы Сэма» (Sam’s Club) - формат магазинов, который продет товары собственникам мелких магазинов. Продуктовые клубы представляют собой огромные склады, размещенные в дешевых промышленных зонах, реализующую продукцию с низкими наценками (5-7%).
Таблица 4
Сопоставление «Клубов Сэма» и системы Retail links
Изобретение |
Клубы Сэма |
Retail links |
Функционал |
Формат магазинов, который продет товары собственникам мелких магазинов. Продуктовые клубы представляют собой огромные склады, размещенные в дешевых промышленных зонах, реализующую продукцию с низкими наценками (5-7%) |
Огромная база данных для ритейл, в которой компания взаимодействует со своими поставщиками интерактивно, каждый поставщик товара может видеть сколько его продукции остается на складах розничной сети и необходимо ли делать дополнительную поставку товара |
Преимущество |
Большой товарооборот |
Выход напрямую на поставщиков, стабильные поставки |
Недостатки |
Затраты на аренду площадей |
Интеграция только с крупным ритейлом |
Система Retail Link предоставляет информацию о наличии всех товаров, что помогает поставщикам отслеживать ситуацию по своей продукции. На основе информации, взятой из Retail Link, поставщики могут осуществлять планирование, удовлетворять спрос и анализировать результаты своей деятельности, что ведет к более высокому уровню обслуживания потребителей. Система Retail Link - это страница в Интернете, на которой имеется информация по любой продукции компании. Wal-Mart настаивает, чтобы все поставщики принимали участие в Retail Link, так как система дает большой экономический эффект.
Наиболее оптимальным для продовольственного рынка Белгорода будет являться интеграция продуктового клуба и интернет площадки Интерактивная база данных о наличии и движении всей продукции. Это даст возможность малым ритейлерам закупать по той же цене, что и крупные игроки + 5-7% наценки площадки, не имея собственных больших складов. Крупные ритейлеры смогут автоматизировать процесс закупки и всегда отслеживать более выгодные предложения поставщиков. Улучшение стабильности поставок для крупного ритейлера – с одной стороны, сводиться к минимуму появление ситуации «пустых полок», с другой – сокращаются лишние затраты на хранение (рис. 6).
Рисунок 6. Этапы работы интерактивной базы данных с оптовиками
Если данная система создается совместно с крупным ритейлером, то для него появляется источник устойчивого дохода от собственников малых розничных точек.
- Инструменты для снижения рисков поставщиков и конечных потребителей. Инструменты для снижения рисков поставщиков и конечных потребителей направлены на повышение эффективности цепей поставок в системе оптовой торговли агропродовольственного рынка.
Рассмотрим инструменты по повышению эффективности инфраструктуры оптового рынка агропродовольственной продукции в связке с проблемами на рынке.
На информационной интернет-площадке размещается ответ в виде индекса цен основных групп агропродовольственной продукции. Представление открытых данных по средней закупочной цены на ООО «Несмас-М» по основным группам агропродовольственной продукции позволит поставщикам иметь ясный ответ на возникающий у них простой вопрос «Если я отправлю машину с 20 тонн картофеля сегодня на ООО «Несмас-М», по какой цене у меня ее возьмут?».
Очень полезной будет система прогнозирования цен на неделю вперед – этого времени достаточно, чтобы отсортировать на хранилище и упаковать основные виды агропродовольственной продукции и доставить их в Белгород. Таким образом, большее количество поставщиков сможет принять решение о поставке, не обращаясь к перекупщикам или будучи неуверенным в цене через неделю.
Дорожные карты для поставщиков в Белгороде – это наглядное представление сценариев действий поставщика при реализации агропродовольственной продукции в Белгороде. Он должна включать в себя перечень, режим, условия работы и контакты рынков, овощебаз, логистических-распределительных центров и рекомендации по реализации продукции в Белгороде.
Дорожные карты для поставщиков в Белгород позволят сократить риски малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, и оптовых компаний в аграрных регионах, связанные с неопределенностью при поставке продукции.
Следующим инструментом для повышения эффективности цепи поставок на оптовом агропродовольственном рынке служит единый открытый тест-калькулятор качества продукции. Задача этого инструмента в стандартизации экспресс-диагностики качества основных видов агропродовольственной продукции.
Тест-калькулятор качества продукции представляет собой программу, с помощью которой поставщик может получить стандартизированную оценку качества своей продукции, ответив на вопросы по поводу качества. Первоначальная версия теста-калькулятора включает в себя 5 степеней качества по основным видам продовольственной продукции. Особенность заключается в том, что разные степени качества соответствуют разным назначениям продукции (подойдет ли оно для супермаркетов, магазинов, социальных нужд, продажи на рынке или переработки).
Имея результаты такого теста, поставщик будет понимать, какую цену ставить за свою продукцию и какому типу потребителей продавать ее. Это также снижает риск возникновения ситуации «ценовых качелей». Она заключается в том, что заказчик, посмотрев фотографии или образцы продукции, заверяет поставщика, что его продукция будет принята на складе по высокой цене. Затем поставщик привозит свою продукцию на склад заказчику, тот снова смотрит продукцию уже в машине и заявляет, что эта продукция имеет качество хуже, чем качество образцов или качество продукции на фотографиях. После этого, заказчик ставит ультиматум поставщику – либо тот продает по заниженной цене, либо разворачивает машину и везет в другое место. В условиях неопределенности при реализации продукции и возрастающих затрат на перемещение и простои грузовой машины, поставщик с высокой степенью вероятности принимает предложение заказчика, при этом занижая свою маржу, а иногда даже работая в убыток.
Ведение списка надежных заказчиков с рейтингом и открытыми комментариями на открытой информационной площадке поспособствует снижению оппортунизма заказчиков и позволит поставщикам избежать мошенников. Гарантом надежности такого списка должен быть либо орган Админитсрация Белгород (например, Департамент торговли и услуг), либо авторитетная бизнес-ассоциация. Такой список может стать каналом привлечения поставщиков для заказчиков, но они за то, что туда попадут, должны соблюдать некоторые условия - добросовестно вести бизнес и платить налоги, быть открытыми компаниями. Такой вид взаимодействия будет выгоден всем сторонам – заказчикам, поставщикам и местным властям.
Кроме того, добросовестным заказчикам агропродовольственной продукции можно выдавать поручительства от Администрации Белгорода, предназначенные для снижения рисков поставщиков от несвоевременной оплаты контракта. Это позволит таким заказчиком легче работать с поставщиками и сократить посредников в цепи поставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив теоретические аспекты коммерческой деятельности можно сделать следующие выводы:
Коммерческая деятельность выполняет определенные функции , по которым должна анализироваться коммерческая деятельность: сбыт и его стимулирование; закупка и формирование товарного ассортимента; разбивка крупных партий товаров на мелкие; складирование; транспортировка; финансирование; принятие риска; предоставление информации о рынке; услуги по управлению и консультационные услуги.