Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности организации
1.2. Роль коммерции в сфере оптовой торговли
Глава 2. Особенности коммерческой деятельности (на примере ООО «Несмас-М»)»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Особенности коммерческой деятельности в организации
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в организации
ЕГА ИАС ОПР содержит следующие информационные системы:
- Автоматизированная система мониторинга товародвижения оптового продовольственного комплекса города Белгород (АСМТ ОПР);
- Комплекс автоматизированных информационных подсистем информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Белгорода (КАИП ИАС ОПР);
- Система координации товародвижения оптового продовольственного рынка города Белгорода (СКТ ОПР).
ЕГА ИАС ОПР позволяет в режиме реального времени отслеживать по 250 наименованиям продовольствия:
- поставки и цены на продовольствие из регионов Российской Федерации и продукцию, ввозимую в город по импорту;
- реализацию продовольствия по каналам реализации (оптовая торговля, социальная сфера, сетевые структуры, розничная торговля), цены реализации;
- запасы продовольствия в городе на любой запрашиваемый период.
Разработка и внедрение в ходе реализации подпрограммы современных информационных систем повысит обоснованность и качество решений, принимаемых органами исполнительной власти города Белгорода в сфере торговли и услуг. В указанном направлении подпрограмма предусматривает:
- автоматизация ведения Торгового реестра города Белгорода;
- мониторинг с использованием информационных систем и ресурсов Департамента торговли и услуг города Белгорода размещения нестационарных торговых объектов и ярмарок «выходного дня» на территории города Белгорода. Таким образом, анализ федеральных и местных правовых актов показал, что политика федеральных и московских властей направлена на консолидацию участников системы оптовой торговли и повышение цивилизованности агропродовольственного рынка.
В сложившейся экономической ситуации перед бизнесом стоят две основные проблемы: в какой валюте брать кредит и как правильно рассчитать издержки на всем пути следования товара. Если брать кредит в рублях, то неизвестно, что будет с ним дальше и сможет ли заемщик возместить потраченные деньги. А вторая проблема возникает, когда иностранному поставщику необходимо рассчитать экономическую выгодность проекта. Чтобы получить конечную сумму всех издержек, необходимо переводить стоимость транспортных, арендных расходов из рублей в валюту и обратно, что с нестабильным курсом не даст объективной картины рентабельности проекта. По мнению экспертов, именно работа таких агрокластеров, как ООО «Несмас-М», позволяет поставщикам продуктов в условиях валютных скачков минимизировать потери, а сетям и ресторанам не повышать цены для конечных потребителей.
Ввиду этого у ООО «Несмас-М» выбрана верная стратегия своего развития, которая ориентирована на потребности современных потребителей и корректируется в зависимости от сложной экономической ситуации в стране.
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в организации
Согласно полученным данным, поставщики и заказчики отмечают в качестве отрицательной тенденции в развитии ООО «Несмас-М» - неопределенность цены на рынке. Это происходит ввиду отсутствия информационной площадки с постоянной корректирующийся ценой. Для решения этой проблемы целесообразно создать систему ежедневного мониторинга цен на оптовых рынках с представлением открытых данных. Для создания системы ежедневного мониторинга необходима организация сбора оперативной информации о закупочных ценах на основной набор товаров и предоставление открытых данных на информационной интернет-площадке.
Создание института информационного обеспечения рынка ООО «Несмас-М» имеет следующие преимущества: возможность бесплатного пользования государственными услугами, быстрое подключение к системе множества организаций из-за использования административного ресурса. Но у варианта с государством-инициатором могут быть следующие недостатки: низкое качество механизма из-за отсутствия у государственных служащих стимулов к улучшению информационной системы и внедрению инновационных решений, увеличение сроков создания информационной системы из-за особенностей формирования бюджета (проект переносится на следующий год, несмотря на его готовность), увеличение расходов бюджета.
Создание механизма обеспечения рыночной информацией специализированным частным предприятием в виде ООО «Несмас-М» обеспечит заинтересованность в развитии проекта, увеличении его качества, а также повысит гибкость и адаптацию к рынку, при этом - не приводя к трате средств регионального бюджета. С другой стороны, это может повлечь за собой необходимость оптовым предприятиям осуществлять определенную плату за дополнительные услуги, а также несколько замедлит рост участников-пользователей нового механизма.
Таким образом, в основе института информационного обеспечения ООО «Несмас-М» необходимо обеспечить механизм обеспечения рыночной информацией участников системы оптовой торговли. Им может быть товарная биржа или информационно-торговая площадка. Такой механизм позволит обеспечить достаточную обеспеченность участников рынка рыночной информацией, свободную конкуренцию, эффективное функционирование рынка. При этом необходимо преодолеть структурные «провалы» рынка при проектировании такого механизма, включив в него систему гарантии, рейтинг деловой репутации для снижения неопределенности и асимметрии информации.
Оптимальным путем формирования механизма обеспечения рыночной информацией является его создание специализированным частным предприятием, которое сотрудничает с государством и бизнес-объединениями на агропродовольственном рынке. Это обеспечит высокое качество проекта, его постоянное улучшение, внедрение инновационных решений, а также быстрое распространение через существующую сеть связей с участниками агропродовольственного рынка. Недостаток механизмов сбыта продукции на агропродовольственном рынке и обеспечения производителей рыночной информации приводят к увеличению роли посредников в цепи поставок от производителя до потребителя и перераспределению добавочной стоимости продукции от производителей к посредникам.
Состояние цепочек поставок на агропродовольственном рынке характеризуется существованием множества непроизводительных посредников, появляющихся из-за недостаточности информации о контрагентах, высоких трансакционных издержек, связанных с поиском контрагентах и оппортунизмом. Такая ситуация на рынке позволяет посредникам делать высокие наценки на продукцию, не создавая потребительской ценности. Все это приводит к росту рыночных цен на товары, сокращению прибылей производителей продукции и перерабатывающих предприятий.
Вероятно, наличие устойчивой группы торгово-посреднической структур в цепи поставок между производством и переработкой зерна имеет характер институциональной ловушки. Это приводит к тому, что барьеры входа в этот рынок значительно повышаются для новых новым посредников, работающих по традиционной бизнес модели. Следовательно, для преодоления ловушки нужно вмешательство государства в это звено цепи поставок, либо появление игроков с новыми, более эффективными, бизнес-моделями и механизмами реализации зерна.
Одним из таких механизмов становится электронная торговля. Электронные торговые площадки могут дать оперативную рыночную информацию и сводить производителей с переработчиками без лишних посредников. Также в современных условиях электронные площадки выступают центральным звеном товарных бирж, что обеспечивает более удобную торговлю зерном. Электронные торговые площадки на агропродовольственном позволяют сократить количество непроизводительных посредников в сети, увеличив доход производителей и переработчиков зерна, а также снизить трансакционные издержки.
На более сложные формы электронной торговли, такие как биржи, сильно влияет несовершенство законодательства в области товарной биржевой торговли. При этом влияние законодательства на другие типы электронных торговых площадок не является критическим для их развития. Проведем сравнительную характеристику пяти способов реализации продукции с позиции производителя зерна (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика способов реализации продукции
Способ |
Посреднические организации |
Собственный отдел маркетинга и продаж |
Доски объявлений |
Системы электронных торгов |
Электронная биржа |
Основная целевая аудитория |
Крупные, средние и малые предприятия |
Крупные и средние предприятия |
Средние и малые хозяйства |
Крупные и средние предприятия |
Крупные и средние предприятия |
Преимущества |
Надежность и простота сбыта |
Надежность, своя база клиентов, скорость, контроль, гарантия сбыта |
Бесплатность, простота работы, возможность найти лучшую цену |
Гарантированность сбыта, экономия на закупках, прозрачность |
Гарантированность сбыта, прозрачность возможность страхования |
Недостатки |
Более низкие цены реализации |
Высокие постоянные затраты на оплату труда |
Продолжительный поиск и верификация предложений, высокие риски |
Сложность работы, и наличие ЭЦП |
Сложность работы, и наличие ЭЦП, Уплата процента брокеру |
Торговые посредники широко распространены в цепях поставок на аграрном рынке. Многие из них выполняют полностью берут на себя процесс реализация, включая организацию транспортировки и хранения продукции, но при этом очень стремятся как можно дешевле купить продукцию у поставщика и как можно дороже продать закупщику. В условиях незащищенности сельскохозяйственных производителей, особенно малых и средних (из-за скоропортящейся продукции, закредитованности предприятий, погодных рисков и сезонности производства и т.д.), посредники покупают по низким ценам, завышая свою прибыль. Средние и малые сельскохозяйственные производители, в основном, имеют слабые отделы продаж и маркетинга (а зачастую вообще не имеют их), что приводит к неэффективности продвижения их продукции. Перерабатывающим предприятиям, оптовым и розничным торговым организациям в таких условиях легче покупать у перекупщиков по более высокой цене, а не напрямую.
Наличие собственных отделов продаж и маркетинга ООО «Несмас-М» позволяет контролировать процесс реализации продукции, создавать клиентскую базу и выстраивать с ними долгосрочные отношения. Наличие штатных менеджеров по продажам позволяет быстрее реализовать продукцию, используя различные инструменты и каналы реализации. При этом в малых и средних сельскохозяйственных производителей часто нет собственных отделов продаж и маркетинга, поскольку реализация осуществляется непостоянно.
Для малого предприятия, имеющего сезонное производство, содержать отдел продаж и маркетинга и соответственно платить им заработную плату круглый год невыгодно. Следовательно, возникает потребность в аутсорсинге функции продаж.
Рисунок 4. Классификация электронных торговых площадок на агропродовольственном рынке
Можно разделить электронные торговые площадки на 3 типа: доски объявлений, системы электронных торгов и электронные биржи.
Сайты – «доски объявлений» - это электронные торговые площадки, упорядочивающие информацию о предложениях для более быстрого поиска информации о контрагентах. Их функция - дать поставщику и покупателю информацию друг о друге, для того, чтобы они связались напрямую и заключили сделку физическим (не электронным) способом. После того, как поставщик и покупатель находят друг друга, они обмениваются сообщениями и совершают сделку уже традиционным способом.
«Доски объявлений» рассчитаны, в основном, на малые и средние предприятия, фермеров и индивидуальных предпринимателей. Как правило, категория «объявления» появляется на популярных информационных сайтах по аграрной тематике. На таких сайтах появляется много разнообразных объявлений, но отсутствует система электронного заключения сделки и возможность оплаты через интернет.
Главная функция - поиск контрагентов на сайте является бесплатной. В основном, сайты - «доски объявлений» получают доход за счет баннерной рекламы, поднимая предложение в верх списка (например, avito.ru), предоставления аналитические материалы (например, мониторинг цен на зерно в СЗФО), а также предоставляя комплексные услуги по привлечению потенциальных клиентов.
Общие недостатки «досок объявлений»: текст объявлений не структурирован, слишком большое количество объявлений затрудняет выбор контрагента, слишком большое количество сайтов – «досок объявлений» преумножает трудность выбора контрагента, иногда информация в объявлениях не соответствует действительности, что приводит к увеличению риска оппортунизма, отсутствия гарантий исполнений обязательств по сделке.
Пользователь теряется в выборе и догадках о том, посредник ли его контрагент или нет и настоящее ли это объявление.
Системы электронных торгов – это электронные торговые площадки, организующие процесс реализации продукции в различных формах торговли. Выделяют пять форм торговли: тендер, аукцион, торги, скупка, магазин, при этом системы электронных торгов, в основном, используют первые три из них. Системы электронных торгов рассчитаны, в основном, на крупных и средних производителей зерна и действуют в масштабах всей страны. Часто эти площадки предоставляют дополнительные аналитические услуги – обзоры цен, анализ коньюктуры на рынке. Системы электронных торгов получают доход на комиссии со сделки или за подписку на использование площадки.