Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы затрат, расходов, издержек предприятия
1.1. Понятие затрат, расходов, издержек
1.2. Методы и инструменты управления затратами
Глава 2. Оценка затрат ООО «Золотая шпора»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ затрат по статьям калькуляции и экономическим элементам
Методы управления
затратами
Стандарт – кост
Бенчмаркинг затрат
Таргет-костинг
LLC-анализ
Кайзен-костинг
Директ-костинг
CVP-анализ
Кост-киллинг
Абзорпшн-костинг
Метод ABC
VCC-анализ
Рисунок 2 - Методы управления затратами предприятия[12]
2. Абзорпшн-констинг. Суть метода состоит в том, что в себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные). Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции
3. Стандарт–кост - это инструмент планирования затрат и контроля за ними. При применении системы стандарт–кост все расходы выступают как нормативные и сравниваются с фактическими расходами. Нормативные расходы выступают в учетной системе основой для осуществления контроля над бюджетами. Характерной особенностью установления нормативов является их согласование с исполнителями, то есть ответственные за достижение стандартов принимают их. Нормативные затраты формируются на основе инженерных расчетов и оценок, учета данных о потреблении, анализе трудовых операций.
4. Метод АВС. При использовании этого метода деятельность предприятия общественного питания рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций. Условия применения метода: выделение видов деятельности и операций по ним; расширение существующей системы бухгалтерского учета; дополнительное обучение персонала.
5. Таргет-костинг. При использовании данного метода на основании заданной цены реализации продукции и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия общественного питания. Метод обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции и является инструментом стратегического управления затратами. Условия применения метод: тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями; постоянное применение; организация постоянного контроля уровня затрат; надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке.
6. Кайзен-костинг. Данный метод предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение. Метод обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции и используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем. Условия применения метода: постоянное применение; проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат; вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации.
7. CVP-анализ является базовым инструментом управленческого учета. В российской учетной практике он известен как анализ взаимосвязи «затраты — объем — прибыль», либо анализ безубыточности, операционный анализ. Используется в основном для оценки изменения прибыли под воздействием объема производства (продаж) продукции, цены продаж, удельных переменных затрат, совокупных постоянных затрат. СVР-анализ связан с определением точки безубыточности, маржинального дохода, операционного рычага, расчетом абсолютных и относительных показателей, применением методов элементарной математики и статистики[13].
8. Бенчмаркинг затрат. Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами. Условия применения метода: правильный выбор предприятия-эталона; наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения.
9. Кост-киллинг. Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью. Условия применения метода: наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии; стремление руководства предприятия к снижению издержек; определенным образом построенная система мотивации персонала.
10. LCC-анализ. Метод основан на том, что при расчете себестоимости продукта учитываются все затраты на протяжении всего жизненного цикла продукции. Этот метод предлагает учитывать и анализировать не только затраты на производство, но и допроизводственные и послепроизводственные затраты, что позволит установить полное управление всеми затратами. Расчет объема финансирования проекта осуществляется с учетом полной стоимости договора или программы, а не с учетом только себестоимости конкретного изделия.
11. VCC-анализ. Метод рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами. Условия применения метода: соответствие стратегического позиционирования особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка; полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов корпорации, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием[14].
Выводы
Затраты являются неотъемлемым атрибутом функционирования любого предприятия. Затраты являются важнейшим показателем деятельности каждого предприятия. Они в большей степени влияют на финансовый результат деятельности предприятия и его эффективность.
Исследуя затраты, необходимо выделить три категории: собственно «затраты», а также «издержки» и «расходы».
Наиболее широкое понятие – издержки; они характеризуют совокупные траты организации, обусловленные потреблением различных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, денег) в процессе производства и реализации продукции. Затраты – это, как правило, отвлечение денежных средств на приобретение других активов (материальных и трудовых ресурсов), которые в будущем будут использованы в производстве или на погашение кредиторской задолженности. Расходы - стоимость активов, потраченных на выпуск реализованной продукции.
Управление затратами представляет собой основной инструмент выявления внутрихозяйственных резервов усиления рациональности использования ресурсов, повышения эффективности деятельности в целом. Главной задачей управления затратами является создание системы учета, позволяющей получить достоверные данные о затратах на производство продукции, на содержание подразделений, а также на выполнение различных бизнес-процессов.
Глава 2. Оценка затрат ООО «Золотая шпора»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Золотая шпора» - это предприятия общественного питания г. Рязани.
Миссия компании – удовлетворять запросы потребителя на профессиональном уровне; постоянно изучать текущую рыночную ситуацию и самосовершенствоваться на благо клиентов, сотрудников и деловых партнеров.
Ресторан расположен в центре города; выдержан в элегантном стиле. В ресторане два зала. В главном зале - широкие столы и мелодичная музыка, что позволяет приятно провести время большой компании.
Второй зал - это зал с караоке-баром, со сценой, на которой проходят «живые» концерты, с контактной барной стойкой и коктейльным меню. Здесь царит сдержанная, стильная, и при этом очень уютная атмосфера. Интерьер выполнен в лаконичных бежевых тонах, в меру мягкие кресла, в которых, удобно сидеть как в неформальной одежде, так и в строгом костюме или вечернем платье, ненавязчивое освещение, простор и комфорт. В зале оборудована сцена, на которой по пятницам и субботам проходят концерты рязанских и приглашенных исполнителей. Вход бесплатный, а информация о концертах доставляется клиентам через смс-рассылки. Кроме того, анонсы предстоящих выступлений можно найти в группе «Золотой шпоры» на сайте vkontakte. Концерты, как правило, проводятся с 22.00 до 24.00, после этого начинаются танцы. После концерта каждый может попробовать себя в роли звезды и самостоятельно исполнить песню. Караоке — развлечение, доступное каждому, вне зависимости от пола, возраста или социального положения. Как и концерты, караоке в «Золотой шпоре» бесплатны.
В ресторане есть собственная пивоварня. Меню ресторана состоит из новых и традиционных, но непременно аппетитных блюд: мясных и овощных, куриных и рыбных, с деликатесными соусами и острыми приправами. Авторская кухня опирается на европейские традиции.
Процесс управления ресторан представляет собой совокупность взаимосвязей и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов. Процесс управления направлен на создание нормальных условий в сфере производства, реализации продукции собственного производства и покупных товаров, а также высокого уровня обслуживания.
Структура управления ресторана представлена на рисунке 3. Рассмотрим должностные обязанности персонала ресторана, предполагаемые указанной выше структурой управления предприятием.
Рисунок 3 - Структура управления персоналом ООО «Золотая шпора»[15]
Проведем анализ динамики прибыли предприятия (таблица 1). Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные отчет о финансовых результатах ресторана «Золотая шпора» (см. Приложение 1).
Таблица 1
Анализ прибыли ООО «Золотая шпора» за 2014-2015 гг.[16]
Наименование показателя |
2014 г. тыс. руб. |
2015 г. тыс. руб. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % |
Выручка |
32557 |
45097 |
12540 |
138,5 |
Себестоимость продаж |
25564 |
33142 |
7578 |
129,6 |
Валовая прибыль |
6993 |
11955 |
4962 |
170,9 |
Коммерческие расходы |
3458 |
3221 |
-237 |
93,1 |
Прибыль от продаж |
3535 |
8734 |
5199 |
247,1 |
Прочие доходы |
273 |
88 |
-185 |
32,3 |
Прочие расходы |
259 |
645 |
386 |
249,0 |
Прибыль до налогообложения |
3549 |
8177 |
4628 |
230,4 |
Текущий налог на прибыль |
709,8 |
1635,4 |
925,6 |
230,4 |
Чистая прибыль |
2839,2 |
6541,6 |
3702,4 |
230,40 |
Из таблицы 1 видно, что выручка предприятия возросла на 12 540 тыс. руб. или на 38,5 %. Себестоимость продукции и услуг увеличилась 7 578 тыс. руб. или на 29, 6%. Темпы роста выручки превышали темпы роста себестоимости продукции, что положительным образом отразилось на показателе валовой прибыли, которая возросла на 4 962 тыс. руб. или на 70,9 %. Коммерческие расходы коммерческие расходы сократились на 237 тыс.руб., что повлекло увеличение прибыли от продажи продукции на эту же сумму. В результате прибыль от продаж за исследуемый период увеличилась на 5 199 тыс. руб. или на 147,1 %.