Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет снижать общий уровень затрат, что дает дополнительные конкурентные преимущества.

В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов. Поэтому в сложившихся кризисных условиях повышаются требования к качеству управления затратами, поиску внутренних резервов роста эффективности деятельности предприятий.

Основным финансовым результатом деятельности предприятий является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей.

Практически в каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата, что и подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель работы – на основе теоретических аспектов провести анализ затрат в ООО «Золотая шпора» и определить пути их снижения.

Задачи работы:

– исследовать понятия «затраты», «расходы», «издержки»;

– рассмотреть подходы к управлению затратами;

– представить краткую характеристику ООО «Золотая шпора»;

– проанализировать затраты ООО «Золотая шпора»;

– разработать рекомендации по снижению затрат предприятия.

Объектом исследования является ООО «Золотая шпора». Предмет исследования – затраты, расходы, издержки.


Теоретической базой исследования послужили труды авторов, посвященные проблемам анализа, учета и оптимизации затрат.

Информационная база работы – нормативно-правовые акты РФ, данные периодической печати, официальные данные сети Интернет, данные бухгалтерской отчетности ООО «Золотая шпора».

Методы исследования: наблюдение, сбор информации, ее анализ, синтез, прогноз изменений.

Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы затрат, расходов, издержек предприятия

1.1. Понятие затрат, расходов, издержек

Все организации в процессе практической деятельности несут определенные затраты. Затраты являются неотъемлемым атрибутом функционирования любого предприятия. Эта категория настолько часто употребляется, что обычно специалистами не делается различий между понятиями «затраты», «издержки», «расходы».

При этом существуют значительные различия в этих терминах. Наиболее широкое понятие - издержки, характеризуют совокупные траты организации, обусловленные потреблением различных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, денег) в процессе производства и реализации продукции (товаров, работ и услуг)[1].

Затраты – это, как правило, отвлечение денежных средств на приобретение других активов (материальных и трудовых ресурсов), которые в будущем будут использованы в производстве или на погашение кредиторской задолженности. Однако организация может иметь и не производственные, но необходимые ей затраты. Затраты всегда относятся к определенному интервалу времени - тому периоду (месяц, квартал, год), в котором денежные средства будут потрачены. Важно, не когда будут использованы приобретаемые активы, а когда они закуплены[2].

Расходы - стоимость активов, потраченных на выпуск реализованной продукции (работ, услуг). При этом сумма активов (затрат) отраженная в балансе, уменьшается, затраты переходят в разряд расходов. Это понятие тесно связано с понятием доходов от реализации. Расходами признаются только те затраты, которые были непосредственно связаны с производством реализованной продукции, с суммой полученного (начисленного) дохода.


В Российской Федерации понятие «расходы» определено в Положении по бухгалтерскому учету (далее ПБУ) 10/99 «Расходы организаций»[3], а также в Налоговом Кодексе Российской Федерации (НК РФ[4]). Таким образом, следуя ПБУ 10/99, уменьшение экономических выгод как результат выбытия активов организации и возникновения обязательств организации, которое приводит к уменьшению капитала организации, исключая уменьшение вкладов согласно решению собственников имущества, признаются расходами организации.

Согласно п. 8 ПБУ 10/99[5] при формировании расходов по обычным видам деятельности, в том числе издержек обращения, должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

В статье 252 НК РФ[6] «расходы» определяются через «затраты», то есть расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в некоторых ситуациях убытки, которые были осуществлены (понесены) налогоплательщиком. Обоснованные расходы – это затраты, которые экономически оправданы, и их оценка определяется в денежной форме. Документально подтвержденные расходы – это затраты, которые подтверждены оформленными в соответствии с законодательством РФ документами. В нормативных документах, которые регламентируют финансовый учет, также используются как слова-синонимы термины «расходы», «затраты», «издержки».

В целях формирования отчета о финансовых результатах, статистической отчетности и в целях финансового планирования расходы разделяют:

1) по характеру направлений деятельности предприятия и условий осуществления данной деятельности на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы;

2) по составляющим на материальные затраты, амортизацию основных фондов, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты;

3) по сферам деятельности на расходы по приобретению материально– производственных запасов, расходы в процессе производства, расходы по продвижению и продаже продукции и управленческие расходы.

Кроме того, существует классификация затрат, которая используется в подготовке данных в процессе принятия оперативных, стратегических и тактических управленческих решений.

Релевантными затратами считаются расходы, рассматриваемые только в процессе принятия того или иного управленческого решения. Нерелевантные затраты в таком случае считаются бесполезными и могут искажать информацию. В процессе анализа «затрат прошлых лет (периодов)» релевантность затрат очевидна, то есть на подобные затраты нельзя никак повлиять, таким образом, они являются нерелевантными и их не следовало бы учитывать в принятии управленческого решения[7].


В свою очередь, переменными расходами являются затраты, которые изменяются в прямой пропорции от изменения объема производства. Примерами подобного рода затрат в ресторане можно считать основную заработную плату, а также стоимость основных материалов, потраченных на изготовление продукции.

Постоянными расходами являются не зависящие от изменений в объемах производства затраты. Такими затратами, к примеру, являются затраты на амортизацию основных средств[8].

Важно понимать, что разделение затрат на переменные и постоянные имеет достаточно условный характер.

Общие и средние затраты группируются по причине того, что в оперативном управлении необходимо учитывать разницу в их поведении относительно объема. Альтернативные или условные затраты необходимы в расчетах для целей принятия управленческих решений, так как можно понять насколько выгодно то или иное решение. Данный подход дает возможность быстрее подготовить информационную базу для принятия решения.

Затраты подразделяются также на контролируемые и неконтролируемые затраты. Контролируемыми затратами считаются поддающиеся контролю менеджмента этого центра ответственности затраты. Неконтролируемыми или нерегулируемыми затратами называют независящие от менеджмента этого центра ответственности. Хотя данные определения довольно просты для понимания, само разделение затрат по такому признаку достаточно сложное, так как влияют технологические и организационные особенности производства, а также структура организации управления.

Таким образом, затраты являются важнейшим показателем деятельности каждого предприятия. Они в большей степени влияют на финансовый результат деятельности предприятия и его эффективность.

1.2. Методы и инструменты управления затратами

Управление затратами представляет собой основной инструмент выявления внутрихозяйственных резервов усиления рациональности использования ресурсов, повышения эффективности деятельности предприятия в целом.

Объектом управления выступают затраты, процесс их формирования и снижения. Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия, то есть управляющая система. Можно сказать, что система управления затратами это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты, а субъект управления затратами - управляющая система.


Важной характеристикой системы управления затратами является ее цель. Она формируется органично в системе целей предприятия, которые могут различаться по содержанию (производственные, социальные, экономические, научно-технические), по времени реализации (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные), по виду управления (стратегические, тактические, оперативные), по значению (цели функционирования, развития) [9].

Основными функциями системы управления затратами (рис. 1) следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.

Рисунок 1 - Структура функций управления затратами

Информационный контур системы управления затратами определяется организацией учета, контроля и анализа затрат, реализация которых осуществляется в рамках управленческого учета[10].

Задачей управленческого учета, по мнению М. А. Бахрушиной, является составление отчетов, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), то есть для внутренних пользователей бухгалтерской информации[11]. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. Управленческий учет — это самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Следовательно, управленческий учет является информационным обеспечением управления затрат предприятий.

Методы управления затратами не сводятся к ограничению и контролю расходов - они заключается в оптимизации (уменьшении) затрат для получения заданного результата. Методы управления затратами представлены на рисунке 2.

Рассмотрим эти методы подробнее.

1. Дирек-костинг. Суть системы директ–костинг состоит в том, что себестоимость планируется и учитывается только в части переменных затрат, то есть лишь переменные затраты распределяются по затратам. Постоянные расходы собирают на отдельном счете, в расчет себестоимости не включают и периодами списывают на финансовые результаты. Постоянные расходы показывается обособленно, что помогает сосредоточить внимание на улучшении управления переменными расходами. На первых этапах применения данной системы в себестоимость включаются лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списываются на финансовый результат. На текущий момент система трансформировалась в такую учетную систему, при которой себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных расходов.