Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии и тактики предприятия
1.1.Понятие и сущность стратегии и тактики развития предприятия
1.2.Процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия
Глава 2. Общая характеристика стратегия и тактика нового магазина спортивной одежды
2.6. Организационная структуры проекта
Глава 3. Оценка эффективности проекта и тактика управления рисками
3.1.Оценка рисков проекта и методы их снижения
Введение
Начиная свою деятельность каждая компания должна четко представлять потребность в будущем в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, а так же источники их приобретения, умение, правильно, рассчитывать эффективность применения существующих средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут достичь постоянного успеха, если не будут ясно и эффективно планировать свою деятельность, неизменно скапливать и собирать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Актуальность темы работы заключается в том, что в связи с постепенно повышающейся инвестиционной активностью организаций, связанной с решением их долгосрочных программ, повышается роль и значение методики и принципов составления бизнес-плана, как важнейшего документа, разрешающего дать целостную, системную оценку инвестиционного проекта. Благополучие компании находится в зависимости от того, как грамотно и корректно составлен бизнес-план проекта, насколько верно установлена экономическая эффективность инвестиций.
Разработанный бизнес-план новой компании может оказать помощь в привлечении нужного капитала, оценке дальнейших перспектив организации бизнеса и сравнении текущего состояния дел с ранее запланированными цифрами. Приобретение имеющихся предприятий или технологий, расширение функционирующего производства располагает более высокий процент успеха в результате наименьшей неопределенности.
Благодаря бизнес-плану у руководства возникает вероятность посмотреть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, содержащего подробный анализ экономических и организационных проблем, понуждает мобилизоваться.
Предметом работы является процесс формирования стратегии и тактики нового предприятия.
Объектом исследования является магазин спортивной одежды «Атлант».
Цель работы заключается в разработке стратегии и тактики для нового магазина «Атлант» по продаже одежды, а также в определение основных экономических показателей эффективности работы созданного магазина.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
- изучить структуру бизнес-плана и рассмотреть ее краткое содержание его основных разделов;
- разработать бизнес-план на примере магазина спортивной одежды «Атлант»;
- экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии и тактики предприятия
1.1.Понятие и сущность стратегии и тактики развития предприятия
Главной характеристикой эффективного управления любым предприятием является стратегическая цель. «Стратегические цели формулируются на основе задач развития экономического объекта и отражают его долгосрочные экономические интересы как субъекта хозяйствования» [13].
Существует множество определений понятия «стратегия», но единого толкования этого термина нет. Профессор Г. Минцберг, проанализировав несколько тысяч работ, касающихся дефиниции стратегий, выделил десять школ, т.е. принципиально разных подходов к пониманию того, что есть стратегия [6]. Но, с другой стороны, на практике выработан алгоритм того, что есть стратегия.
«Стратегия развития - это генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы, последовательность шагов для достижения целей, включающая механизм изменения программы в случае изменения среды организации» [12].
«Задачи стратегии развития заключаются в следующем:
- создание преимущества фирмы в условиях конкуренции;
- устранение негативного эффекта нестабильности окружающей среды;
- обеспечение доходности и равенства внешних требований и внутренних возможностей, потенциала организации» [10].
Способность предприятия «проводить самостоятельно стратегию во всех областях делает ее более конкурентоспособной, гибкой, устойчивой, адаптированной к постоянно изменяющимся требованиям, условиям внешней и внутренней среды, потому что всегда возникает что-то новое, на что нужно немедленно реагировать» [14].
«Далеко не всякий субъект хозяйствования в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию развития. В то же время любой объект стратегического менеджмента не только обладает достаточным потенциалом для формирования стратегии развития, он способен использовать свои ресурсы для перестройки внутренней среды и адаптации к внешней среде, при этом ориентируя свою деятельность на получение достаточной прибыли в долгосрочном периоде» [10].
Стратегия развития является отправной точкой для организации всех производственных процессов при реализации желаемого ассортимента продукции.
Во время разработки стратегии на краткий промежуток времени делается оценка количества и качества изменения спроса и предложения, объема роста производительности предприятия и т.д.
К дополнительным целям стратегии развития можно отнести:
- Оценка перспективы изменений основных показателей предприятия на заранее заданный период времени при ведении хозяйственной деятельности разной направленности.
- На основе выходных данных прогнозирования выбор правильного направления развития предприятия и тактики работы административного управления.
К выбранным для развития предприятия решениям могут относиться программы по улучшению производственного направления и направления сбыта, структура имеющихся на предприятии активов, схема их финансирования, возможность привлечения инвестиций со стороны третьих лиц и др. Можно сказать, что оценке подвергается любое решение, использующее материальные, информационные, человеческие и другие виды существующих на предприятии ресурсов для увеличения роста прибыли предприятия и его развития.
Стратегия развития также подразумевает оценку состояния внутренних особенностей предприятия. Чтобы разработать эффективную стратегию развития, необходимо охватить как можно больший перечень вопросов:
- Оценка сферы деятельности предприятия, прогноз изменения спроса на реализуемую предприятием продукцию.
- Организационные и экономические проблемы, существующие на предприятии, методы и сроки их решения.
- Наличие всех необходимых составляющих в виде материальных и человеческих ресурсов, современного оборудования, информационной составляющей для возможности выпуска прогнозируемого ассортимента продукции.
- Оценка спроса на производимую предприятием продукцию в будущем, деятельность конкурентов по производству той же продукции.
- Оценка стоимости продукции в зависимости от дороговизны применяемых технологий.
- Анализ необходимой мощности для увеличения эффективности производственных процессов.
- Необходимость в трудовом ресурсе, учитывая изменения, происходящие в коллективе персонала; оценка его квалификации и возможный рост производительности.
- Анализ перспективных направлений и решений, которые уже существуют в реальности, но еще не получили большого распространения среди предприятий данной области деятельности.
- Оценка научно-исследовательских работ и конструкторских исследования для будущего развития предприятия; анализ необходимых затрат.
Стратегия должна отвечать всем требованиям существующего плана развития, то есть давать оценку развития предприятия на промежутке времени, достаточного для достижения поставленных целей.
Необходимыми компонентами для построения и разработки стратегии являются:
- История развития предприятия.
- Команда, структура, корпоративная культура.
- Опыт, связи, технологии компании.
- Текущее состояние бизнеса.
- Ближайшие цели и планы.
- Гипотезы и тренды: развития рынка, отрасли [7].
Исходя из этого, компании ставят некие долгосрочные цели, а стратегия- это, по сути, концепт достижения этих целей. Ранее стратегия рассматривалась как детальный бизнес план на много лет вперед. Но на данный момент невозможно представить стратегию как долгосрочное планирование, так как все радикально меняется.
Современное общество стоит на пороге изменения цивилизации. Радикальные перемены могут произойти в мировой экономике, методах ведения бизнеса и т.д., Следовательно, в этих условиях разрабатывать детальный план развития бизнеса совершенно бессмысленно.
Касательно основных моментов разработки стратегий и постановки целей, надо учесть, что этот процесс носит циклический характер. По этой причине сложно сказать, что первично из них. Можно разработать стратегию, и под нее поменять структуру, с другой стороны, имеющаяся структура разработает стратегию.
«Для того чтобы иметь полное представление о процедурах и методах разработки стратегического плана и его реализации, полезно раскрыть содержание его цикла, периодически повторяющегося через периоды времени, равные горизонту плана развития» [10]. Кроме того, можно поставить цели, но в процессе разработки стратегии их поменять, из-за ряда возникающих факторов
Стратегическое управление имеет дело только с проблемами развития, а не функционирования предприятия. Его основная «цель состоит в обеспечении благоприятных условий для создания и реализации новых продуктов и нового потенциала для получения в будущем больших прибылей и реализации других желаемых целей» [13].
Постановка целей. Необходимо ставить амбициозные цели, так как они развивают энтузиазм у работников, мотивируют надолго, заставляют искать принципиально новые решения. У компании есть текущее состояние и цель, достижение которой немыслимо без качественной работы команды менеджеров. Цели также объединяют членов команды, и способствуют профессиональному росту людей и бизнеса. В компании, которая слабо развивается, возможности личностного роста сотрудников ограничены.
После постановки цели необходимо привлечь ресурсы: «разработать масштабное видение развития бизнеса, привлекательное для: акционеров, менеджмента и сотрудников, поставщиков, инвесторов и клиентов. Критериями успешного достижения собственных целей фирмы является максимизация: объемов или темпов роста продаж; темпов роста акционерного капитала; рентабельности активов; нормы возврата капитала; прибыли на долгосрочный период; доли рынка; удовлетворения запросов потребителей» [25].
Выделим четыре вопроса, ответив на которые можно разработать определенную концепцию стратегии развития бизнеса: что производится, для кого, кто клиент, какую потребительскую ценность предприниматель удовлетворяет, в чем его преимущества, упущения, почему предприниматель не производит оптимизации бизнеса.
Типичная ошибка компании - распыление, т.е. наличие слишком большого количества направлений бизнеса, при том, что только несколько из них приносят прибыль. Поскольку ресурсы любого бизнеса ограничены, и самым ценным из них является время менеджмента, в такой ситуации данный ресурс перераспределяется в убыточные направления, вызывая нехватку времени на развитие прибыльных направлений. Расходование ресурсов бизнеса на разные направления, приводит к значительному снижению шансов на успех. «Любая компания хочет произвести продукт с лучшим качеством, по более низкой цене, чем у конкурентов» [25].
Выделенные вопросы необходимы и при разработке концепции стратегии развития торгового бизнеса. Однако «стратегическое планирование на торговых предприятиях обладает спецификой, связанной с особенностями отрасли» [21].
«В современной теории стратегии наиболее важным является вопрос о причинах получения разных результатов деятельности предприятий, работающих в равных условиях. Поэтому предприятию целесообразно формировать свою стратегию развития, руководствуясь которой оно сможет в течение длительного времени добиваться результатов, превышающих средний уровень конкурентов» [14].
«Стратегический успех часто сравнивают с наличием устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию сохранять свои позиции на рынке» [25].
«Стратегический успех предприятия в рамках теории стратегии можно объяснить с учетом трех аспектов: человеческого, процессуально-структурного и содержательного» [15].
Итак, разработка стратегии развития предприятия является неотъемлемой и важнейшей предпосылкой успешной деятельности компании. Применение эффективных стратегий ведет к повышению производительности и способствует увеличению прибыли, что, в конечном итоге, является основной целью любого бизнеса.