Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 626

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Качественные исследования – это название относительно новой и самобытной области исследования. Она часто называется феноменологическим методом.

Феноменология используется в психологии в тех случаях, когда предполагается детально-описательное, безусловное исследование какого-либо явления. Как указывал Э. Гуссерль, это форма исследования соотношений знака, предметных референтов, значений и структуры переживаний, способов обычного восприятия вещей и той работы сознания, которая обеспечивает связность, осмысленность и сохранность во времени человеческого опыта.

Качественный анализ практических данных является неотъемлемой частью любого экспериментального исследования, хотя принципы и процедуры их ясно не определены. Качественные, описательно-разъяснительные формы активно используются отечественными психологами. В настоящее время качественный подход больше напоминает некое порождение психологических знаний на уровне особого факта, требующего дальнейшего структурирования, изучения и уточнения. К качественным исследованиям сегодня относят разнообразные феноменологические, нарративные процедуры, дискурс-анализ и прочие "мягкие" стратегии изучения психологических явлений, относительно недавно появившиеся в социальных науках.

Носителем объекта в качественных исследованиях являются не цифры, а слова (тексты, высказывания). Набор же собственно методов – общий для всех качественных исследований. В него входят неструктурированное интервью, наблюдение, анализ документов, аудиовизуальных материалов и др.

Полученные при помощи этих методов результаты составляют так называемые "качественные данные", которые подвергаются соответствующему анализу. Схемы такого анализа различны. А. М. Улановский, ссылаясь на авторитеты, приводит одну из них, состоящую из следующих стадий:

1. Первичное прочтение данных, включающее целостное восприятие текста, внесение в него пометок и комментариев.

2. Выделение смысловых единиц текста. На данной стадии, по свидетельству А. Джорджи, смысловыми единицами называют значимые высказывания, любые различимые логические переходы, изменения в описании. Составляется список неповторяющихся смысловых единиц, относящихся к одному виду переживаний ("индивидуальная структура переживаний"). Данные списки могут сравниваться со списками переживаний других участников анализируемого события. Иногда может составляться общий список высказываний с подсчетом процентного соотношения протоколов участников.


3. Преобразование смысловых единиц, включающее преобразование (упрощение и перефразирование) смысловых единиц в более строгих терминах при сохранении связи с самостоятельно выраженным и связанным с данной ситуацией языком оригинала.

4. Группировка смысловых единиц по темам. На данной стадии, по сути, предполагается проведение кластеризации данных по обобщенным темам. Иногда проводится проверка правильности формирования кластера при помощи зигзаг-процедуры, т.е. проверки текстов в обратном направлении (исследуемая смысловая единица соответствует аспекту темы и отражает его, а подходит ли тема к исследуемому феномену, составляет ли она смысл поступка и т.д.). На данном этапе возможно проведение распределения смысловых единиц по важности в исследуемом переживании события.

5. Формулировка структурного описания. Исследователь производит "синтетическое описание" изучаемого явления, т.е. сводит смысловые единицы в структуру по определенному основанию. Например, в ходе анализа управленческих проблем А. И. Пригожин показал, что проблемы по степени важности и взаимосвязанности могут быть корневыми (являются причиной других проблем), узловыми (являются следствием одних проблем и причиной последующих), результирующими (являются следствием других проблем) и автономными (не являются следствием иных проблем). Способами формирования данной системы могут стать схема пустографки или техника парных сравнений.

В результате смысловые единицы составляют некое смысловое поле, описывающее причинно-содержательное наполнение переживаний субъекта в исследуемой ситуации.

Придерживаясь качественных подходов, исследователи исходят из нескольких соображений. Одно из них отражает стремление поиска новых путей получения психологических знаний, которые не могут быть охвачены количественными методами. Так же есть соображение, что видение главной задачи качественных исследований в критике и преобразование академических количественных представлений большинства психологов.

Неоднородность и многогранность качественных исследований создают определенные сложности в выработке единого определения данной области психологических знаний.

Некоторые авторы, сторонники качественного подхода к исследованиям, указывают, что существует, по крайней мере, два критерия, по которым можно определить качественные исследования:

1) слова как тип данных и средства анализа и

2) особый исследовательский подход, или эпистемология.


1. Слова как тип данных и средство анализа. Носителем события или факта является слово. Качественные данные – это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах: некоторое содержание, выделяемое исследователем из протоколов наблюдения, интервью, документов и аудиовизуальных материалов и определяемое, кодируемое и передаваемое им словесно. Различия между качественными и количественными методами, указывает Я. Дей, сопоставимы с различиями между смыслами и математической статистикой.

Качественные данные, выраженные в словах, являются более "богатыми", информативными, истинными, более субъективными. Последнее часто выставляется значимым аргументом в критике со стороны поклонников количественных методов в психологии. Субъективность, по их мнению, зачастую приводит к низкой стандартизации качественных данных, что не позволяет воспроизводить их в иных условиях и другими исследователями. Однако в запасе сторонников качественного анализа имеются не только словесно-выразительные формы (тексты). Они могут включать богатый спектр культурных и социальных факторов: изображения, рисунки, фотографии, аудио- и видеоматериалы, дизайн внутренних помещений и внешних пространств, предметы культуры и быта, медиа средства, музыку, архитектуру и пр.

Важным фактом является то, что качественные методы как специальные формы анализа текста предполагают исследование содержания выражений и текстов, а не их статистические связи и обобщения.

Процедуры анализа качественных материалов начали активно разрабатываться в психологии и других социальных науках с конца 1970-х гг. В настоящее время существует ряд подходов к сортировке, кодированию, выделению структур и категорий исследования. Примерами таких направлений являются:

  • интерпретативный подход М. Паттона;
  • сетевой подход Дж. Блисс;
  • квазистатистический подход М. Майлза и А. Губермана;
  • "обоснованная теория" Б. Глазера, А. Страусса и Дж. Корбина;
  • феноменологический анализ А. Джорджи;
  • нарративный анализ Э. Дж. Мишлера и др.

Данные направления, как указывает Я. Дей, нацелены на решение главных задач – категоризации качественных данных и установления связей между категориями.

Выделение фраз, форм, тем, метафор, их кластеризация, сравнение, счет, обобщение, сопоставление с имеющимися объектами или замыслами это основная часть качественных исследований, которая держится на анализе слов (выражения, текст), которые группируются, кластеризуются, разбиваются на семиотические сегменты и организуются так, чтобы их можно было сопоставить и выявить смысловые единицы. Это достигается путем применения различных процедур.


Существующие школы качественных исследований и их представителей можно расположить на некой шкале, полюсами которой станут, с одной стороны, строго формализованный анализ, а с другой, – интерпретативный. Первый полюс отличается применением четких кодирующих информацию правил и процедур, а второй является более свободным от методических установлений, допускающим рассмотрение и закрепление интуитивных предположений при исследовании данных и их углубленное толкование. Обе стороны качественного анализа предполагают проявление способностей самого исследователя.

Итак, качественное исследование – это комплексное исследование, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор богатых описаний феномена, обработку их с помощью специальных процедур анализа текста и объяснение с учетом широкого социокультурного контекста, опорой на точку зрения исследуемых людей и самопознание самого исследователя. Качественный подход  содержит ряд весомых различий от расклада к изучению, который получил наибольшее распространение в общественных науках и который последнее время именуют «количественным». Однако следует учитывать, что в качественных исследованиях применяются количественные оценки (например, шкала наименований или ординальная шкала), т.е. так называемые нечеткие шкалы или множества. То же касается и количественных измерений, когда приобретенный итог подлежит важным словесным комментариям. Разные авторы выделяют различные стороны при определении различий обоих. Наиболее остро и полно различия этих подходов излагают К. Глесне и А. Пешкин. С их позиции, количественные исследования исходят из допущения беспристрастной действительности общественных прецедентов, главенства способа, допущения, собственно что переменные имеют все шансы быть распознаны, а отношения меж ними измерены, за это время как качественные исследования полагаются на допущение о общественном разработке действительности, главенстве предмета изучения, допущение, собственно что переменные считаются всеохватывающими, сплетенными и сложными для измерения. Количественные исследования преследуют цель обобщения, пророчества и причинного комментария, за это время как качественные – контекстуализации, объяснения и осознания взора на мир действующих лиц. С точки зрения самого расклада, в количественных исследовательских работах принято начинать с догадок и доктрин, применить воздействие и контроль, формальные инструменты, экспериментирование, выводы, компонентный тест, устремляться к единству и норме, обращаться к упрощению данных к числовым индексам, применить абстрактный язык написания докладов.


В качественных исследованиях принято заканчивать домыслами и экспериментально «заземленными» теориями (grounded theory), опираться на стихийное проявление феномена и его изображение, рассматривать исследователя как основной инструмент, использовать натуралистическое исследование, умозаключение, анализ форм, стремиться к многообразию мнений и совокупности, делать второстепенными числовые показатели, писать описательные отчеты. Наконец, с точки зрения роли исследователя, количественные исследования предполагают отстраненность, непредвзятость, позицию постороннего лица и объективное изображение. Тогда как качественные – личную вовлеченность, участие, взгляд человека, смотрящего «изнутри» и чуткое понимание. Можно видеть, что количественный и качественный подход не так просто совместить друг с другом, как это могло показаться на первый взгляд. Они имеют различные эпистемологические основания и могут приводить к противоречивым выводам. Даже когда получается совмещение в рамках одного исследования качественных и количественных методов может быть оправдано тем, что даже когда они дают несопоставимые результаты, они очевидным образом обогащают наше понимание человеческого поведения. Затрагивая различные стороны одних и тех же факторов, эти два методологических подхода создают более законченную историю.

2. Вторым критерием качественных исследований является сам процесс, процедура передачи информации, вскрытие причин знаний, или качественная эпистемология.

Среди процедурных особенностей этого подхода авторами выделяются:

1) предпочтение полевой формы работы, ориентация на контекстуальное описание феномена и ситуационный анализ;

2) анализ социальной связи исследуемого события;

3) использование "насыщенного" фактами и поэтому полного и целостного описания явления (стремление к богатству и холизму);

4) интерес к индивидуальности и единичным случаям;

5) индуктивный подход к данным;

6) гибкость и отсутствие стандартизации данных и процедур;

7) рассмотрение испытуемого как эксперта собственной жизненной ситуации;

8) сосредоточение внимания на языке как средстве анализа события;

9) направленность на изучение смыслов и переживаний;

10) толкование исследователя как инструмента, опора на его самопознание.

Предпочтение полевой формы работы – это одна из главных особенностей качественных исследований. Внимание при этом нацелено на повседневные действия испытуемых в естественной обстановке, непосредственный контакт с ними в рамках "живой" ситуации. Полевая работа подразумевает сравнительно длительное вхождение изыскателя в изучаемые общественные группы, общества и внедрение включенного исследования, разговоров, эмпатии. Ели исследователь долго пребывает в изучаемой среде, это значительно повышает достоверность данных и используемых методов по сравнению с разовыми "срезами", часто применяющимися при эксперименте.