Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 630

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое значение для становления отечественного экспериментального метода имел диспут о предмете исследований, развернувшаяся между Кавелиным и Сеченовым на страницах "Вестника Европы" в 1872–1874 гг.. Признавая, что все психическое, в конце концов, обусловлено материальным (телесным), Кавелин доказывал, что оно в то же время есть и "модификация материи", и "обнаружение новых свойств того же начала, откуда берет свое существование и материя". "Оно, – утверждал Кавелин, – представляет собой сложнейший, целостный идеальный механизм". Современники высоко оценивали силу и глубину его исследовательского таланта, а "Задачи психологии" по их метафизическому содержанию называли "одним из самых любопытных памятников" научной литературы 1850-х гг.

Аргументы И. М. Сеченова в этой дискуссии сводились к отрицанию возможности построения "метафизики души". Он доказывал, что "субъективный анализ духа не может быть положительной наукой; что изучение духа историческое, при помощи сравнительного метода, может быть только вспомогательным, а отнюдь не главным орудием анализа психических фактов; а так как затем не остается никакого другого объективного анализа психических явлений, кроме физиологического, то физиологический анализ и должен быть признан основанием всей науки о духе".

В ходе этого научного спора Кавелин и Сеченов блестяще, убедительно и всесторонне осветили многие теоретические и методические проблемы соотношения телесного и психологического, психологии и физиологии, научного метода и др.

Результаты спора существенно повлияли на процесс становления отечественной психологии. Так, в частности, Н. Я. Грот писал, что в основе психологического анализа фактов действительности (психологических фактов) лежат "две стороны нашего сознания – внешняя и внутренняя, эмпирическая и метафизическая. [...] Экспериментальная психология [...] занимает нейтральную зону между метафизикой и феноменизмом. Она имеет дело не с субстанциями и не с явлениями: она исследует реальные факты душевной жизни, одинаково доступные и эмпирическому наблюдению, и метафизической оценке". Соглашаясь с популярным в то время представлением о том, что основной формой психологического метода должно быть самонаблюдение, он говорил о необходимости "коллективного самонаблюдения", причем обеспеченного "научными гарантиями достоверности" и основанного на теоретическом принципе, который мог бы связать психологию с "другими точными науками и дал бы психологу путеводную нить в лабиринте изменчивых психологических явлений". Грот отмечал, что такой теоретической основой может стать гомеостатический подход, который он называл "законом сохранения психологической энергии" или "энергетическим балансом". "Человек получает от своего организма и среды столько же психической энергии, сколько отдаст им, и отдаст столько же, сколько получает. Вместе с организмом и окружающей средой он составляет психофизическую систему, в которой общая сумма психических и физических энергий при всех возможных превращениях их друг в друга сохраняется неизменной. Вот методологическая гипотеза, которая должна лечь в основу экспериментальной психологии". Во второй половине XIX в. русская психология уже на этапе ее развития как самостоятельной науки занимала достойное место в мировой системе экспериментальных знаний. Достаточно взглянуть на состав Психологического Общества при Московском университете и Санкт-Петербургского Философского Общества, чтобы увидеть среди почетных и действительных членов имена видных исследователей того времени: И. М. Сеченова, В. Вундта, У. Джемса, Т. Рибо, В. Анри, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, В. С. Соловьева, А. А. Токарского, Г. И. Челнанова и др.


К концу XIX в. в российской экспериментальной психологии фактически сложились два соперничающие между собой направления. К одному из них относились ученики и приверженцы сеченовской идеи о рефлекторной природе психики (В. М. Бехтерев), к другому – сторонники вундтовской программы (Г. И. Челпанов).

Бихевиористская схема "S–R" трактовалась представителями сеченовского направления по-новому. Под стимулом (S) понимался воспринимаемый объект, а под реакцией (R) – акт приспособительного характера, имеющий сложную историю в жизни организма. Понимание стимула как объекта реакции привело к экспериментальному анализу системы построения образа этого объекта, т.е. системы операционного состава процесса восприятия. В частности, Н. Н. Ланге, излагая итоги своих опытов ("Психологические исследования", 1893), тем самым давал мировой психологической общественности сведения о крупнейшем продвижении исследований в русской психологии со времени провозглашения В. Вундтом первой экспериментальной программы. Н. Н. Ланге и его соратники в рамках эксперимента попытались преодолеть разрыв между "низшими" и "высшими" психическими функциями человека, который считал истиной В. Вундт. Результаты исследований русской психологии сеченовского направления оказали влияние на западноевропейскую психологическую мысль. Так, Т. Рибо вслед за Н. Н. Ланге выдвинул моторную теорию внимания.

Модель психологического эксперимента Вундта, основанная на психофизиологическом фундаменте, полностью изжила себя и не могла обеспечить соответствие изучения более сложных психических форм деятельности человека, чем те, для анализа которых она была изначально построена. Выйдя из методологического лона психофизиологии, в начале XX в. эксперимент активно внедрялся в другие области психологической науки.

В 1903 г. Дж. Б. Уотсон ("Обучение животных", 1903) предложил оригинальное объяснение учения об условных рефлексах И. П. Павлова, где родоначальник бихевиоризма нанес удар по интроспективной традиции тем, что определил преимущество объективности результатов исследований над самосознанием. Уотсон отмечал, что психические состояния не могут являться объектом экспериментального метода и что сознание есть иллюзия, "есть что-то ложное в самих предпосылках и проблемах, которые из них вытекают". Бихевиоризм он назвал объективной экспериментальной областью психологии. В своих работах (1913) Дж. Б. Уотсон прогнозировал создание в будущем психологической службы, которая, занимаясь широкими научно - экспериментальными обобщениями, приведет к возможности управления поведением людей. Определяя основные направления деятельности психологической службы, он отмечал, что "экспериментальная психология рекламы, юридическая психология, тестология, психопатология достигли сейчас большого развития". Необихевиорист Э. Толмен в 1930-с гг., исследуя проблемы научения, выдвинул версию о системе внутренних процессов, вклинивающихся внутрь схемы "S–R" и детерминирующих поведение субъекта.


Один из основателей гештальт - психологии, В. Кёлер в 1910-е гг. активно использовал психологический эксперимент в качестве основного инструмента исследования интеллекта обезьян.

Активно улучшил характеристики экспериментальных методов с целью выявления индивидуальных признаков и их структуризации в виде полной картины душевной жизни людей, и перенес их в психиатрическую клинику Э. Крепелин. В данном случае экспериментальный метод стал инструментом для определения признаков индивидуальных различий, приобрел статус средства измерения в рамках дифференциальной психологии. В этот же период в статье французских психологов А. Бине и В. Анри также обсуждались проблемы индивидуальной психологии. Собственно говоря, именно в данном пункте психологический эксперимент начал превращаться в форму психодиагностики – области психологии, разрабатывающей методы выявления и оценки индивидуальных особенностей людей, науки и практики постановки психологического диагноза.

В 1897 г. вышла в свет статья А. Ф. Лазурского "Современное состояние индивидуальной психологии", в которой молодой русский врач-психолог изложил гипотезу типологии личности на основе концепции эндо и экзо психики. Этот подход он развил в своих последующих трудах ("Очерк науки о характерах", 1909; "Общая и экспериментальная психология", 1912).

Термин "дифференциальная психология" был впервые использован в работе В. Штерна "О психологии индивидуальных различий (идеи о дифференциальной психологии)" в 1900 г.

Работы по дифференциальной психологии послужили толчком и основой развития топологии – отрасли психологии, занимающейся проблемой разработки и использования тестов в целях выявления и оценки индивидуальных особенностей людей.

Удостоверяющий факт эксперимент, сам процесс измерения интересующих психолога переменных – основа психодиагностического метода. Психодиагностика фиксирует индивидуальные "отклонения" от нормативных значений, тогда как эксперимент позволяет психологу выявлять общие психологические закономерности.

Практика применения методов психодиагностики связана с индивидуальными особенностями человека, развитием необходимости оценки качеств людей, уровня развития их способностей по выполнению тех или иных профессиональных или творческих задач.

Исторические корни оценивания психологических свойств людей уходят в глубокую древность. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов, в Древнем Египте – молодых жрецов. Пифагор в свою школу отбирал учеников, способных преодолеть целую серию различных тестов. Существовала система проверки определенных способностей чиновников в Древнем Китае, в средневековом Вьетнаме, в системе медицинского образования государства чжурчжэней на Дальнем Востоке. Психодиагностические испытания часто и много применялись для определения способностей к специфической религиозной деятельности.


Приведенные выше исторические данные донаучного использования экспериментально-психологических процедур подтверждают их важность для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлемой части общественной жизни многих цивилизованных народов.

На рубеже XIX и XX вв. социальная практика выдвинула научную проблему изучения самых распространенных способностей и индивидуальных различий.

С 1884 г. началась эпоха практической психологии с использованием тестов. Основателем тестологии по праву считается Ф. Гальтон. В своих исследованиях он опирался на обширную экспериментальную выборку. В результате его работы были получены практические данные, но физическим, физиологическим возможностям организма и психическим свойствам – всего по 17 показателям. По точному выражению Дж. Кеттелла, психология стала "действительной и точной наукой". В 1885 г. Гальтон увидел в тестах средство измерения " свойств человеческой психики, которые нельзя измерить" и, преодолевая определенное сопротивление В. Вундта, уже в 1890 г. предложил к использованию 50 лабораторных тестов.

Противоборствующие стороны психологического исследования при помощи тестов указывали (и, видимо, вполне обоснованно) на их крупные недостатки (прежде всего – на низкую смысловую и содержательную достоверность), что, по их мнению, привело практическую психологию к злоупотреблению применения тестовой методики. Несмотря на различные сопротивления, настойчиво присоединялись в исследования и практику жизненных проблем и сторонники метода тестов. В процессе обработки и объяснения эмпирических данных распространилось применение методов математической статистики. Появилась наука психометрия (психометрика). Психодиагностика и тестология преобразовались в психотехнику.

В 1891 г. немецкий психолог Г. Мюнстерберг предложил серию тестов для отбора вагоновожатых трамваев. Бурное развитие тестология получила в школе. Особое внимание тестам определения умственного развития детей уделялось в США. В 1894 г. здесь работали 27 лабораторий для изучения детей, издавались четыре специализированных журнала. Во Франции в 1904 г. была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей. А. Вине и Т. Симон разработали набор тестов (30 заданий) для разграничения детей по уровню умственного развития. В 1908 г. они предложили шкалу определения "коэффициента интеллектуальности" (IQ), которую позже усовершенствовал В. Штерн, заменив абсолютную меру интеллекта (разность) относительной.


Большие усилия по распространению в США шкалы Вине – Симона приложил американский психолог С. Холл. Он выявил сильную статистическую связь между эффективностью педагогической практики и результатами исследований интеллекта учащихся.

Большое распространение психотехнические изыскания получили в армии. В 1917 г. в период Первой Мировой войны в США был создан "Комитет помощи войне" (Американская психологическая ассоциация), в которой успешно работали Р. Йеркс, Э. Боринг, А. Отис и другие психотехники. В этот период разрабатывались невербальные батареи психодиагностических тестов для отбора новобранцев в армию ("Армия Альфа", "Армия Бета"), при помощи которых было обследовано более 2 миллионов человек. Вместе с тестами интеллекта применялись "тесты способностей" и "тесты достижений".

Работы по созданию тестов способностей были начаты в исследованиях Ч. Спирмена и продолжены американскими психологами Т. Килли и Л. Тэрстоуном. В основу тестов способностей был положен пример факторного анализа взаимосвязи признаков как целостного конструкта, на базе которой позже были разработаны тестовые батареи оценки способностей к определенной деятельности.

Отдельные психические функции, которые измеряются в конкретной ситуации или деятельности, представляют собой жестко связанный и взаимодействующий "узел". В этом состояла идея факторного анализа в психологическом исследовании, выполнявшаяся при помощи тестов.

Он и является фактором в математическом смысле. Отсюда брало начало предположение о том, что успешность психических действий в измеряемой ситуации определяется не конкретным единичным качеством, чертой, психической функцией, а целостным фактором – способностью. Такой подход и в настоящее время распространен во многих школах психотехники.

Одну из ярких страниц в историю тестологии вписал Э. Торндайк, сформулировавший один из видов процедур использования и стандартизации принципов тестирования элементов научения. Приблизительно с 1845 г. начали использоваться стандартизированные тесты достижений, в которых, по оценке их авторов, во многом нейтрализовался субъективизм диагностических оценок. С 1872 г. стандартизированные тесты достижений стали активно применяться в практике психологической оценки государственных служащих.

Обязательно надо отметить влияние на источник психотехнических исследований российской психологии начала XX в. Одним из основателей этого направления практической психологии в России стал В. М. Бехтерев. В частности, им были заложены главные принципы рефлексологии, па основе которых была разработана методика оценки некоторых психофизиологических качеств человека. В 1909 г. в Военном ведомстве были подготовлены "Указания по проведению медицинского освидетельствования лиц, поступающих в воздухоплавательные команды", а чуть позже – и для офицеров и нижних чинов подводного флота, где особенно пристальное внимание уделялось оценке нервно-эмоциональной устойчивости и интеллектуального развития членов экипажей.