Файл: «Управление поведением в конфликтных ситуациях»(Понятие, типология и виды межличностного конфликта).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и методологические основания исследования конфликта и конфликтного поведения
1.1. Определение понятия «конфликт»
1.2. Понятие, типология и виды межличностного конфликта
1.3. Конфликтное поведение. Структурные компоненты и этапы развития конфликта
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях
2.1. Стили, правила и алгоритм бесконфликтного поведения в межличностном общении
2.2 Управление поведением при разрешении производственных, организационных конфликтов
- Не чувствую в себе уверенности.
- Часто из за пустяков краснею.
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный.
- С трудом переношу время ожидания.
- Нередко мне кажутся безысходными положения, из которых можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для окружающих.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивает даже незначительные нарушения плана.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.
Посчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:
- 1-10 вопросы – тревожность
- 11-20 вопросы – фрустрация
- 21-30 вопросы – агрессивность
- 31-40 вопросы – регидность
- Тревожность
0-7 баллов – не тревожные.
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня.
15-20 баллов – очень тревожные.
- Фрустрация
0-7 баллов – вы имеете высокую самооценку, устойчивую к неудачам и не боитесь трудностей.
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место.
15-20 баллов – у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач.
- Агрессивность
0-7 баллов – Вы спокойны, выдержаны.
8-14 баллов – средний уровень.
15-20 баллов – Вы агрессивны, выдержаны. Есть трудности в работе с людьми.
- Регидность
0-7 баллов – регидности нет, легкая переключаемость.
8-14 баллов – средний уровень.
15-20 баллов – сильно выраженная регидность, Вам противопоказана смена места работы, изменения в семье.
Приложение 3.
Разработка программы развития навыков управления поведением в конфликте у персонала Ресторана-Бара «Филин»
Программа состоит из пяти этапов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего и в конечном итоге направлена на развитие навыков управления поведением в конфликте на практике.
Цель программы: обучение саморегуляции психических состояний в конфликтной ситуации и развитие навыков продуктивного управления поведением в конфликте.
Задачи:
- обучение саморегуляции психического состояния в конфликтной ситуации с закрепленим навыков саморегуляции на практике;
- снижение уровня тревожности и агрессии;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликте.
Целевая аудитория: персонал Ресторана-Бара «Филин», г.Рязань
Количество участников группы: 20 человек
Продолжительность: 24часа (4 дня по 6 часов)
Первый этап (первый день).
Первый день реализации данной программы направлен на развитие навыков саморегуляции в конфликтной ситуации, снижение уровня тревожности и агрессии. Упражнения подобраны таким образом, чтобы осознание происходило от внутреннего к внешнему.
Установление контакта.
- Представление группе ведущего программы; ознакомление с целями и задачами программы; режимом тренинга-семинара.
- Формулирование правил группы;
- Самопрезентация участников группы (в свободной форме).
Подстройка.
Упражнение 1. «Я такой же как ты…, тем не менее нас отличает…»
Целью данного упражнения является развитие способности находить схожие и отличительные черты собеседников.
Участникам предлагается найти схожие и отличительные черты своих «соседей» с собой. Затем проводится обратная связь с целью выяснения того, что было легче, найти схожесть или различия собеседника с собой. Какие сложности возникали в процессе выполнения упражнения? Какие были эмоции и ощущения при выполнении упражнения?
Упражнение 2. «Подыши со мной»
Целью данного упражнения является подстройка под собеседника по дыханию. Так как именно дыхание является основой нашей внешней речи, а значит и выражения эмоций.
Участникам предлагается разбиться по парам и подышать сначала в противофазе, а затем синхронно. Ритм дыхания каждый участник задает по своему усмотрению.
Затем обсуждаются результаты выполненного упражнения.
Упражнение 3. «Угадай эмоцию и ощущение»
Цель упражнения – развитие эмпатии и способности передавать свои ощущения и эмоции собеседнику.
Упражнение выполняется в паре. Каждый из участников поочередно демонстрирует телом ощущение и эмоцию, а партнер должен их угадать.
Выполнение упражнения заканчивается обсуждением результатов.
Упражнение «Марионетка».
Цель – развитие эмпатии и способности управлять и подчиняться.
Упражнение выполняется в парах. Поочередно участники выполняют роль «кукловода» и «марионетки». «Кукловод» задает движение «Марионетки» и контролирует ее положение. Задача «Марионетки» точно следовать управлению «Кукловода».
При обсуждении выясняется, насколько было трудно или легко выступать в той или иной роли и высказываются возможные причины реакций.
В основной части тренинга первого дня участникам сначала предлагается почувствовать свое тело в разных позициях (удобной и неудобной, длительной неподвижности или в непрерывном движении), осознать ощущения, чувства и эмоции, возникающие спонтанно, в результате внутренней речи.
Затем предлагается мысленно визуализировать различные конфликтные ситуации и отслеживать возникающие эмоции и реакции тела. Фиксировать их сначала мысленно, а затем на бумаге в виде текста или рисунков.
В заключении основной части поясняются возможные причины возникновения разных эмоциональных и телесных реакций.
В заключении первого дня тренинга-семинара участникам предлагается поблагодарить себя, участников группы и ведущего в доброжелательной необычной форме.
На втором этапе (второй день) объясняются принципы аутотренинга и позитивной внутренней и внешней (графической) визуализации.
Первые упражнения второго дня направлены на закрепление навыков подстройки.
Участникам предлагается самостоятельно найти способы подстройки к собеседнику. Упражнение выполняется в сменных парах. Каждый участник должен побывать в паре со всеми членами группы.
Затем проводится обсуждение результатов упражнения.
Основная часть тренинга-семинара состоит из теоретической части и практической.
В теоретической части объясняются основы аутотренинга, визуализации, методы анализа причин конфликта и формирования желательного конструктивного поведения в конфликте.