Файл: «Управление поведением в конфликтных ситуациях»(Понятие, типология и виды межличностного конфликта).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и методологические основания исследования конфликта и конфликтного поведения
1.1. Определение понятия «конфликт»
1.2. Понятие, типология и виды межличностного конфликта
1.3. Конфликтное поведение. Структурные компоненты и этапы развития конфликта
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях
2.1. Стили, правила и алгоритм бесконфликтного поведения в межличностном общении
2.2 Управление поведением при разрешении производственных, организационных конфликтов
Как показывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, поведение человека определяется двумя основными факторами. Первый из них – это ценностные ориентации, внутренние программы индивида и стереотипы его поведения. Вторым фактором является особенность возникшей ситуации.
Поэтому личностным факторам межличностного конфликта следует уделить особое внимание [3, 170–175].
Все межличностные конфликты обусловлены фрустрацией – особым психическим состоянием их участников, возникающим вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Сила фрустрации, зависящая от степени значимости и субъективной «близости» достижения цели, пропорциональна глубине и остроте межличностного конфликта. Экспериментальным путем установлено, что острота такого конфликта в значительной степени зависит от уровня сопротивляемости различных индивидов фрустрации, с возможностью (или невозможностью) данного индивида противостоять фрустрации без сбоя, то есть без выхода из строя системы психологической адаптации [19, С.46]. Такая способность индивида противостоять фрустрации и не прибегать к неадекватным ответам на ситуацию называется толерантностью, то есть устойчивостью, к фрустрации [20, С.318].
В межличностных конфликтах нередко возникает негативное явление, которое известные американские социальные психологи Г. Келли и Дж. Тибо назвали «разрушением отношений» [7, С.62].
Исследованиями Н. Н. Обозова установлено, что «разрушение отношений, приводящее к несовместимости людей в организациях, происходит гораздо чаще по вертикали (руководитель – подчиненный – 52 % случаев), чем по горизонтали (сотрудник – сотрудник – 33 % случаев)» [13, С.165].
Рассмотрим более подробно типологию межличностных конфликтов.
Для типологии конфликтов наиболее существенными признаками служат: механизмы их возникновения и состав сторон конфликта.
Механизм возникновения конфликта полностью определяется наличием или отсутствием конфликтных ситуаций. При их отсутствии мы имеем случайный конфликт, а при наличии – неслучайный.
Механизм возникновения случайного конфликта – это действие закона эскалации конфликтогенов.
Случайные конфликты характеризуются следующими признаками:
1) полная неожиданность, внезапность – буквально за несколько секунд до конфликта никто не подозревает о том, что станет его участником;
2) в случайных конфликтах нет победителей – все их участники оказываются в проигрыше;
3) отсутствие серьезных объективных причин для их возникновения [17, С.39].
Второй основной тип конфликтов – неслучайные конфликты. Они характеризуются наличием значимых противоречий между сторонами конфликта. Обычно эти противоречия накапливаются и составляют основу конфликтной ситуации. Именно ее наличие является отличительным признаком неслучайных конфликтов [17, С.39].
Еще одним основанием для систематизации конфликтов является область их протекания относительно конкретной системы – внутри или вне ее.
Основанием для систематизации конфликтов может так же служить мотивация участников конфликта. Мотивы деятельности людей продиктованы их потребностями [17, С.57].
Систематизация конфликтов на основе видов потребностей (по Анцупову, Шипилову) [2] представлена на схеме рис. 1.1.
Рис. 1.1. Классификация конфликтов на основе потребностей (по Анцупову, Шипилову) [2]
По своим последствиям конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивный конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служит источником самоусовершенствования личности, способствует поиску продуктивных решений проблем.
Деструктивный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.
Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений [15,С.175] .
Разрешаться конфликты могут как в деловой, так и в личностно-эмоциональной сферах.
Еще одно возможное основание классификации – возраст участников конфликта. В этом случае изучаются характерные для различных возрастных групп конфликты.
Количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность [17, С 57-58].
От типологии перейдем к рассмотрению видов межличностных конфликтов и конфликтное поведение.
Выделяют следующие виды межличностных конфликтов: мотивационные; когнитивные; ролевые.
К мотивационным конфликтам относятся конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.
К когнитивным конфликтам могут быть отнесены так называемые ценностные конфликты – те, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. В систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.
Ролевые конфликты возникают из-за нарушения индивидом норм или правил взаимодействия. Правила и нормы могут иметь скрытый, подразумеваемый характер (например, соблюдение норм этикета), или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее дело). Нарушение норм и правил может вначале повлечь за собой разногласия, взаимные претензии, а затем привести к конфликту [17, С.62].
Джордж Мид предложил теорию «социальных ролей». Он рассматривает поведение личности в конкретной ситуации как игру актера в соответствии с ролью.
В зависимости от сферы межличностных отношений выделяют роли индивидуальные, межличностные, внутригрупповые.
Индивидуальные роли – это роли, которые имеются в поведении человека в соответствии с Я-образом.
Межличностные роли – это роли, ожидаемые обществом от личности;
Внутригрупповые роли – это поведение, ожидаемое от личности в группах, в которые она входит. Сложившиеся стереотипы поведения в соответствии с выполняемой функцией [17, С.63].
На поведение участников конфликтов значительное влияние оказывают личностные особенности людей. О. Крегер и Дж. Тьюсон считают, что особенности характера людей лежат в основе их взаимодействия; не учитывая эти особенности, невозможно разрешить ни один конфликт: «Мы считаем, что без этого любая модель разрешения обречена на провал» [8, С.200].
Рассмотрев определение, типологию и виды межличностных конфликтов, можно сделать следующие выводы:
- межличностный конфликт – это столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок индивидов, когда удовлетворение стремлений одного из них воспринимается другим как ущемление его интересов;
- межличностные конфликты происходят как между постоянно взаимодействующими людьми, так и между случайно встретившимися;
- общим социально-психологическим механизмом возникновения межличностных конфликтов является несовместимость интересов, целей, мотивов, индивидуальных психологических особенностей личности взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии действий хотя бы одной из сторон ожиданиям другой стороны;
- причины межличностных конфликтов можно разделить на два вида – объективные и субъективные.
- на возникновение конфликтов влияют пять факторов: личностные особенности индивида; социальные роли, исполняемые индивидом; эмоциональные отношения индивида с окружением; восприятие и оценка индивидом своего социального окружения; поведение индивида;
- в межличностных отношениях нередко возникают противоречия, вызванные неадекватной оценкой себя и других;
- поведение человека определяется двумя основными факторами. Первый из них – это ценностные ориентации, внутренние программы индивида и стереотипы его поведения. Вторым фактором является особенность возникшей ситуации;
- все межличностные конфликты обусловлены фрустрацией – особым психическим состоянием их участников, возникающим вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;
- установлен факт перетекания конфликтов из предметно-деловой сферы в конфликт субъективно-эмоциональный он сильнее всего эмоционально переживаются участниками и характеризуется остротой выражения и эмоциональной насыщенностью с активным включением в конфликт всех ресурсов личности;
- для типологии конфликтов наиболее существенными признаками служат: механизмы их возникновения и состав сторон конфликта; область их протекания относительно конкретной системы – внутри или вне ее; мотивация участников конфликта; сфера протекания конфликтов; возраст участников конфликта; их длительность;
- по своим последствиям конфликты могут быть конструктивными и деструктивными;
- разрешаться конфликты могут как в деловой, так и в личностно-эмоциональной сферах.
- выделяют следующие виды межличностных конфликтов: мотивационные; когнитивные; ролевые;
- к мотивационным конфликтам относятся конфликты интересов;
- к когнитивным конфликтам могут быть отнесены так называемые ценностные конфликты;
- ролевые конфликты возникают из-за нарушения индивидом норм или правил взаимодействия.
1.3. Конфликтное поведение. Структурные компоненты и этапы развития конфликта
Любой конфликт имеет свое выражение прежде всего во внешнем проявлении - конфликтном поведении.
Согласно определения энциклопедического словаря по психологии и педагогики [18] «конфликтное поведение – это пространственно временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации; поведение субъекта, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов другой стороны. Включает внешние (вербальные и невербальные действия, поступки) и внутренние (мыслительные, эмоциональные, волевые) процессы».
До конфликта конфликтное поведение является фактором, способствующим его возникновению, а в ходе конфликта – частью конфликтного взаимодействия.
Конфликтное поведение реализуется через действия, направленные против оппонирующей стороны.
Конфликтное поведение может вызываться личностными особенностями человека, факторами конкретной ситуации социального взаимодействия, объективными либо организационно-управленческими причинами.
Стратегии поведения субъекта в конфликте во многом зависят от качества его оценки своих возможностей, критичности при контроле реализации поведения и характером взаимоотношений в группе.
Каждая из сторон конфликта озабочена лишь достижением собственной цели. Однако, достижение этой цели одной стороной может лишь усилить конфликт, поскольку другая сторона будет стремиться взять реванш, а это возможно лишь посредством расширения и углубления конфликта.
Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения:
- соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;
- сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;
- компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки;
- избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
- приспособление – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами [15, С.175] .