Файл: «Управление поведением в конфликтных ситуациях»(Понятие, типология и виды межличностного конфликта).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и методологические основания исследования конфликта и конфликтного поведения
1.1. Определение понятия «конфликт»
1.2. Понятие, типология и виды межличностного конфликта
1.3. Конфликтное поведение. Структурные компоненты и этапы развития конфликта
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях
2.1. Стили, правила и алгоритм бесконфликтного поведения в межличностном общении
2.2 Управление поведением при разрешении производственных, организационных конфликтов
Несмотря на непродолжительное время подготовки, были отмечены позитивные тенденции: снижение напряженности в отношениях; большинство участников группы отметили снижение агрессии и тревожности; многие осознали причины конфликтов на работе и стали применять на практике конструктивные стратегии разрешения конфликтов.
На наш взгляд, более продолжительные программы подготовки персонала значительно бы улучшили ситуацию.
В связи с вышеизложенными выводами по развивающему эксперименту нами было рекомендовано:
- пересмотр руководством своих подходов в организации производственного процесса, стилей взаимодействия с коллективом и мотивации персонала;
- соблюдение трудового кодекса РФ;
- регулярное провидение различных профессиональных тренингов и семинаров для персонала с целью улучшения корпоративной культуры, элиминации конфликтов и конструктивного выстраивания отношений, как по «вертикали» (руководитель-сотрудник), так и по «горизонтали» (сотрудник-сотрудник, сотрудник-гость);
- системно проводить мониторинг конфликтов и конфликтных ситуаций с целью своевременного конструктивного их разрешения.
Все представленные нами выводы, свидетельствуют о том, что все задачи курсовой работы реализованы, цель достигнута.
В теоретико-методологической области обобщены полученные теоретические знания: в плоскости общего понимания конфликта и в частности межличностного и производственного конфликтов, управления поведением в межличностном и производственном конфликтах.
В практической области: полученные результаты развивающего эксперимента и рекомендации, возможно использовать в деятельности ресторана с целью элиминации и конструктивного разрешения конфликтов.
Список использованной литературы
- Андриенко Е. В. Социальная психология. – М., 2000
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 1992
- Бабосов Е. М. Социология управления. – Минск, 2000.
- Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб пособие. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «Тетрасистемс», 2011
- Большой психологический словарь // Сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2004
- Зигерт В ., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.
- Келли Г., Тибо Дж . Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология, 1984.
- Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995.
- Майерс Д . Социальная психология в модулях. – СПб., 2006
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992,
- Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. – М., 1997.
- Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. – М., 1989
- Обозов Н. Н. Межличностные отношения // Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования. – пер.Л., 2005.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Издательский дом «БАРАХ-М», г. Самара, 2006г.
- Психология. Словарь. /Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990.
- Хасан Б. И., Сергоминов П. А. Психология конфликта и переговоры. – М., 2004.
- Шейнов В.П. Управление конфликтами.//ООО Издательство «Питер», 2014г.
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.//Электронный ресурс. Сайт «Академик» / URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/19183 (дата обращения 15.06.2017г.)
- Adams J. S. Inequity in social exchange. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (vol. 2, p. 267–299). N. Y.: Academic Press, 1965.
- Schumpeter J. The sociology of imperialism. – N. Y.: Meridian Books, 1955.
Приложение 1.
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «Разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо решать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
- Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- Компромисс;
- Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
ОПРОСНИК
- А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
- А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
- А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
- А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
- А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
- А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
- А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
- А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б, Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
- А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б.Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если она также идет мне на встречу.
- А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
- А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
- А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
- А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
- А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, Чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
- А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б |
|||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б |
|||
4 |
А |
Б |
|||
5 |
Б |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
0 |
А |
Б |
|||
1 |
А |
Б |
|||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А |
|||
16 |
Б |
А |
|||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А |
|||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А |
|||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А |
|||
25 |
А |
Б |
|||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б |
|||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими текстами, так и отдельно. Затраты времени – не более 15-20 минут.
Приложение 2.
Методика диагностики самооценки психологических состояний
(по Г. Айзенку)
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.