Файл: «Управление поведением в конфликтных ситуациях»(Понятие, типология и виды межличностного конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на непродолжительное время подготовки, были отмечены позитивные тенденции: снижение напряженности в отношениях; большинство участников группы отметили снижение агрессии и тревожности; многие осознали причины конфликтов на работе и стали применять на практике конструктивные стратегии разрешения конфликтов.

На наш взгляд, более продолжительные программы подготовки персонала значительно бы улучшили ситуацию.

В связи с вышеизложенными выводами по развивающему эксперименту нами было рекомендовано:

- пересмотр руководством своих подходов в организации производственного процесса, стилей взаимодействия с коллективом и мотивации персонала;

- соблюдение трудового кодекса РФ;

- регулярное провидение различных профессиональных тренингов и семинаров для персонала с целью улучшения корпоративной культуры, элиминации конфликтов и конструктивного выстраивания отношений, как по «вертикали» (руководитель-сотрудник), так и по «горизонтали» (сотрудник-сотрудник, сотрудник-гость);

- системно проводить мониторинг конфликтов и конфликтных ситуаций с целью своевременного конструктивного их разрешения.

Все представленные нами выводы, свидетельствуют о том, что все задачи курсовой работы реализованы, цель достигнута.

В теоретико-методологической области обобщены полученные теоретические знания: в плоскости общего понимания конфликта и в частности межличностного и производственного конфликтов, управления поведением в межличностном и производственном конфликтах.

В практической области: полученные результаты развивающего эксперимента и рекомендации, возможно использовать в деятельности ресторана с целью элиминации и конструктивного разрешения конфликтов.

Список использованной литературы

  1. Андриенко Е. В. Социальная психология. – М., 2000
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 1992
  3. Бабосов Е. М. Социология управления. – Минск, 2000.
  4. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб пособие. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «Тетрасистемс», 2011
  5. Большой психологический словарь // Сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2004
  6. Зигерт В ., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.
  7. Келли Г., Тибо Дж . Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология, 1984.
  8. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995.
  9. Майерс Д . Социальная психология в модулях. – СПб., 2006
  10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992,
  11. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. – М., 1997.
  12. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. – М., 1989
  13. Обозов Н. Н. Межличностные отношения // Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования. – пер.Л., 2005.
  14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Издательский дом «БАРАХ-М», г. Самара, 2006г.
  15. Психология. Словарь. /Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990.
  16. Хасан Б. И., Сергоминов П. А. Психология конфликта и переговоры. – М., 2004.
  17. Шейнов В.П. Управление конфликтами.//ООО Издательство «Питер», 2014г.
  18. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.//Электронный ресурс. Сайт «Академик» / URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/19183 (дата обращения 15.06.2017г.)
  19. Adams J. S. Inequity in social exchange. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (vol. 2, p. 267–299). N. Y.: Academic Press, 1965.
  20. Schumpeter J. The sociology of imperialism. – N. Y.: Meridian Books, 1955.

Приложение 1.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «Разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо решать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. Компромисс;
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.


В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

ОПРОСНИК

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.


  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б, Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б.Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если она также идет мне на встречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, Чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.


Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

Б

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

0

А

Б

1

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими текстами, так и отдельно. Затраты времени – не более 15-20 минут.

Приложение 2.

Методика диагностики самооценки психологических состояний

(по Г. Айзенку)

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.