Файл: «Управление поведением в конфликтных ситуациях»(Понятие, типология и виды межличностного конфликта).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и методологические основания исследования конфликта и конфликтного поведения
1.1. Определение понятия «конфликт»
1.2. Понятие, типология и виды межличностного конфликта
1.3. Конфликтное поведение. Структурные компоненты и этапы развития конфликта
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях
2.1. Стили, правила и алгоритм бесконфликтного поведения в межличностном общении
2.2 Управление поведением при разрешении производственных, организационных конфликтов
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблема конфликта всегда существовала, существует и будет существовать, так как наличие противоречий и их столкновение неизбежно в любом обществе и во все времена. Это связано с одной стороны с самой природой человека, а с другой стороны с законом единства и борьбы противоположностей. Наличие конфликта не всегда деструктивно. В случае осознанного, конструктивного подхода к его разрешению, можно приобрести неоценимый опыт и знания об окружающей нас действительности и людях.
Современное общество развивается и существует в постоянном стрессе, что, конечно же, влияет на частоту и характер возникающих конфликтов; порождает агрессию, разобщенность и непонимание.
На наш взгляд очень важно обратить внимание общества на тот факт, что управлению поведением в конфликте необходимо учиться. Особенно это важно в профессиональной сфере ориентированной на взаимодействие с другими людьми.
Ресторанный и гостиничный бизнес, как ни какой другой, наиболее часто сталкивается с проблемой конфликта и нуждается в научном подходе к управлению поведением в конфликте. Именно с вышеизложенным связан выбор нами темы «Управление поведением в конфликте».
Цель нашей работы – изучение способов управления поведением в межличностном конфликте и развитие навыков управления поведением в конфликте.
Объект исследования: конфликт, его типы виды и структура.
Предмет исследования: управление поведением в конфликте.
Во взаимосвязи с обозначенной целью, объектом и предметом исследования, перед нами стоят следующие задачи:
- Изучить различные теоретические подходы к изучению понятия «конфликт».
- Изучить теоретическое понятие, типологию и виды межличностного конфликта.
- Изучить понятие конфликтное поведение, структурные компоненты и этапы развития конфликта.
- Изучить стили, правила и алгоритм бесконфликтного поведения в межличностном общении.
- Изучить причины производственных, организационных конфликтов и способы управления поведением в производственных конфликтах.
- Разработать и реализовать развивающий эксперимент по развитию навыков продуктивного управления поведением в конфликте персонала ресторана (на примере Ресторана-бара «Филин», г. Рязань).
- Проанализировать и обобщить полученные знания и результаты развивающего эксперимента.
Практическая значимость нашей работы состоит в следующем:
- В обобщении полученных теоретических знаний в области общего понимания конфликта и в частности межличностного и производственного конфликтов.
- В обобщении теоретических знаний в области управления поведением в межличностном и производственном конфликтах.
- В применении полученных результатов развивающего эксперимента в деятельности ресторана.
В целях научности и обоснованности нашей работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов.
Наиболее значимыми и полными, на наш взгляд, являются труды: Анцупова А. Я., Шипилова А. И. «Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель» 1992г. и Шейнова В.П. «Управление конфликтами» 2014 г.
Анцупов А.Я и Шипилов А.И. в своей работе обобщили и проанализировали более 52 определений конфликта с рассмотрением всех компонентов входящих в каждое определение.
В труде отечественного психолога, конфликтолога, социолога В. П. Шейнова раскрыты психологические механизмы возникновения и развития конфликтов, рассмотрены внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, конфликтные и «трудные» личности.
Проанализированы конфликты в организациях и на предприятиях, в школах и вузах, конфликты между супругами, между родителями и детьми.
Предложена технология управления конфликтами, включающая их прогнозирование, предотвращение и разрешение. Наиболее полного научного представления всех сторон конфликта у современных авторов нет.
Именно эти труды послужили основой нашего теоретического исследования.
В качестве вспомогательных источников нами использовались труды: Бабосова Е. М. «Социология управления» 2000г.; «Большой психологический словарь» // Сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 2004г.; Зигерт В ., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» 1990г.; Келли Г., Тибо Дж . «Межличностные отношения. Теория взаимозависимости»; Крегер О., Тьюсон Дж. «Типы людей и бизнес» 1995г.; Кроник А., Кроник Е . «В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений» 1989г.; Хасан Б. И., Сергоминов П. А. «Психология конфликта и переговоры» 2004г.
Теоретические и методологические основания исследования конфликта и конфликтного поведения
1.1. Определение понятия «конфликт»
Изучение любого понятия, явления начинается с его определения. Это необходимо для четкого понимания объекта и предмета исследования, выявления внутренних связей и использования этого определения в практической деятельности.
В настоящее время отсутствует сложившееся общепризнанное определение понятию «конфликт».
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение.
Б. И. Хасан отмечает: «Любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий противоречие, буквальное или мыслимое, себя и выявляет» [16, С.33].
А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский дают следующее определение понятию конфликт: «это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [15, С.174].
По их мнению, в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликтная ситуация, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или деструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или более лиц (межличностный конфликт) [15, С.174-175].
А.Я.Анцупов и А. И. в результате анализа 52 определений конфликтов, как внутриличностных, так и межличностных, пришли к выводу, что все определения конфликта опираются на два ключевых понятия: в одних определениях конфликт трактуется как противоречие между различными сторонами личности, в других – как столкновение, борьба личностных тенденций.
Анализ определений межличностного конфликта позволил авторам выделить следующие его основные свойства:
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами сторон как основа конфликта;
2) противодействие субъектов конфликта;
3) стремление любыми способами нанести максимальный ущерб оппоненту, его интересам;
4) негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу [17, С.3].
Однако, чем больше признаков некоего понятия входит в его определение, тем более сложно определить его предметное поле. Следовательно, попытка дать некое общее определение понятия, в наибольшей степени отвечающее взглядам на него многих авторов, не исключает вероятность ошибочных.
Исходя из этого А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предложили следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [2, С.8].
В свою очередь Д. Майерс дает следующее определение конфликта: «Конфликт – это воспринимаемая несовместимость действий или целей» [9, С.287]. С нашей точки зрения данное определение наоборот слишком сужает представление о сущности конфликта.
В.Шейнов дал обобщающее определение: «конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам» [17, С.3].
Необходимо отметить, что данное определение конфликта охватывает все его разновидности – внутриличностные, межличностные и межгрупповые. Во внутриличностном конфликте сторонами выступают личностные образования (структуры, индивидуальные особенности личности), в межличностном столкновения интересов, личностных структур и мотивов участников конфликта, а в межгрупповом, сторонами конфликта являются группы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- столкновение – conflictus – предполагает открытый характер действий сторон.
- при этом известны лишь действия сторон, которые воспринимаются как угроза, а ценности, мотивы, интересы и истинные цели каждой из сторон конфликта могут быть скрыты;
- любой конфликт субъективен. Мы имеем ввиду субъективное восприятие, поскольку: каждый человек оценивает события через призму собственных представлений и опыта и нам недоступен внутренний мир другого человека.
- довольно сложно дать общее полное определение конфликта в силу наличия множества его признаков. Учитывая одни признаки в определении, мы неизбежно упускаем другие. Именно поэтому на данный момент не существует четкого определения понятия конфликт.
1.2. Понятие, типология и виды межличностного конфликта
В сфере ресторанного и гостиничного бизнеса, чаще всего приходится сталкиваться с межличностными конфликтами. В связи с этим нами особое внимание уделяется классификации и видам именно межличностных конфликтов.
Рассмотрим наиболее подробно само понятие межличностного конфликта.
Межличностный конфликт – это столкновение интересов отдельных индивидов в процессе их взаимодействия [5].
По определению В.Шейнова «межличностный конфликт – это столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок индивидов, когда удовлетворение стремлений одного из них воспринимается другим как ущемление его интересов» [17, С.61].
Межличностные конфликты возникают практически во всех сферах деятельности, как в быту, так и на производстве.
Межличностные конфликты происходят как между постоянно взаимодействующими людьми (коллектив), так и между случайно встретившимися (гости и обслуживающий персонал).
Исходя из определений конфликта, можно сделать вывод, что общим социально-психологическим механизмом возникновения межличностных конфликтов является: несовместимость интересов, целей, мотивов, индивидуальных психологических особенностей личности взаимодействующих индивидов, несовместимости стереотипов поведения и ценностей [17, С.59].
Чаще всего на возникновение конфликтов влияют пять факторов, в сильной степени воздействующих на межличностные отношения индивидов :
1) личностные особенности индивида (его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления о самом себе);
2) социальные роли, исполняемые индивидом;
3) эмоциональные отношения индивида с окружением;
4) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения;
5) поведение индивида.
В межличностных отношениях нередко возникают противоречия, вызванные неадекватной оценкой себя и других. Их можно условно разделить на четыре вида:
1) завышенная оценка себя и партнера;
2) завышенная оценка себя и заниженная – партнера;
3) заниженная оценка себя и завышенная – партнера;
4) заниженная оценка и себя, и партнера.
Как правило, к конфликту приводит завышение своих личных достоинств, умений, способностей и т. п. и принижение таковых у партнера » [17, С.59-61].