Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «нравственное воспитание»
1. 2. Основные психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
3.1. Программа нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Коррекционные задачи:
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие представлений об окружающем;
- развитие познавательных процессов;
- формирование положительной Я – концепции;
- создание условий для повышения уровня нравственности;
- повышение представлений о нравственности, собственной значимости, ценности;
- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
- оказание психологической поддержки;
- поиск ресурсов.
Для решения поставленных задач нами подобраны следующие средства реабилитации:
- Беседа.
- Дискуссия.
- Чтение литературных произведений.
- Изотерапия
- Сказкотерапия
- Элементы недерективной игровой терапии (Основоположник В. Экслан)
- Песочная терапия
- Проектная деятельность
Анализ данных проведённого эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
Уровень нравственности младших школьников до и после коррекционно-развивающихся занятий, представленных в программе, изменился и имеет статистическую связь, что доказано математическим путём с помощью критерия ранговой корреляции Вилкоксона.
Результаты проведённых расчетов по методикам попали в зону значимости, что в свою очередь позволяет утверждать, что после коррекционных мероприятий уровень нравственности данной целевой группы повысился, тем самым гипотеза исследования о том, что комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику – подтверждена.
Следовательно, внедрённая в комплексный процесс образования комплексная программа реабилитации нравственного развития в начальной школе способствовала профилактике, развитию нравственных ценностей детей начальной школы, что позволило сформировать условия в целях осмысления детьми значимых для себя норм и правил поведения, формирования ценностного отношения к себе, людям, находящемуся вокруг обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была посвящена формированию уровня нравственности детей школьного возраста.
В качестве основной цели данного исследования было выявить и оптимизировать педагогические условия форм и методов нравственного воспитания средствами арт –терапии детей младшего школьного возраста.
В ходе нашего эксперимента наша цель была, подтвердить выдвинутую нами гипотезу, что уровень нравственности в начальной школе повыситься с помощью применения средств арт –терапии.
Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов:
Первый этап педагогического эксперимента, который можно обозначить в качестве констатирующего этапа, был направлен на выявление основных характеристик нравственной воспитанности детей в младшей школе целевой группы.
Экспериментальная часть исследования подтвердила следующие факторы:
- Средства арт –педагогики способствуют наиболее эффективному уровню нравственности;
- Повысить нравственность у детей можно по средством комплекса традиционных методом и методов арт -терапии;
- Полученные результаты подтвердились при их обработке.
Так же, в результате проведённых занятий у детей произошли следующие изменения: повысились представления о нравственности. Родители стали более ответственными, у них произошло осознание того, как важно всматриваться в глаза Детства, чтобы не пропустить зарождение Добра, и остановить чуть проклюнувшее Зло. Вот почему нам, взрослым больше нужно обращаться к ребёнку, еще никак не отверженному нашей душой, для того чтобы проконтролировать, не разучились ли мы находиться по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Мыслитель, имя которому Верность, Любовь, Добросердечность, Понимание. Воспитание нравственности эффективны, если используется систематическое использование сказки в воспитательном процессе, а также система цикла занятий, направленных на повышения уровня нравственности.
Как показало проведённое исследование, одним из общих факторов низкого уровня нравственного воспитания являются: низкий уровень нравственного воспитания в семье, не понимание терминов нравственности, неосторожное вмешательство во внутренний мир ребенка по этой теме. Основными психологическими воспитательными воздействиями на развитие нравственности являются: анализ литературных произведений (сказок), совместная проектная деятельность и её представление, применение техники изотерапии в осознании своих чувств, повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Психолого-педагогическая технология повышения уровня нравственности проходит через формирование конструктивных родительских позиций к воспитательному процессу по этой теме, применение системы педагогической и психологической работы по формированию уровня нравственности с применением средств арт –терапии. Особенно важно помочь родителям сформировать субъектное отношение к ребёнку в межличностных отношениях с родителями.
Уровень нравственности младших школьников до и после коррекционно-развивающихся занятий, представленных в программе, изменился и имеет статистическую связь, что доказано математическим путём с помощью критерия ранговой корреляции Вилкоксона.
Результаты проведённых расчетов по методикам попали в зону значимости, что в свою очередь позволяет утверждать, что после коррекционных мероприятий уровень нравственности данной целевой группы повысился, тем самым гипотеза исследования о том, что комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику – подтверждена.
Следовательно, внедрённая в комплексный процесс образования комплексная программа реабилитации нравственного развития в начальной школе способствовала профилактике, развитию нравственных ценностей детей начальной школы, что позволило сформировать условия в целях осмысления детьми значимых для себя норм и правил поведения, формирования ценностного отношения к себе, людям, находящемуся вокруг обществу.
То есть в том случае, если намеченная нами программа будет выполняться, то это будет иметь положительную динамику в развитие нравственности у детей. Важно учесть, что очень много зависит от семьи, в которой воспитывается ребёнок и от отношений в коллективе.
Так же можно сделать вывод о том, что любая работа с детьми более эффективна, если она ориентирована на потребности детей, не наносит им чувства навязчивости и является эффективным моментов в развитие моральных норм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. -127с.
- Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 15-18.
- Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
- Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание школьников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80 с
- Большой энциклопедический словарь, 2-е обновлённое и исправленное издание // Под ред. А. М. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. -270 с.
- Вареца Е.С. Нравственное воспитание школьников средствами сказки // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4 (146). – С. 34-38.
- Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
- Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
- Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2007. — 384 с.
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
- Долженко Л. В. Детская литература советского периода как компонент круга чтения школьников // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 2 (74). - С. 56-67.
- Дубова М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников (на материале произведений для детей писателей Серебряного века) // Пед. образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 19-21
- Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
- Климова С. А. Художественная литература как важнейшее средство формирования нравственной культуры у школьников / С. А. Климова, Н. А. Марченко, М. А. Пятин // Соврем. образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIII междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 260-263
- Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
- Люблинская А. А. О моральных представлениях и моральных привычках // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. -11-15 с.
- Методические основы воспитания. [Электронный // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
- Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
- Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2017. - N 7. - с.21-29.
- Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.: Просвещение, 1986. – 375 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.- 271 с.
Приложение 1
И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).
Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Предъявление задания:
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
- баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
- балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
- балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
- балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.