Файл: Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством участия последних в творческой деятельности.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников
Гܲлܲаܲвܲа 2. Изучение развития духовно-нравственных у младших школьников
2.1. педагогической работы по духовно-нравственных у детей младшнго возраста
2.2. Диагностика уровня -нравственной младших школьников
2.ܲ3. Работа по духовно-нравственному в начальной школе
Внутренний формируется благодаря деятельности в интеллектуальной, , эмоциональной, сферах. Готовность свои побуждения пред и знанию о человеческого бытия ает самооценку личности, чувство собственного тва. Сформированные контроля способствуют ому развитию нравственных личности в процессе ения и .
Педагогический смысл по духовно - нравственному ста личности младшего состоит в , чтобы помогать продвигаться от элементарных поведения к более уровню, требуется самостоятельность ятия решения и выбор.
В педагогической описывается методов и приемов воспитания. Очевидно, они не одинаково на формирование моти нравственного поведения. и особенно различных вер методов накоплено много, разобраться в них, вы адекватные целям и обстоятельствам помогает их упорядочение, . Но явления воспита очень сложны и , а потому единое еское для классификации способов педагогического найти трудно.
, например, по методы воздействия разделить на два :
- Влияния, создающие установки, , отношения, формирующие , понятия, идеи,
- , создающие привычки, ющие или иной поведения.
Наиболее и современной представляется клас, в которой такие группы :
- Методы разностороннего на сознание, чувства и учащихся в формирования у нравственных взглядов и (методы формирования личности);
- организации деятельности и опыта общественного поведения;
- стимулирования поведения и .
Первый правильно организованного – знание (понимание) тех норм и поведения, ко должны быть в процессе воспитания. Мотивы делятся на смыслообразующие и . Для начальных классов задачей является ование смыслообразующих . Ведь, , трудно воспитать, выработать качество, не добившись прежде ясного понимания этого . К влияниям, которые нравственные установки, ющие мотивы, отношения, представления, поня, идеи, относятся , получившие общее методов формирования личности.
этой группы важны и для прохождения важного воспитательного процесса – ования чувств, переживания требуемого ения. ученики остаются к педагогическому воздей, то, как известно, развивается и редко достигает намеченной . Глубокие чувства тогда, когда школьниками облекается в яркие, вол образы.
В учебных прежних лет этой назывались и выразительнее – методами , поскольку главное их – формирование убеждений. Не знания, а стимулируют поступки , поэтому не столько и суждения, нравственная уверен в общественной необходимости и полезности опреде типа должна формироваться на развития . Методы достигают , когда у иков сформировалась активно включаться в тренную содержанием деятельность.
в воспитательном ходе при использова разных приемов и : прочтение и ание притч, басен, рассказов; этические , разъяснения, внушения, , пример.
из методов имеет специфику и область ения. Невзирая на несложность, без исключе методы этой требуют большой квали. Разберем более по содержанию и применению ме словесно-эмоционального воздействия: , разъясне, этическую беседу и наглядно-практического воздейст пример.
В младших часто рассказ на этиче тему. Это эмоциональное изложение фактов и , имеющих нравственное . Воздействуя на , рассказ помогает понять и усво смысл моральных и норм поведения. рассказ не только содержание понятий, но и вызывает у положительное отношение к , соответствующим нравственным , влияет на .
У рассказа на этическую несколько функций:
- источником знаний,
- нравственный личности опытом дру людей,
- служить использования положительного ера в воспитании.
К эффективности этического относятся следующие:
должен соответствовать опыту иков. В младших он краток, эмоционален, , соответствует детей.
сопутствуется картинками, могут стать про живописи, фото, народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо по музыка-льное .
Ситуация имеет значение для этического рассказа. воздействие окружающей должно соответствовать и содержанию .
Рассказ производит впечатление только , когда выполняется . Неумелый, рассказчик не может на успех.
Рассказ должен переживаться . Нужно позаботиться, впечатления от него как можно дольше. воспитательное значение рассказа снижается только того, что после него дети к делу, нно отличному и посодержанию, и по , например к спортивному нию.
Объяснение –м эмоционально влияния на воспи. Важная черта, разъяснение от объясне и рассказа, – воздействия на данную группу отдельную личность. этого метода тся на знании класса и личностных ств членов . Для младших применяются рные приемы и разъяснения: «Действовать таким образом», « без исключения делают» и т. п.
Объяснение только там и тогда, когда действительно что-то пояснить, сооб о новейших нравственных , таким образом иять на его соз. Однако разъяснения не нужны там, речь идет, о и очевидных нормах ния в школе и :нельзя парту, грубить, плевать и. т.д. необходимы категорические . Разъяснение применяется:
а)ч сформировать закрепить новое качество или поведения;
б)для выработки отношения к определенному поступку, уже совершен.
В тике школьного воспитания разъяснение опирает некритическое школьником педагогического .Внушение, проникая но в психику, действует на в целом, установки и мотивы . Младшие школьники внушаемы. Учитель, на эту психики, должен ьзовать внушение в случах, когда должен при определенные установки. используется для усиле воздействия иных воспитания.
отметить, что неквалифицированном примене рассказ, разъяснение, могут форму нотации. , как известно, не достигает цели, а вызывает у воспитанников, желание вопреки. Нотация не формой убеждения.
В с учащимися возрастных групп широко этическая беседа. В литературе она и как привлечения учащихся обсуждения, анализа и выработки нравственных оце, и как разъяснения школьникам нравственности и их , и как средство системы мо представлений и понятий, в свою очередь упают в качестве для нравственных убеждений и .
Этическая беседа – систематического и последовательного знаний, участие обеих – воспитателя и воспитанников. выслушивает и учитывает , точки своих собеседников, свои отноше с ними на принципах и сотрудничества. еской беседа потому, что ее чаще всего ста нравственные, , этические проблемы. этической – углубление, упрочение понятий, обоб и закрепление знаний, системы нравствен взглядов и убеждений.
беседа – привлечения воспитанников к выра правильных оценок и по всем волнующим их во. Обсуждая , конкретные поступки, легче постигают их и значение.
Особенность этических в начальных классах в , что в них включать инсценировки, отрыв художественных произведений, деклама при этом нельзя вать, что в этической беседе должен живой об мнениями, диалог. ее проведения классному елю необходимо провести по углублению нравственных понятий, поведения, организуя деятельность детей.
этической зависит от соблюдения ряда условий:
Диалог носить проблемный . Воспитатель дол стимулировать нестандартные , помогать школьни самим находить на ответы.
допускать, чтобы беседа развивалась по зара составленному сценарию с за готовых подсказанных в ответов. Необходимо с относиться к мнениям , терпеливо и вырабатывать точку зрения.
допускать также, беседа в лекцию: воспитатель , воспитанники слушают. откровенно высказанные и сомнения воспитателю напра беседу таким образом, ученики сами к правиль пониманию сущности вопроса. Успех зави от того, насколько будет беседы, раскроют ли в воспитанники собственную .
Материал для обязан подобен эмоциональному воспитанников. Только опоре на реальный беседы на отвлеченные могут быть у.
В процессе беседы выявить и сопоставить точки зрения. мнение не может проигнорировано, это со всех точек – объективно, справедливости, культуры .
Правильное руководство беседой заключается в , чтобы ученикам самостоятельно к правильному выводу. учителю нужно смотреть на со или поступки ученика, понимать позицию и связанные с чувства.
В школе этическая имеет простую уру. Здесь предпочтителен путь: от конкретных , их оценки до обобщения и вывода.
Пример- метод силы. Его основывается на известной : явления, воспринимаемые , быстро и труда запечатлеваются в , потому что не ни раскодирования, ни перекодирования, в нуждается речевое воздействие. действует на уровне сигнальной системы, а – второй. дает конкретные для подражания и самым активно сознание, , убеждения, активизирует . Когда говорят о , предпалогают, прежде , пример конкретных людей – роди, воспитателей, друзей. Но воспитательную силу имеет и героев , фильмов, исторических елей, выдающихся .
Психологической основой служит ьность. Благодаря ей овладевают социальным и твенным опытом. Не подражательность непосредственный , часто мы ее наблюдаем в форме – это не механический , не автоматическое ение черт, , опыта определенной , не простое повторе отражение. – деятельность индивида. Ино очень сложно черту, где подража и где начинается . Часто творчество и тся в особенном, своеобразном .
Младшие копируют тех, кто на них наиболее впечатление. Согласно психологов, нную симпатию школьников вызывают отважные, волевые, , обладающие физической силой, йной фигурой, манерой общаться, чертами . При выборе примеров, учитывая закономерности личности, добиваться того, носители добрых были приятны и , а носители по вызывали неприязнь. отсутствии такого твия нужны меры по их . Высоконравственный, но персонаж уместно случае наделить и оценками, вызываемое им чувство , а порочного, но полюбившегося де «героя» суметь и доказательно . Столь же важно возможные случаи ения пассивно-созерцательных . Они не столько побудителем к , сколько предметом , бесплодной мечта.
Жизнь не только положительные, но и примеры.Обращать школьников на негативное в жизни и людей, последствия неправильных по, извлекать правильные не только желатель необхмо. Во месту приведенныйнегативный пример удержать воспитанника от поступка, форми понятие о .
Безусловно, что зависит и от личного воспитателя, его , отношения к , мировоззрения, качеств, авторитета. , что для тва младших авторитет учителя , они готовы подражать во всем. Однако положительного ера наставника увеличивается, он своей личностью, авторитетом действует и последовательно. этого, сила положительного педагога будет стать и тогда, воспитанники , что между словом и делом не расхождений, ко всем он ровно и доброжелательно.
В п литературе описывается и метод формирования личности, как . Он представляет активный нагретый на какую-то тему, ющую воспитанников. значимы , что убеждения, мотивы при столкновении и различных зрения. метод непростой, в основном в и старших классах. В школе можно использовать как , например, в этической .
Нужно отметить, в реальных педагогического процесса воспитания выступают в и противоречивом . Решающее здесь имеет не отдельных «уединенных» , а гармонично организованная их ема. Разумеется, на определенном этапе процесса тот или иной может применяться в или изолированном виде. Но соответственного подкрепления ими методами, без с ними он свое назначе, замедляет движение процесса к запланированной .