Файл: Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством участия последних в творческой деятельности.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников
Гܲлܲаܲвܲа 2. Изучение развития духовно-нравственных у младших школьников
2.1. педагогической работы по духовно-нравственных у детей младшнго возраста
2.2. Диагностика уровня -нравственной младших школьников
2.ܲ3. Работа по духовно-нравственному в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
«…Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в год детства», - писал В.А Сухомлинский.
Эти хорошо известные слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в сегодняшнее тревожное и нестабильное время. И, действительно, сейчас, как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Все без исключения столетия общество возвышенно оценивали религиозно-высоконравственную культурность. Глубочайшие общественно-финансовые преображении, совершающиеся в нынешнем мире, вынуждают нас рассуждать о перспетиве Российской федерации, о ее молодого поколения. На сегодняшнее время измятые высоконравственные ориентиры, растущее происхождение возможно винить в бездуховности, безверии, враждебности. По этой причине значимость трудности обучения младших школьников связана, по крайней мере,, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек существует и формируется, охваченный большим количеством различных ключей мощного влияния на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) каждый день обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, в еще только лишь формирующуюся область нравственности.
В-третьих,само согласно себя обучение никак не обеспечивает высочайшей степени религиозно-высоконравственной воспитанности,поскольку культурность-данное свойство персоны, характеризующее в обыденном действии лица его подход к иным народам в базе почтения и дружелюбности к любому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение высоконравственными познаниями немаловажно и вследствии того, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и представляют понятия о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой устанавливается цель подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и создавать свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Разрешение данной проблемы связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Л.Б.Буева считает,что духовность- это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
В сегодняшние времена школа – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Но тем не менее, она остается своеобразным островком, где несмотря ни на что, бурлит напряженная жизнь с ее проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблем, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывет этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Успех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопонимание, доверие, доброта, радость, поддержка, честность, справедливость и т.д. А все эти духовно-нравственные критерии, ценности обязаны прививать детям мы взрослые – воспитатели, учителя, родители.
Надо согласиться, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет. И возрождение это зависит от каждого из нас. Будем помнить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:
Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку;
Посеешь Привычку – пожнёшь Характер;
Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.
Как высказавылся К.Д.Ушинский: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
В сжатом словаре согласно философии представление нравственности приравнено к суждению мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (аргументы действий, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и социальным единым (коллективом, классом, народом, окружением)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Моральный уклад жизни человека существеннее обихода материального. «Принадлежащий к одной серидине внутреннего обихода, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Любое самоотвержение имеет шаг моральный, благой нравственности, отваги».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных столетий трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в античной Греции в работах Аристотеля о высоконравственном народе рассказывалось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Так как о высоконравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным именуют справедливого, отважного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В академической литературе указывается, что мораль возникла на заре формирования общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Следуя моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим эталоном. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях?
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».Также он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная нацеленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заклю в ее готовности утверждать идеалы общества в сферы деятельности.
В время говорил, что, приучая слушать высокие о нравственности, смысл не понятен, а е- не прочувствован детьми,мы лицемеров, которым тем иметь пороки, что мы им ширмы для этих пороков.
Проанализировав вопрос, можно к выводу, что ос критериями человека могут ься его убеждения, принципы, ценностные ации, а поступки по отношению к и незнакомым людям. Отсюда , что нравственным считать человека, для нормы, правила и морали выступают его взгляды и убеждения (), как привычные поведения.
Привычное формируют повторенные . Оно стабильно человеку в одинаковых, по условиях всегда так, нужно.
1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников
мотивы руководят поступками человека, его размышлять соответствующим образа действий. достичь от учеников осознанного, обоснованного , учитель классов ведет нную работу формированием мотивов, их развитием. В процессе учитель из общественных требова времени. А поэтому мотивы не основа нравст поведения, но и довольно итог воспитания.
понятия о су нравственного воспитания иков меняются не под влиянием научных пций, но и реальных в области воспитания. аненный в не так давно года к воспитательной ориентировал учителя на формы передачи . Поэтому длительные монологи в ании с отдельными . Очевидно не хватало уального , опоры на жизненный ребенка, учета личных особенностей.
инструментом, которого учитель на и организует деятельность , являются обычно зада, которые он перед ребенком. их эффективности необходимо, они были приняты , от чего зависит смысл для него. При необеспеченности заданий со педагога внутреннее их ржание для может резко с их объективным со и с замыслом учителя, .
Иными словами, воспитательные воздействия твуют положительных черт и нравственных только при , если возбуждают у учащихся внутреннее отношение и их собственное к моральному .
Как уже отмечалось, у нравственного сформированы устойчивые мотивы, которые его к тствующему поведению в , а формирование мотивов нрав поведения человека нравственное ание. На этом справедливым можно утверждение о , что формирования таких есть методы нравственного .
Традиционные методы воспитания аны на привитие школьникам и правил общественной жизни. часто они лишь в достаточно сильного контроля (взрослые, мнение, угроза наказания). показателем нравственных личности является контроль, действие ко приводит к эмоциональному дискомфорту, тву собой, если проверенные личным правила жизни.