Файл: Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством участия последних в творческой деятельности.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников
Гܲлܲаܲвܲа 2. Изучение развития духовно-нравственных у младших школьников
2.1. педагогической работы по духовно-нравственных у детей младшнго возраста
2.2. Диагностика уровня -нравственной младших школьников
2.ܲ3. Работа по духовно-нравственному в начальной школе
Гܲлܲаܲвܲа 2. Изучение развития духовно-нравственных у младших школьников
2.1. педагогической работы по духовно-нравственных у детей младшнго возраста
Вопрос воспитания детей одной из проблем, стоящих каждым родителем, и страной в целом. В сложилась ситуация в вопросе воспитания юного . Характерными причинами ситуации : недостаток четких ьных жизненных ориентиров для поколения, внезапное морально-нравственной в обществе, спад работы с детьми и ; резкое снижение подготовки , подмена физического и заботы о здоровом формировании детей.
Из детства все мы в большую жизнь, радостью и страданием, счастья и горя. радоваться и умение мужественно трудности закладывается в детстве. Дети и восприимчивы ко , что их окружает, а достичь им очень многое. Для чтобы стать к людям, надо понимать других, сочувствие, честно свои ошибки, трудолюбивыми, красоте окружающей , бережно относиться к ней. , сложно перечислить все качества будущего общества, но самое , что все эти качества должны сегодня. Взгля на детские ри,там всегда нарисовано оранжевое солнце, небо, густая трава. У удивительное восприятие !
Педагоги, изучают все , что было наработано до люции и ,стараются воспитать здоровую душу, нную духовной энергией, развитую . Применяемые в учебные авторские и разработки уроков, мероприятий особую значимость, так как со частицы опыта преподователей по формированию инте учеников к ценностям родного .
Содержательность и осознанность "образа — Я" у второклассников в их высказываниях-самоопределениях (" — не очень хороший") не различаются. Характеристики и гражданской принадлеж считаются для школьников маловажными. микросредой недостаточно сознательное вырабатывание нравственных , включая взаимоотношения со (это значение жизни было всего 6% : "быть доброй, дружбой", "нельзя маленьких"). Слабеет школьного на выбор нравственных : учителя, литературные , знаменитые в истории прекращают образцами для подражания. В , стремятся быть в жизни на учителя 9% школьников, а на героев — 4% (мальчиков в привлекают былинные , а девочек — сказочные ). Зато для 40% выпу начальной школы становятся эстрадные , манекенщицы, герои кинобоевиков: "Я быть таким, как Белый. ". Только у 14% образа их будущей к связи с определенной профессией смыслы бескорыстного блага другим, обществу. прослеживается меркантилизация ориентаций: "Я хочу банкиром, потому что он и хорошая ".
В представлениях детей о человеческих ценностях вные ценности вытесняются , и соответственно, желаний детей узколичные, "продовольственно-вещевые" по . В оценках окружающего у 1,2% школьников их религиозные воззрения. отношение к Родине, родному выражают в своих всего 3% . Вместе с тем имеются негативного отношения к Отечеству ("хочу жить в ").
В высоконравственном учеников начальных весьма актуальным формирование отношений между , воспитание у них действенных чувств.
В этом в школе с проводится много мероприятий: беседы на темы, чтение литературы, положительных и отрицательных детей. Но для того вся эта система воспитательных была эф, необходимо, чтобы воздействие педагога силу создающего.
устройством, успешное вступление детей в жизнедеятельность, считается ическая подготов, что и содержит степень умственного и тного развития , в том числе и коммуникативные готовности к обучению.
Значимым формирования нравственной ребенка делается коллективной детей, содействующая общения и взаимоотношений друг с другом, в которых усваивает общественно- опыт, получает о другом человеке и о себе, о с возможностях и потенциалах.
процесс планируется и во взаимосвязи духовного и направлений, а деятельность является продолжением начатой на работы. Ведущим на является воспитание, причем при планов, содержания воспитательной учитывается возраст , прослеживается в развитии личности .
Патриотическое воспитание частью духовного . Классные , праздники посвященные “ Победы”, литературные , “Дни духовности и ” предполагают с интересными .
В школе могут праздники:
сентябрь ( знаний);
(Посвящение в ученики-первоклассники);
(Дни духовности и );
декабрь (Крещенские );
январь ( Христово);
февраль ( патриотической песни);
(Неделя малышей);
(Пасха);
май ( славянской письменности).
поделиться опытом классного часа, проходил в 4 СОШ №3. Его тема «Мир отношений». его проведения переняли у клуба «Что? Где? ?». Классный час проходил в викторины и назывался « — нельзя?».
На доске помещен с изображением совы — сим мудрости. К нему разноцветные бумаги, на обороте написаны правильные на вопросы, а сами во прикреплены совы в конвертах тех же . Вопросы даны в ситуаций, на которые , подумав, коллективно . Конвертов семь, они в порядке радужного — символа радости, счастья.
Уч садятся за столы группами и решают кто будет команды. По капитаны выходят к , берут один из и читают всему вопрос-ситуацию. коллективно находят . Первыми высказывают точку зрения ка, а потом или поправляют остальные . В конвертах находятся такого типа:
на палочку, старый человек. Он , чтобы отдохнуть. И бредет. Мальчики, за ним, начали его походку, сгорбились, еле ноги — дети смеются.
Что вы можете о таких ?
В автобусе очень , все едут с работы. занимает освобо место и с смотрит на тех, кто стоит.
Как была поступить ?
После того как выскажут мнение, приведут примеры, педагог листочек с ответом, прикреплен к , и читаю “мнение” СОВЫ.
В из конвертов было три вопроса — это означало . В другом была команда музыкальную паузу, мы с удовольствием провели, вальс ( приглашали девочек).
А в викторины была статья Л. Н. Толстого “еды с детьми по вопросам”.
Такая проведения разнообразила классные часы и активность у пассивных ребят.
проводятся посиделки с , учащимися, конкурсы “, мама и я – семья”.
Веселые , соревнования, игры и прогулки на свежем оказывают помощь в оздоровлении не тела, но и души. работу по природоведению, устной и речи на уроках и русского языка, т.е. основных предметов, к выводу, что уч мало знают о родине, своем крае, не знакомы в степени с его и настоящим. Но даже небольшой объем ала носит абстрактный . Неточность к трудности восприятия и данного материала. повысить познавательный к истории , его прошлого, настоящего и , к природе родного , следует обратиться к данной и поиску путей ее .
Для чего же следует свой край? Что ? Как препода краеведческий материал?
важным этапом по краеведению является аправленная и внешкольная воспитательная . Большое значение связь с социосредой( , учреждениями , способными помочь в социальной, культурной, среды родного ). Такая краеведческой работы бствует осознанию места в окружающем (“Я — мой город”), (“Я мой , мой край, мое Отечество”). Она не скатиться на позиции при изучении края и в то же содействует гражданственности.
Для чего же свой край в школе? Остановимся на более . Именно в начальной закладываются основы интереса к изучению как окружающего микроклимата, создаются для формирования нравст чувств. Ребенок на для него осознает важность и лично для него микроклимата; в привычном он открывает стороны, учится с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение п комплексное изучение края. поле деятельности изучение предмета “оведение”. Тут, необходимо и расширять ения учащихся о своем , природных условиях и , об особенностях человека и . Основными направлениями геологическое строение, условия, растительный и мир... Осозновая, что на основе знаний убедить учащихся в заботливо относиться к , выбираются раз формы и методы : экскурсии, беседы, творческие , встречи с людьми профессий и т.п.
родители уже привыкли к безответственности, которую в нас на протяжении последних .
Но не стоит согласие на эту разрушительную . Для этого надо свои учебные , делать все, помогать людям и в очередь детям к Богу, чтобы рдиться на верном фундаменте.
– это не система, это жизнь в . И православным наше получается тогда, когда мы совершать его в . Здесь речь не только о , но и о других религиях, так как они несут и людям человеческие ориентиры.
Благочестивая и жена, , нежная, твердая и в жизненных невзгодах, семье и Отечеству – это и русской и наша история, это , тревога и забота дней. Как воспитать такой? , это немыслимо без восстановления памяти, возрождения национальной традиции. В каждого года учителя итоги, было ли жить ребятам в . Для этого детям анкету. вопрос был такой: “ наши общие тебе интересными и больше запомнились? Дети много мероприятий, за год, а те ученики, пришли вновь, на: “Я узнал(а), что в школе не скучать, а жить и весело”. На “Чему научили наши дела?” написали, что они научились Родину, город, научились природу, добросовестно , узнали цену и доброты, ости, научились помогать другу и не оставлять в беде.
Наблюдения , что у ребят дружеские отношения, они быстро договориться, редко ругаются, и спорят по вопросам. Единое выполняют дружно, , кому нужна , стремительно помочь друг , слушаются старосту и . Детские коллективы согласно хороших манер. немаловажно воспитывать в доброту, щедрость , уверенность в , умение наслаждаться окру миром. Это подготовит к вступлению во “взрослую , с ее нормами и , привьёт им оптимистическое вос жизни, сделает их , стремящимися сделать нашу еще лучше.
ачественное образование это в очередь, становление , обретение им себя, образа, индивидуальности, , творческого начала. сформировать человека – помочь ему в мире и согласии с , природой, культурой, .
2.2. Диагностика уровня -нравственной младших школьников
Для чтобы выявитьу школьников уровнь ования – нравственных качеств узнать категориальную нравственности.Поэтой в самом работы предстояло на вопрос: какие в нравственном сознании базовыми? У , Сократа, Аристотеля такие категории, как добро, зло, , мужество, умеренность, спра, счастье, , В средние века понятие «мило», в более позднюю эпоху - «» (И. Кант), «вина» (Гегель). образом, было десять категорий.
мы попросили учеников разъ, как они понимают им слова. Из опрошенных 24 первоклассника (11 и 13 мальчика), Опрос дился индивидуально.
ответов первоклассников в табл. 1. Объ все понятия 8 человек (4 и 4 мальчика), отказались это 3 человека (1 девочка и 2 ).
Итак, легче всего объяснить, что такое «», «зло», «добро», ,« », и сложнее, «дие», «мудрость».
значение смысла «дружба», дети , что это «люди дружат собой». Очень в ответах звучали оп проявления дружбы, как «никогда не ссо, уважают друг », «понимают друг », «помогают друг другу», «когда не дерутся и вместе». Часто давали только эмо оценку: «это шо», «это ».
В толковании зла следует три группы ответов. , наиболее многочисленная, с действием -«это бьют», «когда убивают», « человек делает плохое», «когда все де». Вторая па ответов связана с другого человека (« злой человек») или себя (« я, когда плохой»). Третья вновь представ только эмоциональную явления: « плохо».
Слово д, в представлении отвечающих -« делают добрые », «всем по», «всех защищаешь», « не дерутся», «когда всем », «когда ты добрый». При существуют ительные различия в девочек и мальчиков. Для добро связано всего с («это когда хочет помочь в », «это когда »), для вторых - с внешних конфликтов (« когда никто не », «никого не обижают»). первоки включили «добро» в : «добро - это когда нет ». Ответов, связанных с эмоциональной предъявленной категории, не .
Несмотря на то что категории «бода» и «долг» преоб большинство учащихся, их мание далеко от ьного.
Статистика первоклассников виде таблицы:
Объяснили |
Не объяснили |
|||||||
мальчики |
девочки |
|||||||
Кол-во |
% |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
1. |
9 |
67,7 |
10 |
72 |
1 |
32,3 |
3 |
27,9 |
2. Свобода |
4 |
77,4 |
7 |
86 |
7 |
22,6 |
4 |
13,95 |
3. |
9 |
35,5 |
9 |
58,1 |
2 |
64,5 |
4 |
41,9 |
4.Мужество |
11 |
54,8 |
10 |
53,5 |
1 |
45,2 |
3 |
46,5 |
5.Умеренность |
10 |
32,3 |
5 |
11,6 |
5 |
67,7 |
4 |
88,4 |
6.c |
10 |
61,3 |
8 |
65,1 |
2 |
38,7 |
2 |
34,9 |
7 Дружба |
10 |
96,8 |
11 |
95,3 |
1 |
3,2 |
2 |
4,7 |
8. |
11 |
93,5 |
13 |
79,1 |
0 |
6,5 |
0 |
20,9 |
9. Зло |
11 |
90,3 |
10 |
88,4 |
1 |
9,7 |
3 |
11,6 |
10. Милосердие |
5 |
22,6 |
4 |
37,2 |
8 |
77,4 |
8 |
62,8 |
11. Долг |
1 |
67,7 |
3 |
76,7 |
10 |
32,3 |
10 |
23,3 |
12. |
5 |
48,4 |
13 |
69,8 |
6 |
51,6 |
0 |
30,2 |