Файл: Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством участия последних в творческой деятельности.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников
Гܲлܲаܲвܲа 2. Изучение развития духовно-нравственных у младших школьников
2.1. педагогической работы по духовно-нравственных у детей младшнго возраста
2.2. Диагностика уровня -нравственной младших школьников
2.ܲ3. Работа по духовно-нравственному в начальной школе
2.ܲ3. Работа по духовно-нравственному в начальной школе
В с данными можно сделать , что необходимо создать , направленную на воспитание – нравственных младших школьников, можно придержи в течение всего ребенка в звене.
Программы нравственного воспитания с 1 –го по 4-
1-ый класс
общения.
1. слово что ясный .
2.Ежели вы вежливы,
3. идешь по улице.
4. себя.
5. счастья не сулит чья-то.
Отношения к .
1 .Путешествие в волшебную .
2-Я могу волшебником.
3.Маленькое лучше большого .
4.Любимый уголок отчизны.
5.У народа свои .
6.Мы соберём большой .
7.Я люблю маму мою.
8.Поздравляем мам: коллективный праздник.
9. все живое.
Отношения в .
1.Если радость на одна.
2. класс - мои друзья.
3. никому не люб.
4.Поиграем и .
5.0 дружбе мальчиков и .
6.Путешествие в мир мыслей.
7. Доброта что (итоговое заня).
2-ой класс.
общения.
1. песни петь, с веселей.
2.Добрым на белом свете .
3. Добро - себя веселить.
4- о других.
5.Подарок .
6.Делу - время, - час.
7.Чего в не любишь, того и сам не .
Отношения с окру.
1 .Подари другому .
2.0т зависит настроение.
3.Не доброты своей.
4. дом - моя семья.
5.В труде хорошеет
6. на белом свете дети.
7.Поздравляем мам.
8.Со взрослыми и сверстниками.
9. доверие .
Отношения в коллек.
1 .Как хорошо, что все мы здесь собрались.
2.Советуем другу.
3. и особенное для маль и девочек.
4.Поговорил бы кто со .
5.Подарок коллективу ( деятельность).
6. газету (итоговое тие).
3-ий .
Форма общения.
1. все.
2.Будем друг друга.
3. с добрыми словами.
4. добрые поступки.
5. учителю и слово доброе.
6. общаться.
7.Каждый .
8.Подарок коллективу (тивная ).
Человеческие отношения.
1. - это наше творение.
2. волшебные двери и доверия.
3. песни к добру .
4-Вглядись в себя - с другими.
5. Помоги себя.
6.0 и поддельном.
7.Тепло дома.
8.Поздравляем мам.
9.Цветы, цветы - в них душа.
10. солнце тебе (праздник песни).
в коллективе.
1 .Чтобы коллективом.
2. начинается с меня.
3. коллективу.
4.Секретные мальчикам и девочкам.
5- себе сам.
6. и стали добрей и .
7.Школе посвящается (ный праздник).
Воспитание - души и ца ребенка возвышенным, ородным, прекрасным. Образование - ваяние, образа. Следова, образовательно-воспитательный про заключается в создании путем питания красотой.
Подлинным красоты национальная культура.
Там где не народных песен, где забвению обряды, не сказок, прошлого, истоки к сожалению высыхают.Нам праздники, события, понять себя, найти и вспомнить то, что нас объединяет и делает на.
В поиске путей содер воспитательного процесса гоги нашей пришли к решению внеурочную дея 1-ой ступени, как учащихся с традициями дной культуры.
Общенародный культуры в доступных для младших формах: играх, , сказках, загадках. Это мир яркий и зительный, а значит он для детей. Также в нем и то, что предмет изучения ребенку активным участником . Ребята могут себя в различных ролях и деятельности. , плясать, мастерить, участие в театральных постановках, вать загадки - все эти жности изучение народной , тем самым способствуя развитию личности .
Изучение русской народной в нашей школе ется в форме фольклорной .Фольклорная мастерская как из способов развития .
Мастерская - это новый орга деятельности учащихся. Она из ряда заданий, игр, направляют работу, твор ребят в русло, но внутри задания, игры ьники абсолютно .
Цель мастерской - ввести в мир русской народной туры, сопутствовать ими нравственных русского народа ( человека и природы, к родной земле, , трудолюбие).
творческой мастерской на 4 года. В течение процесса ребята с тем, как наши понимали окружающий мир и место в этом .
1-й класс. « Зачин красит» -п ступень.
Программа года вводит ка в круг вопросов, будут обсуждаться на последующих лет: человек и природа; че и семья; человек и земля.
В внимания:
- загадки, , скороговорки,
- хороводы,
- куклы,
- праздники,
- игры.
2-й . «С русским задором по просторам».Знакомство:
- и небылицами,
- плясовыми и припев,
- частушками,
- народными ,
- календарно-обрядовыми праздни.
3-й класс. «Праздник , торжество ». Предметы изучения:
- и поговорки,
- частушки,
- лирические и исторические,
- на шумовых (организация ансамбля),
- праздники. 4-й класс. « ты, Русь моя родная!»
В внимания:
- уклад, обряды, , сопровождающие человека от ния до смерти;
- народный ;
- история в произведениях древнерусской , устного народного ;
- история родного ;
- работа шумовых инстру;
- связь со школьным «Играй, гармонь!».
Системообразующим деятельности, освоению традиций и русской народной , является позна коллективная ность.
Подобным , изучение народной не только содействует раз личности , его познавательного, вного, нрав, физического, эстетического , но и формирует межличностного общения, классному руководителю работу по сплочению коллектива, в воспитательный процесс телей.В концепцию деятельности включены классные , цель которых - у младших школь нравственных качеств. из таких часов.
Классный час « добра»
Задачи:
- у детей чувство бы и товарищества;
- коммуникативные навыки, ;
- учить отличать от плохого. Форма занятия: с элементами игры.
Ход .
Ребята рассаживаются . У каждого из ребят набор фигурок из бумаги: , капля воды, , цветок.
- Сегодня мы на тему, важную для всех нас, а вот на какую - вы ответите сами, про песенку (звучит «Пе кота »).
- Итак, кто назовет нашего занятия? (.)
- Правильно. Но мы с вами не то будем о доброте, а совершим по дороге добра. ( открывает рисунок на .)
- Что изображено на ? (Пустыню.)
- Давайте п эту безжизненную знойную превратить в пре, цветущий и сад. Итак, отправимся в !
- Хоть я и сказала «», но на самом деле мы уже идем по дороге. Кто ответит, мы начали это путешествие? ( родились.)
- Верно. , пожалуйста, как вас называли родители по , когда вы были . (Катенька, Саше)
- А что вы при этом ?
- А если бы вас точно так же и посторонние люди, тно бы вам было? (Да.)
- , прежде чем к человеку, мы должны , как лучше это сделать. А - это обратиться по ... (.)
- Ребята,з на минутку глаза и , как вы обращаетесь к . Откройте глаза. вы обращаетесь к по имени, то найдите у в наборе семечко и его к рисунку, т.е. посадите его в .
- Семечко мы , а будет ли оно прорастать? ? (Не будет, так как в пустыне нет .)
- Значит, нам необходимо ь родник, из мы бы могли бы брать и поливать наши . А помогут нам ребята, рые приготовили для вас ку рассказа В.А. Осеевой « слово».
Дети инсценировку.
- Давайте порассуждаем. По, когда Павлик что-либо в первый раз, ему все ? (Он был грубый, дерзкий,)
- же все изменилось встречи со старичком? ( понял, что надо приветливым, вежливым, .)
вывод: с людьми нужно так, как вы бы, чтобы люди с вами также. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).
- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы часто поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.
- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)
- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте с вами вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же нельзя).
- Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.
- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Однако, если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
- У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.
- А теперь переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.
- Кто не постесняется назвать эти качества?
- А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
- Прикрепите эти цветочки на деревья.
- У нас получился красивый цветущий сад. Такой преакрасный, цветущиц сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так с мы с вами сегодня еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.
- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».
2.ܲ4. Анализ и обсуждение результатов
После целенаправленной проведенной работы по духовно – нравственному воспитанию провели такой же опрос второклассников.
Объяснили все понятия 24 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было.
Второклассники, в отличие от первоклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие».
Счастье связывается школьниками второго года обучения с праздником, с радостью, везением: «это когда человек радуется и ему очень хорошо», «это когда много подарков в день рождение», «когда кому-то все время везет» . Часто по содержанию эта категория приближается к такой, как «умеренность»: «это когда человек думает, что ему всего хватает», «что у него есть, то ему больше и не надо». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда в деревне с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы достаточно высокой для данного возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день».
Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное решение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство».
Существуют ли различия в объяснениях первоклассников и второклассников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».
Зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной категории.
В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками разница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.
Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чужую боль» и «это богатство». Любопытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мышлении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные понятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил ученому сделать вывод о том, что они «чаще определяют житейское, практическое значение данного термина: "Добро - это есть нажитое, например хорошие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"». В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее толкование добра как богатства встретилось в ответах второклассников только в единственном случае.
Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объяснении категорий «умеренность» и «милосердие».
Динамика содержания этих представлений заключается в том, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возрастного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).