Файл: Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством участия последних в творческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«…Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в год детства», - писал В.А Сухомлинский.

Эти хорошо известные слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в сегодняшнее тревожное и нестабильное время. И, действительно, сейчас, как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.

Все без исключения столетия общество возвышенно оценивали религиозно-высоконравственную культурность. Глубочайшие общественно-финансовые преображении, совершающиеся в нынешнем мире, вынуждают нас рассуждать о перспетиве Российской федерации, о ее молодого поколения. На сегодняшнее время измятые высоконравственные ориентиры, растущее происхождение возможно винить в бездуховности, безверии, враждебности. По этой причине значимость трудности обучения младших школьников связана, по крайней мере,, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек существует и формируется, охваченный большим количеством различных ключей мощного влияния на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) каждый день обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, в еще только лишь формирующуюся область нравственности.

В-третьих,само согласно себя обучение никак не обеспечивает высочайшей степени религиозно-высоконравственной воспитанности,поскольку культурность-данное свойство персоны, характеризующее в обыденном действии лица его подход к иным народам в базе почтения и дружелюбности к любому человеку.

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение высоконравственными познаниями немаловажно и вследствии того, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и представляют понятия о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой устанавливается цель подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и создавать свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Разрешение данной проблемы связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.


Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Л.Б.Буева считает,что духовность- это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В сегодняшние времена школа – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Но тем не менее, она остается своеобразным островком, где несмотря ни на что, бурлит напряженная жизнь с ее проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблем, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывет этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Успех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопонимание, доверие, доброта, радость, поддержка, честность, справедливость и т.д. А все эти духовно-нравственные критерии, ценности обязаны прививать детям мы взрослые – воспитатели, учителя, родители.

Надо согласиться, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет. И возрождение это зависит от каждого из нас. Будем помнить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку;

Посеешь Привычку – пожнёшь Характер;

Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.

Как высказавылся К.Д.Ушинский: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».


Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность и природа нравственности

В сжатом словаре согласно философии представление нравственности приравнено к суждению мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (аргументы действий, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и социальным единым (коллективом, классом, народом, окружением)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Моральный уклад жизни человека существеннее обихода материального. «Принадлежащий к одной серидине внутреннего обихода, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Любое самоотвержение имеет шаг моральный, благой нравственности, отваги».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных столетий трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в античной Греции в работах Аристотеля о высоконравственном народе рассказывалось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Так как о высоконравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным именуют справедливого, отважного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В академической литературе указывается, что мораль возникла на заре формирования общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Следуя моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим эталоном. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».


А что же говорить о детях?

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».Также он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .

О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания.

О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но поведение –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.

 Под поступком понимают какое-либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями  личности.  При  этом  нравственными  должны  быть  как  сами  по  себе  действия  или  состояния,  так  и  порождающие  их  мотивы  и  цели. Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание.

Нравственная  нацеленность  личности  раскрывается  не  в  отдельных  поступках,  а  в  ее  общей  деятельности,  которая  оценивается,  прежде  всего,  через  способность  личности  активно  проявлять  жизненную  позицию.  Нравственная  ценность  личности  заклю  в  ее  готовности  утверждать    идеалы  общества  в    сферы  деятельности.

В время говорил, что, приучая слушать высокие о нравственности, смысл не понятен, а е- не прочувствован детьми,мы лицемеров, которым тем иметь пороки, что мы им ширмы для этих пороков.

Проанализировав    вопрос,  можно   к  выводу,  что  ос  критериями    человека  могут  ься  его  убеждения, принципы,  ценностные  ации,  а    поступки  по  отношению к    и  незнакомым  людям. Отсюда ,  что  нравственным    считать  человека,  для    нормы,  правила  и    морали  выступают    его    взгляды  и  убеждения  (),  как  привычные    поведения.


Привычное    формируют    повторенные  .  Оно  стабильно    человеку  в  одинаковых,  по  условиях    всегда  так,    нужно.

1.2. Методы и духовно-нравственного воспитания школьников

  мотивы  руководят    поступками  человека,    его  размышлять    соответствующим    образа  действий.    достичь  от  учеников    осознанного,  обоснованного  ,  учитель классов ведет  нную  работу    формированием  мотивов,  их    развитием.  В    процессе  учитель    из  общественных  требова  времени.  А  поэтому    мотивы  не    основа  нравст  поведения,  но  и  довольно    итог  воспитания.

  понятия  о  су  нравственного  воспитания  иков  меняются  не    под  влиянием    научных  пций,  но  и  реальных    в  области  воспитания.  аненный  в  не так давно года    к  воспитательной    ориентировал  учителя  на    формы  передачи  .  Поэтому    длительные  монологи  в  ании  с  отдельными  .  Очевидно  не  хватало  уального  ,  опоры  на  жизненный    ребенка,  учета    личных  особенностей.

  инструментом,    которого  учитель  на  и  организует  деятельность  ,  являются  обычно  зада,  которые  он    перед  ребенком.    их  эффективности  необходимо,    они  были    приняты  ,  от  чего  зависит  смысл    для  него.  При  необеспеченности    заданий  со    педагога  внутреннее  их  ржание  для    может  резко    с  их  объективным  со  и  с  замыслом  учителя,  .

Иными словами, воспитательные воздействия твуют   положительных  черт    и  нравственных    только  при  ,  если    возбуждают  у  учащихся    внутреннее  отношение  и    их  собственное    к  моральному  .

Как уже отмечалось, у нравственного сформированы  устойчивые    мотивы,  которые    его  к  тствующему  поведению  в  ,  а  формирование  мотивов  нрав  поведения  человека    нравственное  ание.  На  этом    справедливым  можно утверждение  о  ,  что    формирования  таких    есть  методы  нравственного  .

Традиционные  методы    воспитания  аны  на  привитие  школьникам    и  правил  общественной  жизни.    часто  они    лишь  в    достаточно  сильного    контроля  (взрослые,    мнение,  угроза  наказания).    показателем    нравственных    личности  является    контроль,  действие  ко  приводит    к  эмоциональному  дискомфорту,  тву  собой,  если    проверенные  личным    правила    жизни.