Файл: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ (Конфликты во взаимодействии родителей и детей).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». На основании полученных данных можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников ряд утверждений, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, были изменены. Кроме того, вместо шкал «Несогласие—согласие» и «Авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы:
Шкала 7: «Тревожность за ребенка».
Шкала 9: «Воспитательная конфронтация в семье».
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А. И. Захаров (1988) выделяет также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Приложение 3.
Результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений»
№ исп. |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
ВК |
ПЖК |
ПМК |
Семья №1 |
3 |
6 |
6 |
0 |
0 |
3 |
1 |
3 |
0 |
5 |
4 |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Семья №2 |
4 |
2 |
7 |
0 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Семья №3 |
6 |
4 |
5 |
0 |
3 |
0 |
2 |
3 |
2 |
5 |
5 |
3 |
0 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
0 |
0 |
Семья №4 |
4 |
2 |
4 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Семья № 5 |
6 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
Семья № 6 |
2 |
1 |
6 |
2 |
1 |
0 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
3 |
0 |
4 |
0 |
Семья № 7 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
0 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Семья № 8 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
5 |
2 |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Семья № 9 |
2 |
4 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
2 |
5 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Семья № 10 |
7 |
4 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
Приложение 4.
Результаты исследования по методике «Взаимодействие родитель – ребенок» выраженные в баллах
№ исп. |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
6 шкала |
7 шкала |
8 шкала |
9 шкала |
10 шкала |
1 |
20 |
13 |
11 |
17 |
17,5 |
21 |
14 |
19 |
5 |
16 |
2 |
18 |
15 |
17 |
1 |
19,5 |
24 |
11 |
21 |
6 |
21 |
3 |
20 |
11 |
12,5 |
23 |
17 |
24 |
16 |
19 |
11 |
22 |
4 |
17 |
18 |
14,5 |
20 |
19 |
19 |
14 |
18 |
18 |
17 |
5 |
14 |
13 |
1 |
20 |
20 |
20 |
16 |
18 |
8 |
22 |
6 |
15 |
13 |
12 |
24 |
21,5 |
20 |
14 |
28 |
6 |
19 |
7 |
19 |
17 |
14,5 |
23 |
19 |
22 |
13 |
20 |
6 |
21 |
8 |
22 |
13 |
1 |
21 |
18,5 |
24 |
13 |
22 |
7 |
22 |
9 |
12 |
10 |
14,5 |
19 |
18,5 |
16 |
1 |
14 |
15 |
17 |
10 |
18 |
20 |
14 |
23 |
19 |
21 |
13 |
19 |
18 |
18 |
11 |
18 |
15 |
18 |
22 |
15 |
21 |
15 |
19 |
7 |
20 |
Приложение 5.
Результаты исследования по методике «Взаимодействие родитель – ребенок» выраженные в процентах
№ исп. |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
6 шкала |
7 шкала |
8 шкала |
9 шкала |
10 шкала |
1 |
95 |
60 |
15 |
25 |
0 |
70 |
25 |
60 |
10 |
30 |
2 |
90 |
80 |
80 |
20 |
90 |
85 |
10 |
80 |
20 |
80 |
3 |
90 |
40 |
20 |
90 |
60 |
85 |
40 |
60 |
65 |
90 |
4 |
80 |
95 |
50 |
60 |
80 |
45 |
25 |
55 |
95 |
40 |
5 |
50 |
60 |
70 |
60 |
95 |
60 |
40 |
55 |
30 |
90 |
6 |
0 |
60 |
15 |
90 |
100 |
60 |
25 |
100 |
20 |
60 |
7 |
85 |
90 |
50 |
90 |
80 |
80 |
215 |
70 |
20 |
80 |
8 |
95 |
60 |
70 |
70 |
75 |
95 |
25 |
90 |
25 |
90 |
9 |
20 |
30 |
50 |
40 |
75 |
15 |
40 |
25 |
85 |
40 |
10 |
90 |
95 |
50 |
90 |
80 |
90 |
25 |
60 |
95 |
50 |
11 |
90 |
80 |
90 |
80 |
30 |
70 |
30 |
60 |
25 |
70 |
Средняя сумма в % для группы |
71,3 |
68 |
50,9 |
65 |
69,5 |
62,2 |
45,4 |
65 |
42,2 |
65,4 |
Приложение 6.
Результаты исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений», заключительный этап
№ исп. |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
ВК |
ПЖК |
ПМК |
Семья №1 |
3 |
6 |
6 |
0 |
0 |
3 |
1 |
2 |
0 |
3 |
3 |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Семья №2 |
4 |
2 |
7 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Семья №3 |
6 |
4 |
5 |
0 |
3 |
0 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
0 |
0 |
Семья №4 |
4 |
2 |
4 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Семья № 5 |
6 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
Семья № 6 |
2 |
1 |
6 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
3 |
0 |
4 |
0 |
Семья № 7 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Семья № 8 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Семья № 9 |
2 |
4 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Семья № 10 |
7 |
4 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
-
Атаманчук П. А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79 – С. 114. ↑
-
Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. -№ 2,- С. 214. ↑
-
Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии, -1989. - N6, - С. 45-54. ↑
-
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. - С. 278. ↑
-
Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1983.- С. 87-124. ↑
-
Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велентв Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. – С. 360. ↑
-
Матейчек З. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. – С. 320. ↑
-
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2002. – С. 192. ↑
-
Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. В. Я. Пи-липовского. — М., 1992.- С. 276-288. ↑
-
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2002. – С. 192. ↑
-
Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.- С. 143-154. ↑
-
Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. – С. 256. ↑
-
Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 528. ↑
-
Курс общей возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.В. Гамезо. М., 1986.- С. 145-163. ↑
-
Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М., 1986. -65- С. 109. ↑
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 1995,. - С. 97-136. ↑
-
Винникот Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995. - С. 74-92. ↑
-
Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. - С.
415. ↑ -
Бодалев А.А, Сталин В.В. Общая психодиагностика, М., 1990. - С. 38-62. ↑
-
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1974. – С. 427. ↑
-
Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 306-324. ↑
-
Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990. - С. 44-53. ↑
-
Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990. - С. 44-53. ↑
-
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Т.2. – С. 248. ↑
-
Практикум по возрастной психологии: // Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. – С. 688. ↑
-
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1999- С. 76. ↑
-
Альманах психологических тестов. М.: «Изд – во «КСП», 1995. –400 с. ↑
-
Абрамова ГС. Возрастная психология: Учебное пособие для
ВУЗов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С.360. ↑ -
Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С. 3-9. ↑
-
Афанасьева Т.М. Семья. М., 1985. – С. 145. ↑
-
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 212. ↑
-
Психология. Словарь // Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- С. 455. ↑