Файл: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ (Конфликты во взаимодействии родителей и детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третья — дидактическая. Один из супругов постоянно поуча­ет другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокиру­ют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоцио­нальную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали».[7]

Четвертая — «готовность к бою». Супруги постоянно нахо­дятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конф­ликт. И, тем не менее — ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия, прежде всего, в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное не­благополучие.

Пятая — «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вмешиваются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают лич­ный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самосто­ятельности в общении, а руководствуются лишь общими сообра­жениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей.[8]

Шестая — озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присут­ствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченно­сти, напряженности, это ведет к дефициту позитивных пере­живаний.

В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам не­обходимо оставлять плохое настроение и неприятности за поро­гом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу при­поднятости, радости и оптимизма. Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.[9]

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных прин­ципов совместной супружеской жизни.[10]

  • Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака

и после его заключения.


  • Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как на­стоящее вряд

ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые
были заранее спланированы.

  • Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных

ситуаций — прекрасная возможность быстрее узнать, насколько
оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компро­мисса.

  • Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо

понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угож­дать» друг другу.

  • Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания

более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми по­рой кроется равнодушие, неверность и др.

  • Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится

некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует
напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и
что следовало бы забыть.

  • Уметь понимать и предугадывать желания и потребности парт­нера.
  • Не навязывать свои требования, оберегать достоинство парт­нера.
  • Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надо­

есть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно
любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.

  • Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают

неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.

  • Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно

воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь до­стоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указы­вать на недостатки.

  • Осознавать причины и последствия неверности.
  • Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуа­цией в

супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и
не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равно­весие путем унижений и угроз.[11]

Итак, причины семейных конфликтов многообразны, но супруги должны иметь желание их преодолеть и правильно выйти из сложившейся ситуации.

1.2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Этот вид конфликтов является одной из наиболее часто встречающихся в повседневной жизни. Однако, это в некоторой степени упускается из виду психологов и педагогов. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. 


Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Помимо общих причин, которые производят конфликт человеческих отношений, о которых сказано выше, выделить психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.[12]

  1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и

дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, фор­мировании семейного «Мы», способности членов семьи разре­шать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реак­циям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокой­ства у детей.

  1. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют сле­дующие черты

деструктивных типов воспитания:

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
  1. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их

повышенной конфликтности. Возрастной кризис представля­ет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослуш­ными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них воз­никает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся тре­бованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие воз­растные кризисы детей:

  • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
  • кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольно­му

возрасту);

  • кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному

возрасту);

  • кризис полового созревания (переход от младшего школь­ного к

подростковому возрасту — 12—14 лет);

  • подростковый кризис 15-17 лет.
  1. Личностный фактор. Среду личностных особенностей ро­дителей,

способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление ал­коголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убе­ждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.[13]


Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

  • оптимальный тип отношений родителей и детей;
  • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы

детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

  • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними

(возникает обоюдное недовольство);

  • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те

вникают в заботы, интересы и занятия детей;

  • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье

конфликты, и при этом скорее правы родители;

  • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье

конфликты, и при этом скорее правы дети;

  • родители не вникают в интересы детей, а дети не испыты­вают желания

делиться с ними.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями[14]:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена

критериев оценки ребенка);

  • конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожида­ния);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность

указаний и контроля);

  • конфликт отцовского авторите­та (стремление добиться своего в

конфликте любой ценой).

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия ро­дителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного

характера);

  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с

родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми, могут быть следующие:

  1. Повышение педагогической культуры родителей, позво­ляющей

учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

  1. Организация семьи на коллективных началах. Общие пер­спективы,

определенные трудовые обязанности, традиции взаи­мопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

  1. Подкрепление словесных требований обстоятельствами

воспитательного процесса.

  1. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По

мнению психологов, конструктивному поведению родителей в конфлик­тах с маленькими детьми может способствовать следующее:


  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  • совместно искать выход путем перемены в ситуации;
  • уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их

справедливость и необходимость;

  • дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность

негативных последствий его проступков;

  • логически разъяснять возможности негативных последствий;
  • расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • использовать положительный пример других детей и родителей;
  • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.[15]

Стратегии разреше­ния конфликтов в зависимости от типа семейного воспитания следующие[16]:

Гармоничный тип (без выявленных отклонений типа семейного воспитания):

Родители несут равную ответственность за возникновение конфликта на себя и на детей, дети имеют гораздо больше шансов взять вину на себя. И родители, и дети считают, что «победитель» не оставляет родителя либо находится компромисс, который удовлетворяет обе стороны, и эта тенденция наблюдается во всех группах. Ответственность за решения ложится на родителя и ребенка, и каждая сторона преувеличивает свою роль в решении.

Потворствующая гиперпротекция[17]:

Родители склонны винить в конфликте на себя, а не на ребенка. Прямо противоположной позиции детей: очень редко, ответственность за конфликт возлагается на родителей, а чаще всего — себя. Родители считают, что конфликт часто разрешается путем компромиссов с учетом интересов и детей, и родителей. Дети рассматривают прекращение конфликта в резолюции либо в пользу родителей, либо в качестве компромисса. И родители, и дети считают, что конфликт будет решен сотрудничества, с учетом интересов ребенка. Родительской роли в данном случае — "Гардиан-протектор", готовы закрыть глаза на проступки ребенка и, чтобы оправдать свое отсутствие опыта и возраст ребенка. [18]