Файл: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ (Конфликты во взаимодействии родителей и детей).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
Третья — дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали».[7]
Четвертая — «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт. И, тем не менее — ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия, прежде всего, в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.
Пятая — «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вмешиваются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей.[8]
Шестая — озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.[9]
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.[10]
- Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака
и после его заключения.
- Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд
ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые
были заранее спланированы.
- Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных
ситуаций — прекрасная возможность быстрее узнать, насколько
оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
- Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо
понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
- Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания
более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
- Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится
некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует
напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и
что следовало бы забыть.
- Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
- Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
- Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надо
есть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно
любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
- Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают
неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
- Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно
воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
- Осознавать причины и последствия неверности.
- Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в
супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и
не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.[11]
Итак, причины семейных конфликтов многообразны, но супруги должны иметь желание их преодолеть и правильно выйти из сложившейся ситуации.
1.2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей
Этот вид конфликтов является одной из наиболее часто встречающихся в повседневной жизни. Однако, это в некоторой степени упускается из виду психологов и педагогов. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.
Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Помимо общих причин, которые производят конфликт человеческих отношений, о которых сказано выше, выделить психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.[12]
- Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и
дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
- Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты
деструктивных типов воспитания:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
- Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их
повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
- кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному
возрасту);
- кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному
возрасту);
- кризис полового созревания (переход от младшего школьного к
подростковому возрасту — 12—14 лет);
- подростковый кризис 15-17 лет.
- Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей,
способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.[13]
Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:
- оптимальный тип отношений родителей и детей;
- потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы
детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
- скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними
(возникает обоюдное недовольство);
- скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те
вникают в заботы, интересы и занятия детей;
- поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье
конфликты, и при этом скорее правы родители;
- поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье
конфликты, и при этом скорее правы дети;
- родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания
делиться с ними.
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями[14]:
- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена
критериев оценки ребенка);
- конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания);
- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность
указаний и контроля);
- конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в
конфликте любой ценой).
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного
характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с
родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми, могут быть следующие:
- Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей
учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
- Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы,
определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
- Подкрепление словесных требований обстоятельствами
воспитательного процесса.
- Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По
мнению психологов, конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:
- всегда помнить об индивидуальности ребенка;
- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
- стараться понять требования маленького ребенка;
- помнить, что для перемен нужно время;
- противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
- проявлять постоянство по отношению к ребенку;
- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
- одобрять разные варианты конструктивного поведения;
- совместно искать выход путем перемены в ситуации;
- уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их
справедливость и необходимость;
- дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность
негативных последствий его проступков;
- логически разъяснять возможности негативных последствий;
- расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
- использовать положительный пример других детей и родителей;
- учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.[15]
Стратегии разрешения конфликтов в зависимости от типа семейного воспитания следующие[16]:
Гармоничный тип (без выявленных отклонений типа семейного воспитания):
Родители несут равную ответственность за возникновение конфликта на себя и на детей, дети имеют гораздо больше шансов взять вину на себя. И родители, и дети считают, что «победитель» не оставляет родителя либо находится компромисс, который удовлетворяет обе стороны, и эта тенденция наблюдается во всех группах. Ответственность за решения ложится на родителя и ребенка, и каждая сторона преувеличивает свою роль в решении.
Потворствующая гиперпротекция[17]:
Родители склонны винить в конфликте на себя, а не на ребенка. Прямо противоположной позиции детей: очень редко, ответственность за конфликт возлагается на родителей, а чаще всего — себя. Родители считают, что конфликт часто разрешается путем компромиссов с учетом интересов и детей, и родителей. Дети рассматривают прекращение конфликта в резолюции либо в пользу родителей, либо в качестве компромисса. И родители, и дети считают, что конфликт будет решен сотрудничества, с учетом интересов ребенка. Родительской роли в данном случае — "Гардиан-протектор", готовы закрыть глаза на проступки ребенка и, чтобы оправдать свое отсутствие опыта и возраст ребенка. [18]