Файл: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ (Конфликты во взаимодействии родителей и детей).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
Доминирующая гиперпротекция[19]:
Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение конфликта на себя и детей, дети же — на себя. Родители предполагают, что разрешение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уверены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Вместе с тем дети признают, что родители стремятся учитывать и их интересы в конфликтной ситуации
Гипопротекция[20]:
Родители в равной степени несут ответственность за конфликта между собой и детьми, а дети, как соучастие и считают, что в большинстве случаев вина за конфликт лежит на них. Родители считают, что либо «победителем» в конфликте взрослый, либо является компромиссным решением. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхождение мнений родителей и детей о способах разрешения конфликта, важнейшей характеристикой которых является недооценка активной роли родителей, детей и приписывание этой роли самими детьми. Недостаток внимания и влияния родителей на разрешение конфликтов позволяет ребенку сохранить свою самостоятельность и независимость от родителей, что предотвращает возможность появления конфликта и открытой конфронтации. Дети учатся самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, и родители вполне довольны своей родительской роли и уединиться он представляет собой реальный процесс взаимодействия с ребенком, воспринимается детско-родительских отношений, как мирное и бесконфликтное.[21]
Противоречивое воспитание[22]:
Для родителей этой группы характерна тенденция перекладывания ответственности за возникновение конфликтов на детей или на внешние обстоятельства. Для противоречивого воспитания характерно значительное расхождение в представлениях родителей и детей в вопросе о том, кто является инициатором конфликта и как он разрешается. Родители и дети воспринимают ситуацию детско-родительского взаимодействия прямо противоположно: с точки зрения родителей, она максимально конфликтогенна, с точки зрения детей — конфликтность невысока. Это объясняется тем, что дети, реализуя позицию активного участия в разрешении конфликтных ситуаций, оказываются удовлетворены результатами, а родители, не имея возможности в силу противоречивости и непоследовательности собственных воспитательных установок и требований четко проводить собственную линию поведения, рассматривают детско-родительские отношения как сферу противоречивых интересов и противостояния. [23]
Выводы по главе 1.
Итак, конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1 Методики, применяемые для изучения семейных конфликтов
Одним из важных направлений работы психолога с семьей в ситуации кризиса является диагностика ее актуального состояния. Предлагаемая нами система методик позволяет семейному психологу сориентироваться в имеющемся многообразии диагностических средств и осуществить адекватный выбор инструмента для работы в соответствии с целью и задачами конкретной практической консультации.[24] Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной истории, структуры семьи, состояния супружеской подсистемы, факторов семейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительского взаимодействия. В результате их использования можно получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах ее жизненного цикла, а также в кризисные периоды, и определить семейный диагноз.
Э. Г. Эйдемиллером (2003) был введен термин «семейный диагноз».[25] Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризисов. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейного функционирования и планировать направления психологической помощи семье.
Для диагностики семейных взаимоотношений используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, социометрические методы, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
В данном методическом пособии сделан акцент на методе тестирования. Ниже представлены методики, позволяющие семейному психологу осуществлять диагностику состояния семейной системы и отдельных ее подсистем (супружеской и детско-родительской) в кризисные периоды ее развития.
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.) существует в двух вариантах — детском и подростковом.[26]
Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка (подростка) и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции.
Описание методики
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции. Ниже приведено описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике.[27]
Характеристику шкал опросника (Приложение 1).
Диагностическая процедура
Перед заполнением опросника необходимо создать доверительную атмосферу между психологом и родителем. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов.
Испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог зачитывает инструкцию, убеждается, что родители ее правильно поняли. После того как испытуемые, приступили к заполнению анкеты, инструктирование и пояснения не допускаются.
Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то в «Бланке для ответов» обведите кружком номер ответа. Если Вы в общем не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать».
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»[28]
Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Описание методики
Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»[29] содержит две формы: для родителей и для детей, построенные зеркально. Имеется два варианта опросника: вариант для подростков и их родителей; вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
Текст опросника[30] включает 10 шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух шкал, которые большинством исследователей считаются базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «Автономия—контроль» и «Отвержение—принятие» — в них вошло по 10 утверждений, в остальных шкалах содержится по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков также включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-бальной системе:
1 балл — «Совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;
5 баллов — «Совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».
Характеристику шкал опросника (Приложение 2).
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)[31]
Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- Кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;
- Где работают или учатся члены семьи;
- Как в семье распределяются домашние обязанности;
- Каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи.
В системе оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.[32]
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);
Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).
Методика «Типовое семейное состояние»[33]
Данная методика имеет целью изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние цела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте эти на шкалах».
Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (общая неудовлетворенность) — 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам; по Т (семейная тревожность) — 26 баллам.