Файл: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕТЕЙ (Конфликты во взаимодействии родителей и детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию детско-родительских отношений.

Положительный эффект деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй достигается путем выполнения следующих условий:

Во-первых, у специалиста и членов семьи, с которыми он имеет дело, необходимо наличие взаимных установок на оказание и получение индивидуальной помощи. Здесь большую роль играет взаимоотношения, строящиеся на понимании важности совместной, согласованной работы, во имя преодоления трудностей, сохранения семьи во благо ребенка.

Во-вторых, социальные педагоги и родители должны постоянно повышать свою личную и социальную компетентность.

В-третьих, реальная практика социального обслуживания семьи должна формировать стиль доброжелательности, сотрудничества, который характеризовал бы работу центра в целом, и отношения с клиентом в частности. Ориентируясь на такую работу, возрастает потенциал семьи, а условием связи социальных учреждений с семьей выступает овладение его специалистами навыками общения. Процесс установления контакта с родителями и детьми может быть лишь в том случае, если специалист сознательно, а не спонтанно, строит коммуникативный процесс, учитывая конкретную ситуацию в семье, особенности ее членов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова ГС. Возрастная психология: Учебное пособие для
ВУЗов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 360 с.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. -№ 2,- 214 с.

3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1999- 76 с.


4. Альманах психологических тестов. М.: «Изд – во «КСП», 1995. –400 с.

5. Атаманчук П. А. Межличностные отношения как предмет философского исследова­ния // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79 – 114 с.

6. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1985. – 145 с.

7. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена //Вопросы психологии. -1991. – 204 с.

8. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится цент­ром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. 3-9 с.

9. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направ­ления их психологического изучения // Вопросы психологии, -1989. - N6, - 45-54 с.

10. Бодалев А.А, Сталин В.В. Общая психодиагностика, М., 1990. -38-62 с.

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -212 с.

12. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1983.- 87-124 с.

13. Винникот Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995. -74-92 с.

14. Гуманизация российского образования и проблемы защиты детства: Сб. ст.-М., 1995. -154 с.

25. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 1995,. - 97-136 с.

16. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М., 1986. -65-109 с.

17. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990. -44-53 с.

18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. - 278 с.

26. Курс общей возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.В. Гамезо. М., 1986.- 145-163 с.

19. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1974. – 427 с.

20. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -
415 с.

21. Матейчек З. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. – 320 с.

22. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 333 с.

23. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 306-324 с.

24. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 528 с.

25. Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велентв Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

26. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. В. Я. Пи-липовского. — М., 1992.- 276-288 с.

27. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. – 256 с.

28. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Т.2. – 248 с.

29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2002. – 192 с.

30. Психология. Словарь // Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- 455 с.


31. Практикум по возрастной психологии: // Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

32. Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: Лабиринт – Пресс, 2002. – 448 с.

33. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

34. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.- 143-154 с.

Приложения 1.

Характеристика шкал опросника «Анализ семейных взаимоотношений»

  1. Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным де­лом в жизни родителей. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке со­ответствующей шкалы.
  2. Гипопротекция (Г-) — ситуация, при которой ребенок оказывается на пе­риферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от вре­мени, когда случается что-то серьезное. Вопросы данной шкалы отражают ти­пичные высказывания таких родителей.

Эти две шкалы определяют уровень протекции, то есть речь идет о том, сколь­ко сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Таким об­разом, здесь рассматриваются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпро­текция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Потворствование (У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению лю­бых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание — для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргу­менты, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его ис­ключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам роди­тель, то, что подросток растет один, без отца и т.п.

4. Игнорирование потребностей подростка (У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стрем­лением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаше страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контак­те, общении с родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в опре­деленных высказываниях родителей, косвенно отражающих их нежелание об­щаться с детьми, в предпочтении детей, ничего не требующих от родителей.

Эти две шкалы измеряют степень удовлетворения потребностей ребенка, то есть то, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение по­требностей подростка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предме­тах развлечений), так и духовных (прежде всего — в общении с родителями, в их любви и внимании). Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протек­ции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внима­ние) и вместе с тем низкого удовлетворения потребностей ребенка.


  1. Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+). Именно это качество ле­жит в основе типа неправильного воспитания «повышенная моральная ответ­ственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям? Не только не содействуют развитию его лич­ности, а, напротив, ставят его под угрозу. В одном случае на ребенка перекла­дывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (веде­ние хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья нахо­дится в данный момент. В другом — от ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.). Такие родители подчеркивают в беседе с психологом те условия, которые прилагают для орга­низации его успехов.
  2. Недостаточность обязанностей подростка (Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспита­ния проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь ре­бенка к какому-нибудь делу по дому.

Эти две шкалы дают представления о требованиях-обязанностях ребенка, то есть тех заданиях, которые он выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи).

7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). В этом случае ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных про­воцирует развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастеничес­кой) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх пе­ред любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самосто­ятельность мысли подростка.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-). Родители так или иначе транслируют ребенку, что ему «все можно». Даже если существуют ка­кие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родите­лями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, особенно неустойчивого типа.


Эти две шкалы указывают на то, что ребенку нельзя делать. Они определя­ют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения.

9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+). Для этих роди­телей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

10. Минимальность санкций (С-). Родители склонны обходиться без наказа­ний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневают­ся в результативности любых наказаний.

Эти две шкалы дают представление строгости наказаний, применяемых к ребенку родителями за невыполнение семейных требований.

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). Оценки по этой шкале позволяют говорить о постоянной резкой смене стиля воспитания, приемов воспитания. Они свидетельствуют о «шараханьях» родителей: от очень строгого стиля к ли­беральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональ­ному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах (частоту этих колебаний).

Возможно большое количество сочетаний перечисленных стилей семейно­го воспитания. Однако особенно важное значение имеют устойчивые сочета­ния, формирующие следующие типы неправильного воспитания.

Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстратив­ных (истероидных) и гипертимных черт характера у ребенка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, Ус, Тс, 3+, Сс). Ребенок также находит­ся в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограни­чения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При тревожно-мнительной (психастенической), сен­ситивной, астеноневротической акцентуациях характера доминирующая ги­перпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Тс, Зс, Сс) заключает в себе сочетание пониженной протекции и игнорирование потребностей ребенка и нередко про­является в жестком обращении с ним. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком воспитании усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сен­ситивной и астеноневротической акцентуациями характера могут формиро­ваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.