Файл: Изучение творческого мышления и способов его активизации.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого мышления в психологической науке
- ассоциаций (либо взаимосвязей) среди ними.
- выделено свойства знаменитого,
- выделены отношения между данным и искомым.
1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.
1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления подростков
2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования
2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков
2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»
2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков
Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О.Зельцем введено также важное понятие "антиципация", при этом он подчеркивает, что антиципации подлежит только искомое, т.е. неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному. Выявление отношений между известным и искомым с последующей антиципацией искомого представляет собой процесс образования общей задачи. Таким образом, О. Зельц процесс мышления считал процессом заполнения разрывов или восстановления недостающих звеньев в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций, как считали представители ассоцианистского подхода.
Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.
1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов
Творческое мышление как самостоятельный объект научных исследований появился в рамках психологии мышления. Данную проблему исследовали как отечественные психологи, так и зарубежные.
В зарубежной психологии одним из первых, кто наиболее полно предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.
Во - первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.
Во - вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.
В - третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
В - четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Еще одна ключевая фигура зарубежной психологии творческого мышления - П. Торренс. Он провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, eсли они становятся «окультуренными».
В отечественной психологии проблема понимания и изучения творческого мышления, его структуры и механизмов находится в фокусе внимания трех теорий мышления: смысловой теории мышления (СТМ) О.К. Тихомирова (1969, 1984; Традиции..., 1999), теории проблемных ситуаций А.М. Матюшкина (2003), структурно-уровневой теории творческого мышления Я.А. Пономарева (1960, 1976; Психология., 2006). Авторы данных подходов разделяли разные теоретико-психологические позиции [21].
Теоретическим основанием СТМ Тихомирова послужила деятельностная концепция А.Н. Леонтьева (1964, 1975). По мнению О.К. Тихомирова, создание нового продукта в процессе творческого мышления сопрягается с появлением новообразований в самой познавательной деятельности, направленной на его создание. Данные новообразования касаются мотивации, целей и содержаний этой работы.
Фундаментом «Теории проблемных ситуации» А.М. Матюшкина
выступили идеи С.Л. Рубинштейна (1989) о мышлении как субъектном процессе. Проблемная ситуация характеризует психическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе действия с предметом или об условиях выполнения действия. Основным условием принятия проблемной ситуации является наличие у субъекта потребности в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия.
Данная теория опирается на следующие положения:
- процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
- условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают
Проблемная ситуация включает три главных компонента:
- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
- неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
- возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации
Структурно-уровневая теория творческого мышления Я.А. Пономарева опирается на принципы системного подхода.
Он утверждал следующее: «Единство взаимодействия и развития представляет творчество – механизм движения». Творчество, по мнению ученого, полиформно, многоаспектно. Именно поэтому существует такое большое количество различных определений творчества, которые должны быть научно классифицированы, что будет способствовать переходу психологии творчества от второго – эмпирического – типа знания к третьему – действенно–преобразующему[5].
Понамарев Я.А разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, ученый пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).
Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания[13]. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.
Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем, на этапе решения, активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения (на третьем этапе) вновь занимается сознание.
Итак, творческое мышление - это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего - либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека.
1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.
« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением » - О.К. Тихомиров.
Творческое мышление проходит несколько фаз. Я. А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:
1) сознательная работа (подготовка); особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;
2) бессознательная работа; созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания);
3) переход бессознательного в сознание; этап вдохновения; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения; первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;
4) сознательная работа; развитие идеи, окончательное оформление идеи.
В основу выделения фаз Пономарев закладывает:
- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;
- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.
Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления:
1) эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;
2) креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;
3) мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;
4) независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;
5) экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;
6) системность - способность охватывать объект как целое;
7) разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;
8) открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;
9) антиномичность - видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;
10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах[11].
Существуют следующие критерии творческого мышления:
1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.
2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).
3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.
4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.
6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.
Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:
Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.
Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной[11].