ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 7387
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Функции Российского государства
1.3. Сущность и роль права в обществе
1.4. Источники права. Его система
1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность
2.2. Права и свободы человека и гражданина
3.2. Субъекты административного права
3.4. Административная ответственность
4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц
4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц
5.2. Субъекты гражданского права
5.3. Объекты гражданского права
5.4. Гражданско-правовые сделки
5.5. Представительство. Доверенность
5.7. Право собственности и другие вещные права
5.8. Общие положения об обязательствах и договорах
5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)
5.13. Договор перевозки грузов
5.14. Расчетные и кредитные правоотношения
5.16. Договор поручения. Агентский договор
5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Предмет и структура предпринимательского права
6.2. Предпринимательская деятельность
6.3. Субъекты предпринимательской деятельности
6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица
6.5. Регистрация юридического лица
6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности
6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности
7.3. Трудовой договор (контракт)
7.4. Рабочее время и время отдыха
7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты
7.8. Материальная ответственность работников
ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
8.2. Подведомственность и подсудность
8.4. Производство в суде первой инстанции
8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции
АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда
9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде
9.4. Производство по пересмотру решений
9.5. Исполнение решений арбитражного суда
9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц
10.2. Условия и порядок заключения брака
10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов
10.4. Прекращение брака. Недействительность брака
10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми
11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности
4) лица, принятые на работу с неполным рабочим днем и на неполную рабочую неделю, если они совместно с другими работниками не распоряжаются товарными ценностями. Эти лица могут быть направлены на самостоятельные участки работы с полной индивидуальной материальной ответственностью;
5) работники вспомогательных профессий (гладильщики, закройщики и т.п.);
6) работники мелкорозничной сети (развозная и разностная торговля, в палатках, киосках и т.д., в том числе обособленно расположенных в торговом зале), а также другие лица, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности;
7) лица, не имеющие опыта работы с материальными ценностями, выпускники высших и средних специальных учебных заведений и системы профессионально-технического образования и лица, не прошедшие подготовку на производстве, в течение первых шести месяцев. В этот период работы таким лицам запрещается поручать самостоятельную работу по обслуживанию материальных ценностей вне предприятия.
Руководство бригадой возлагается на бригадира (его заместителя), который является старшим по должности в бригаде и должен иметь соответствующее образование, достаточную квалификацию и опыт работы, пользоваться доверием администрации предприятия и членов бригады.
Порядок определения размера и возмещения материального ущерба
Размер причиненного предприятию организации ущерба определяется по фактическим потерям на звании данных бухгалтерского учета из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по нормам.
При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба.
На предприятиях массового питания (на производстве и в буфете) и в комиссионной торговле размер ущерба, причиненного хищением или недостачей продукции, товаров, определяется по ценам, установленным для продажи (реализации) этой продукции и товаров.
Размер возмещения ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности.
Законодательством (например, ст. 122 КЗоТ, п. 10 Положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации) установлен различный порядок возмещения материального ущерба: добровольный, по распоряжению администрации предприятия, судебный.
Добровольный порядок возмещения материального ущерба состоит в том, что работник вправе в любое время добровольно возместить причиненный ущерб путем взноса суммы ущерба в кассу предприятия по кассовому ордеру. Добровольным погашением ущерба (недостачи) следует считать также удержание из заработной платы, произведенное на основании письменного заявления материально ответственного лица о таком удержании.
Возмещение ущерба рабочими и служащими в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации, а руководителями предприятия и их заместителями - по распоряжению вышестоящего в порядке подчиненности органа путем удержания из заработной платы работника. Распоряжение администрации или вышестоящего в порядке подчиненности органа должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или размером, трудовой спор по заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством (например, комиссией по трудовым спорам).
В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в районный (городской) народный суд. Взыскание с руководителей предприятий, учреждений, организаций и их заместителей материального ущерба в судебном порядке производится по иску вышестоящего в порядке подчиненности органа или по заявлению прокурора.
Суд в соответствии со ст. 123 КЗоТ может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению.
Снижение размера ущерба не допускается, если ущерб причинен преступлением.
Контрольные вопросы к § 7.8
1. Дайте определение материальной ответственности работников.
2. Какое законодательство реализует материальную ответственность работников перед работодателем?
3. Назовите условия наступления материальной ответственности работников.
4. Каковы виды материальной ответственности работников?
5. Каков порядок определения размера и возмещения материального ущерба, причиненного работодателю?
7.9. Трудовые споры
Общие положения
В процессе трудовой деятельности рабочие, служащие, специалисты, а также руководители всех категорий осуществляют свои трудовые права и исполняют обязанности, как правило, добросовестно, т.е. в строгом соответствии с требованием законодательства. Однако встречаются случаи, когда некоторые работники нарушают требования законодательства.
Причинами нарушений могут быть:
низкий уровень правовой культуры работника, т.е. незнание или недостаточное знание норм трудового законодательства и как следствие этого неправильное его применение к конкретному трудовому правоотношению;
несовершенство некоторых правовых норм действующего законодательства, которое выражается (проявляется) в нечетких формулировках отдельных положений в трудовом законодательстве, что позволяет различно (т.е. неоднозначно) их понимать (толковать);
нежелание отдельных работников считаться с требованием законодательства и другие причины.
Поэтому, когда между работником и администрацией предприятия возникают разногласия (т.е. несходство во мнениях) по правильному (единообразному) пониманию и применению правовых норм в конкретных трудовых правоотношениях, каждая из сторон имеет право обратиться в компетентный орган для разрешения трудового спора.
Таким образом, трудовой спор - это закрепленный законом способ защиты трудовых прав работников и работодателей.
Органы, рассматривающие трудовые споры
Трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районным (городским) народным судом (ст. 201 КЗоТ).
Трудовые споры по вопросам установления условий труда рассматриваются администрацией и соответствующим органом в пределах предоставленных им прав.
Коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, учреждения, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется КЗоТ РСФСР и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется, кроме того, Гражданско-процессуальным кодексом.
Организация комиссий по трудовым спорам на предприятиях, в учреждениях, организациях имеет свои особенности. В частности, комиссия по трудовым спорам в настоящее время избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).
По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. Такие комиссии рассматривают трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссия по трудовым спорам является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением споров, по которым КЗоТ и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.
Комиссия по трудовым спорам вправе рассматривать споры по многим вопросам, например применения норм выработки и сдельным вопросам расценок, а также условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки, перевода на другую работу и оплаты труда при переводе, прекращения трудового договора по инициативе администрации (за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации установлен иной порядок рассмотрения трудовых споров); оплаты труда при невыполнении норм выработки, простое и браке; оплаты сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни и пр.
Работники согласно ст. 205 КЗоТ имеют право обращаться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам (КТС) может его восстановить и разрешить спор по существу. Руководствуясь ст. 205 КЗоТ, комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовые споры в десятидневный срок со дня подачи заявления. Заседание комиссии проводится в нерабочее время. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника (т.е. заочное рассмотрение) допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызвать на заседание свидетелей, пригласить специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации. По требованию комиссии администрация обязана представить необходимые расчеты и документы.
По результатам рассмотрения трудового спора комиссия принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии по трудовым спорам. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение.
Копии решения комиссии вручаются работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.
Исполнение решений комиссии по трудовым спорам. Решение комиссии по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) народный суд.
Рассмотрение трудовых споров в районных (городских) народных судах. Районные (городские) народные суды на основании ст. 210 КЗоТ рассматривают трудовые споры в качестве первой или второй инстанции. Так, в качестве второй инстанции трудовые споры рассматриваются по заявлению работника, администрации или соответствующего профсоюза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам; по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Непосредственно (т.е. в качестве первой инстанции) в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
1) работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются или почему-либо не созданы;
2) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
3) администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению.
Кроме этого, непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу: лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации; молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию; других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор.
Заявление о разрешении трудового спора подается в районный (городской) народный суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Для обращения администрации в суд по вопросам взысканий с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных ст. 211 КЗоТ, они могут быть восстановлены судом.
Работники, обратившиеся в районный (городской) народный суд за разрешением трудового спора, освобождаются от уплаты судебных расходов.
Контрольные вопросы к § 7.9
1. Дайте определение трудового спора.
2. Назовите причины возникновения трудовых споров.
3. Какие органы рассматривают трудовые споры?
4. Что понимается под коллективным трудовым спором?
Глава 8
ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
8.1. Общие положения
Гражданско-процессуальное право является самостоятельной отраслью права. Нормы этой отрасли права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе рассмотрения и разрешения судом общей юрисдикции гражданских споров.
При возникновении спора о гражданском праве он подлежит разрешению компетентными органами, обязанностью которых является защита прав и интересов участников гражданских правоотношений. Следовательно, эти органы осуществляют правоохранительную деятельность.
Государственными правоохранительными органами являются: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; некоторые административные органы, например прокуратура.