Файл: Основы права Учебник З. Г. Крылова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 7392

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное издание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

И ПРАВЕ

1.2. Функции Российского государства

1.3. Сущность и роль права в обществе

1.4. Источники права. Его система

1.5. Действие законов

1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность

Глава 2

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2.1. Общие положения

2.2. Права и свободы человека и гражданина

2.3. Федеративное устройство

2.4. Органы государства

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

3.1. Общие положения

3.2. Субъекты административного права

3.3. Государственная служба

3.4. Административная ответственность

Глава 4

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1. Общие положения

4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц

4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц

Глава 5

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5.1. Общие положения

5.2. Субъекты гражданского права

5.3. Объекты гражданского права

5.4. Гражданско-правовые сделки

5.5. Представительство. Доверенность

5.6. Исковая давность

5.7. Право собственности и другие вещные права

5.8. Общие положения об обязательствах и договорах

5.9. Договор купли-продажи

5.10. Договор поставки

5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)

5.12. Договор подряда

5.13. Договор перевозки грузов

5.14. Расчетные и кредитные правоотношения

5.15. Договор комиссии

5.16. Договор поручения. Агентский договор

5.17. Договор хранения

5.18. Страхование

5.19. Авторское право

Контрольные вопросы к § 5.19

5.20. Патентное право

5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

Глава 6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Предмет и структура предпринимательского права

6.2. Предпринимательская деятельность

6.3. Субъекты предпринимательской деятельности

6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

6.5. Регистрация юридического лица

6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности

6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности

Глава 7

ТРУДОВОЕ ПРАВО

7.1. Общие положения

7.2. Коллективный договор

7.3. Трудовой договор (контракт)

7.4. Рабочее время и время отдыха

7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты

7.6. Трудовая дисциплина

7.7. Охрана труда

7.8. Материальная ответственность работников

7.9. Трудовые споры

Глава 8

ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

8.1. Общие положения

8.2. Подведомственность и подсудность

8.3. Судебные расходы

8.4. Производство в суде первой инстанции

8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции

Глава 9

АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

9.1. Общие положения

9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда

9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде

9.4. Производство по пересмотру решений

9.5. Исполнение решений арбитражного суда

9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 10

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

10.1. Общие положения

10.2. Условия и порядок заключения брака

10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов

10.4. Прекращение брака. Недействительность брака

10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми

10.6. Личные и имущественные отношения между другими членами семьи. Усыновление. Опека и попечительство

Глава 11

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

11.1. Общие положения

11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности

Глава 12

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

12.1. Общие положения

12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти

Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации имеют собственные сферы компетенции, или, как говорится в Конституции, предметы ведения.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;

установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;

установление правовых основ единого рынка;

финансовое, валютное, таможенное регулирование;

установление федеральных налогов и сборов;

внешняя политика и международные отношения России;

оборона и безопасность страны;

судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним, например, относятся: обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; вопросы природопользования; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

2.4. Органы государства

Президент Российской Федерации является главой государства. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 4 года на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Президент издает указы и распоряжения. В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура. Президент может уйти в отставку.

Федеральное Собрание, или парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы.


В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один - от представительного органа, другой от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава своих Председателей.

Основная функция Федерального Собрания - принятие федеральных законов.

Проект закона поступает сначала в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный Президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции Правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.


Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражого Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ.


Контрольные вопросы к главе 2


1. Основы конституционного строя России.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство РФ.

4. Функции Президента РФ.

5. Федеральное Собрание (парламент) РФ.

6. Суды РФ.

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО




3.1. Общие положения

Административное право представляет собой отрасль российского права, содержащую правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти.

Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Специфика административных правоотношений - наличие специальных субъектов - органов исполнительной власти или иных исполнительных органов. Государственное управление и исполнительная власть, являясь близкими понятиями, включают три основных признака: управленческий (исполнительный) аппарат, выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную) и используемую им в этом процессе власть.

В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют по особенностям их участников*:

* См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. - М.: ТЕИС, 1995. С. 21



а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного организационно-правового уровня (вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между не соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно также разделить в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.

Внутренние, или внутриорганизационные, отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и муниципальных органов. Например, организационная деятельность рабочего аппарата Федерального Собрания РФ (подготовка материалов, помощь комитетам).

Внешние отношения закрепляют взаимоотношения субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.

Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний, исходящих от властеуполномоченного субъекта. Односторонность волеизъявления юридически властного характера предполагает между участниками административно-правового отношения сочетание власти и подчинения, т.е. юридическое неравенство, присущее в значительной степени управленческим общественным отношениям.

Односторонними действиями, влекущими юридические последствия, являются приказ, предписание субъекта административной власти, решение о выдаче или изъятии лицензии, постановление о наложении штрафа.

Источники административного права - это различные административно-правовые нормы, которые отражены в нормативных актах. Такими актами являются:

1) Конституция Российской Федерации;

2) законодательные акты - законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ, и постановления его палат - Совета Федерации и Государственной Думы (законы «Об органах федеральной службы безопасности» от 22 февраля 1995 г.; «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 г.; «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. и др.).


Представительные органы субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) также могут принимать законодательные акты, содержащие нормы административного права;

3) указы Президента, имеющие нормативный характер, например Указ Президента РФ «Об утверждении «Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России» от 18 февраля 1993 г.; «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления» от 9 октября 1993 г. и др.;

4) постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер. Например, 14 марта 1998 г. Правительство РФ приняло постановление № 316 «О порядке установления и предельных размерах цен на работы (услуги), выполняемые федеральными государственными унитарными предприятиями».

Правительство Российской Федерации своими постановлениями утверждает также различные уставы, положения, стандарты. Например, 18 августа 1995 г. Правительством РФ утвержден «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования»;

5) приказы, постановления государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации;

6) законодательства республик в составе РФ, указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств этих республик;

7) постановления и распоряжения глав администраций;

8) акты органов местного самоуправления;

9) нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.


3.2. Субъекты административного права

Граждане.

В юридической литературе дается определение: гражданин как субъект административно-правовых отношений - это лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией*.

* См.: БахрахД.Н. Административное право. - М.: БЕК, 1993. С. 29.


Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их правосубъектности, которую составляют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина представляет собой признаваемую за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Частичная правоспособность возникает с момента рождения (например, право на имя). Она не одинакова для всех граждан и зависит от многих факторов (пола, состояния здоровья, возраста и т.п.). В основном объем, и содержание административной правоспособности установлены в Конституции РФ, а также в изданных в соответствии с Конституцией федеральных актах субъектов РФ.

Административная дееспособность гражданина - это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека. Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения. Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.