Файл: Основы права Учебник З. Г. Крылова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 6992

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное издание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

И ПРАВЕ

1.2. Функции Российского государства

1.3. Сущность и роль права в обществе

1.4. Источники права. Его система

1.5. Действие законов

1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность

Глава 2

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2.1. Общие положения

2.2. Права и свободы человека и гражданина

2.3. Федеративное устройство

2.4. Органы государства

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

3.1. Общие положения

3.2. Субъекты административного права

3.3. Государственная служба

3.4. Административная ответственность

Глава 4

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1. Общие положения

4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц

4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц

Глава 5

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5.1. Общие положения

5.2. Субъекты гражданского права

5.3. Объекты гражданского права

5.4. Гражданско-правовые сделки

5.5. Представительство. Доверенность

5.6. Исковая давность

5.7. Право собственности и другие вещные права

5.8. Общие положения об обязательствах и договорах

5.9. Договор купли-продажи

5.10. Договор поставки

5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)

5.12. Договор подряда

5.13. Договор перевозки грузов

5.14. Расчетные и кредитные правоотношения

5.15. Договор комиссии

5.16. Договор поручения. Агентский договор

5.17. Договор хранения

5.18. Страхование

5.19. Авторское право

Контрольные вопросы к § 5.19

5.20. Патентное право

5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

Глава 6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Предмет и структура предпринимательского права

6.2. Предпринимательская деятельность

6.3. Субъекты предпринимательской деятельности

6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

6.5. Регистрация юридического лица

6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности

6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности

Глава 7

ТРУДОВОЕ ПРАВО

7.1. Общие положения

7.2. Коллективный договор

7.3. Трудовой договор (контракт)

7.4. Рабочее время и время отдыха

7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты

7.6. Трудовая дисциплина

7.7. Охрана труда

7.8. Материальная ответственность работников

7.9. Трудовые споры

Глава 8

ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

8.1. Общие положения

8.2. Подведомственность и подсудность

8.3. Судебные расходы

8.4. Производство в суде первой инстанции

8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции

Глава 9

АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

9.1. Общие положения

9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда

9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде

9.4. Производство по пересмотру решений

9.5. Исполнение решений арбитражного суда

9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 10

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

10.1. Общие положения

10.2. Условия и порядок заключения брака

10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов

10.4. Прекращение брака. Недействительность брака

10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми

10.6. Личные и имущественные отношения между другими членами семьи. Усыновление. Опека и попечительство

Глава 11

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

11.1. Общие положения

11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности

Глава 12

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

12.1. Общие положения

12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти

* См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. - М.: Изд. Дело, 1997. С. 97-98.

В.И. Зуев называет иные признаки понятия правового государства:

1) экономической основой правового государства является многообразие в стране форм собственности - экономической основы рыночной экономики;

2) социальной основой правового государства является гражданское общество с его частной жизнью, не зависимой от государства, со свободой труда и предпринимательства, со сложившимся мощным слоем «среднего класса»;

3) идеологической основой правового государства являются идеи правового государства, опирающиеся на теорию естественного права, правового закона, неотчуждаемых прав личности*.

* См.: Основы права Российской Федерации./ Под ред. В.И. Зуева. - М.:МИПП, 1997. С. 35.


Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.

Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.

1.2. Функции Российского государства

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. В функциях выражаются его сущность и та роль, которую оно играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан. Функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода к рыночной экономике;

2) социальная, направленная на совершенствование общественных отношений, обеспечение всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

3) культурно-воспитательная, в основе которой - формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

4) охрана правопорядка, заключающаяся в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

5) природоохранительная (экологическая), направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

1) оборона страны;


2) взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

3) межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

4) культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.), и наоборот*

* См.: Теория государства и права. Ч. I/ Под, общ. ред.А.Б.Венгерова.-М.: Юрист, 1995. С. 197.


К основным функциям государства относятся:

управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния) функции*

*См.: Алексеев С.С. Государство и право. С. 14.


Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу.

Выполнение функций обеспечивается государственным механизмом. Государственный механизм - это система органов и учреждений государства, подразделяемых на: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция, налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат является составной частью государственного механизма, состоит из его представителей и осуществляет свою деятельность при широком их участии. Орган государства является составной частью государственного аппарата, наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

В систему государственного механизма входят:

а) законодательные органы - парламенты (Федеральное собрание - в Российской Федерации, Конгресс - в США, Парламент - в Англии, Индии, Японии и др.. Сейм - в Польше и т.д.);

б) исполнительные органы - президент, правительство, муниципалитеты, министерства, ведомства, комитеты;

в) судебные органы -в соответствии с судебной системой государства в России - Конституционный Суд РФ, Верховные суды (общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд РФ, Военные суды и др.;

г) правоохранительные органы - прокуратура, министерство внутренних дел, полиция, милиция, таможенные органы, нотариат.

Каждый орган наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, организационными и материальными средствами.

Ряд министерств и ведомств осуществляют координационную деятельность в сферах культуры, науки, здравоохранения, образования.



1.3. Сущность и роль права в обществе

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет полновластие народа в условиях многопартийности общества, демократизм, интернационализм, защиту прав и свобод граждан.

В социально-экономической жизни действует принцип правовой охраны собственности. Государство создает условия, необходимые для развития различных форм собственности, и обеспечивает равную защиту всем ее формам. Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством.

Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей (ст. 15 Конституции РФ).

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключительного действия (при военных действиях, стихийном бедствии).

Законы принимаются законодательным органом государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов.

Норма права отличается от индивидуальных юридических актов, порождающих правовые последствия для конкретных лиц (приказ о зачислении на работу, распоряжение об удержании из заработной платы и др.).

Нормы бывают императивные (от правил которых отступить нельзя, например о форме определенной сделки) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон, например о распределении обязанностей по капитальному или текущему ремонту при заключении договора аренды).

По содержанию норма права состоит из диспозиции, т.е. самого правила поведения, гипотезы - указания на условия применения нормы, санкции - установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

В нашем обществе действуют не только нормы права, но и нормы морали, традиции и обычаи делового оборота.

1.4. Источники права. Его система

Основное место в системе источников права занимает закон. Основным законом являются Конституция Российской Федерации и конституции субъектов Федерации. К законам относятся кодифицированные законы - кодексы (своды законов), например Гражданский, Уголовный, Таможенный, Семейный и др. По некоторым отраслям права действуют Основы законодательства. Для регулирования ряда отношений принимаются отдельные законы (например. Закон о ветеранах). Законы принимаются Федеральным Собранием - законодательным органом.


Указы Президента РФ также имеют силу закона.

Субъекты РФ принимают законы в рамках своей юрисдикции.

Право законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу, которая их принимает (или отклоняет) большинством голосов и передает на рассмотрение Совета Федерации. Президент подписывает принятые законы.

Наряду с законами источниками права являются подзаконные акты, издаваемые Правительством РФ, другими органами управления, местной администрацией. Все подзаконные нормативно-правовые акты имеют свою иерархию по юридической силе: приказы министров, инструктивные письма и приказы должны соответствовать законам и другим правовым актам вышестоящих органов власти.

К источникам права относят нормы морали (нравственности) - сложившиеся в обществе правила поведения людей в соответствии с общепринятыми взглядами, общественным мнением. Не случайно в новейшем нашем законодательстве появилась обязанность возмещения морального вреда. Некоторые поступки могут прямо не противоречить закону, но не соответствовать требованиям норм морали. Например, аморальна неблагодарность, несправедливость.

Обычай представляет собой правила поведения, вошедшие в привычку в силу их многократного применения. Имеются национальные обычаи многих народов, обычаи в деловой практике предпринимательской деятельности, в мореходной области учитываются обычаи морских портов и др. В ст. 5 ГК РФ обычай рассматривается как норма, не противоречащая закону.

Нормы общественных организаций, содержащиеся в их уставах или положениях, являются источниками права.

В новейшей юридической литературе в качестве источника права рассматривается нормативный договор - соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правила, регулирующие взаимоотношения его участников, например Федеративный договор, заключенный между субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти. Устав ООН, международные конвенции по вопросам торговли, мореплавания и др.

В юридической литературе как источник права рассматривается обычный гражданско-правовой договор (контракт), регулирующий отношения его участников. Провозглашенная в Гражданском кодексе РФ свобода договора позволяет его участникам широко использовать договорные условия для регулирования содержания, порядка исполнения, ответственности и др.

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Система Российского права - это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Различаются следующие основные отрасли: государственное (конституционное), административное, финансовое, международное, земельное, лесное, горное, водное и другие отрасли природоохранительного права; гражданское, трудовое, семейное, аграрное; отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций: уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора, арбитражное процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.


1.5. Действие законов

Действие правовых норм ограничивается определенными пределами. Действие правовых норм во времени означает, что следует определить момент, с которого норма начинает действовать, указать, распространяется ли ее действие на правоотношения, возникшие до вступления ее в действие. Как правило, нормы вступают в силу с момента их принятия или опубликования. В самом акте может быть указан срок вступления его в силу.

В России законодательные акты вступают в силу спустя 10 дней после их опубликования в официальном издании - Российской газете; со времени, указанного в самом акте о введении его в действии (например, первая часть ГК РФ была принята Государственной Думой в октябре 1994 г., опубликована в декабре 1994 г., а вступила в силу с 1 января 1995 г.).

Как правило, закон не имеет обратной силы, т.е. новый закон не распространяется на правоотношения, возникшие до его издания. Однако в самом законе или в законе о введении его в действие ему может быть придана обратная сила. Нормы уголовного закона приобретают обратную силу, если они устраняют наказуемость деяния.

В Федеральном законе Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 30 ноября 1994 г. в ст. 5 говорится: «Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие».

Действие норм в пространстве ограничивается определенной территорией. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации действуют на их территории. Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов СССР на территории РСФСР» установлено, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР (ст. 4). Законы СССР, принятые в пределах полномочий, переданных в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, действуют на территории РСФСР непосредственно (ст. 1). В настоящее время действуют Основы трудового законодательства СССР и другие акты. В случаях, не предусмотренных ст. 1 Закона, законы СССР вступают в действие на территории

РСФСР после их ратификации.

Действие нормы по кругу лиц означает, что некоторые нормативные акты адресованы определенным лицам. Таким образом, регулируется правовое положение иностранцев или лиц без гражданства, положение несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и от 14 до 18 лет, ответственность должностных лиц.

Воинские уставы распространяют свое действие на военнослужащих. Ряд нормативно-правовых актов распространяется на пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда и других категорий граждан путем предоставления им различных льгот.