Файл: Управление организационными изменениями и инновациями (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием процесса развития организации. Это процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении изменения и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Изменения - проблема, характерная для всех организаций, всего общества и каждого его отдельного члена. При этом, перемены внутри любой организации тесно связаны с переменами во внешней среде. Для выживания организации руководство должно периодически оценивать и корректировать или даже менять свои цели в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации, перспективами их развития. Изменения эти могут быть структурными и технологическими.

Структурные изменения являются одной из самых распространенных и, чаще всего, наиболее видимых внешних форм изменений в организации. Изменения же технологические чаще касаются содержания общественного процесса, они нередко разрушают социальные стереотипы, вызывая не просто пересмотр планов, но и способов общественного существования. Изменение в технологии может даже требовать модификации общей структуры производства вообще, его организации и рабочей силы, так называемого персонала, т.е. людей. Изменения в людях подразумевают определенную модификацию их ценностных ориентации, возможностей, установок или экономического поведения организации в целом.

На эффективность организации влияют многие факторы, в том числе экономические и психологические. Последние же во многом и определяют так называемое экономическое поведение людей в организации, а в конечном счете, и результативность той деятельности, ради которой существует конкретная организация. При этом, на количественные и качественные показатели деятельности, оказывают влияние складывающиеся в ней внутрифирменные отношения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, потребностями современных организаций, формирующихся в условиях смены ценностных установок, убеждений, отношений, характерных для сегодняшней социокультурной ситуации.

Степень изученности. Среди зарубежных исследователей проблемы управления изменениями в организации можно выделить, таких как И. Ансофф, П. Друкер, К. Джонсон, Д. Дэниеле, Л. Радеба, Д. Кортен, И. Кунде, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М. Палацци, Дж. Статчер и др. Среди российских ученых следует отметить: Е.Ю.
Беляеву, В.Э. Бойкова, В.К. Борисова, Н.А. Волгина, АЛО. Егорова, А.П.
Егоршииа, О.Р. Зыкова, И.А. Иванову, А.И. Ионову, СЕ. Литовченко, А.А.
Нещадина, Л.Ф. Никулина, Ю.Ю. Петрушина, Н.Л. Хананашвили, Т.Н. Шикирева и др.


Объектом исследования является ООО «ГородСит».

Предметом исследования являются изменения в организации.

Целью исследования является анализ управления изменениями в организации на примере ООО «ГородСит».

В соответствии с поставленной целью задачами являются:

  • рассмотреть теоретические аспекты управления изменениями в организации;
  • раскрыть понятие, сущность и классификация изменений в организации;
  • проанализировать основные модели организационных изменений, причины;
  • охарактеризовать политику организаций в отношении изменений;
  • провести анализ управления изменениями в организации на примере ООО «ГородСит»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию управления изменениями в ООО «ГородСит».

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие, сущность и классификация изменений в организации

Процесс развития любой организации характеризуется в целом неравномерностью, дискретностью, цикличностью, а также наличием сложного взаимодействия между проявлениями устойчивости и неустойчивости. Таким образом, организации функционируют в условиях неопределенности, динамичности и сложности внешней среды. В связи с этим, многие из них вынуждены перестраивать собственную технологию и структуру работы, а также, изменять стратегию маркетинга, запускать сложные процессы, которые затрагивают психологию и поведение работников организации. При этом понятие об эффективном управлении организацией подразумевает, что человеческие, финансовые и материальные ресурсы в каждый отдельно взятый момент времени будут использованы максимально эффективно. Данное условие может быть обеспечено только за счет различного рода изменений, происходящих в организации. Именно поэтому проблема организационных изменений привлекала и привлекает большое внимание исследователей различных направлений, таких как социология, менеджмент, психология, экономика и т.д.


Под изменениями в организации следует понимать процесс обновления или преобразования организации, которая основана на внедрении инноваций в организационные процессы хозяйствующего субъекта.

Для того чтобы понять, что является базой изменения организации, необходимо дать характеристику основе, в которой происходит данное изменение, будем опираться на понятие организации, данное Ивановой Т.Ю. и Жестковой О.В.: «организация – это открытая система, то есть система, постоянно стремящаяся сохранить баланс между внутренними возможностями и внешними силами окружающей среды (то есть самостабилизирующаяся) с целью сохранения своего устойчивого состояния».

Ключевым словом научного понятия «организационные изменения» является слово «изменение» (англ. change, фр. changement, нем. wandel, исп. cambio). Для того, чтобы дать сущностную характеристику данной категории, необходимо рассмотреть ее содержание.

Словарь русского языка определяет термин «изменение» как «поправку, перемену, изменяющую что-нибудь прежнее». Такая же трактовка термина дана в Малом толковом словаре. Аналогичное определение содержится в Словаре русского языка А.П. Евгеньевой: «Изменение − перемена, переделка, внесенная во что-либо и изменяющая что-либо прежнее». В Большом толковом словаре, в одном из вариантов значения, «изменения» трактуются как «поправка, исправление, переделка.

Проблему изменения как научную первым из философов рассматривал Аристотель. Он насчитывал четыре вида изменений: изменение места, качества, количества, субстанции. Платон считал, что вещи находятся в постоянном изменении. В Философском энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Изменение − превращение в другое, переход из одного качественно определенного бытия в качественно другое определенное бытие. Изменение определяется объемом и направлением, длительностью и скоростью».

В Современном философском словаре также дается трактовка данного понятия. «Изменение - понятие, входящее в состав совокупности понятий, характеризующих движение и развитие. Изменение понимается как возникновение или уничтожение свойств объекта, увеличение или уменьшение его параметров, его перемещение или преобразование, переход в иную форму. Изменения по отношению к определенному объекту могут классифицироваться как внутренние и внешние, количественные и качественные, частичные и системные».

Актуальность данных изменений объясняется необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды организации, к освоению новыми знаниями и технологиями, что является крайне важным в условиях рыночной экономики. Объем знаний, которыми владеет человечество, каждые пять-семь лет удваивается, соответственно этому увеличивается и количество новых ситуаций, требующих правильного решения. Всё это приводит к возрастанию важности задач управления данными преобразованиями. Несущественные корректировки ведущих параметров организационной среды (структура, задачи, процессы, персонал и др.) следует проводить в организации регулярно, крупные - с периодичностью один раз в четыре-пять лет. Осуществление прогрессивных преобразований для перевода организации в высокоэффективное состояние является целью организационных изменений[1].


Причинами организационных изменений могут быть как экономическими, так и идеологическими, организационными, информационными, кадровыми и др. Наиболее распространенными следует назвать изменения внешних условий работы (действия конкурентов), появление прогрессивных технологий решения управленческих задач (автоматизация и компьютеризация), бюрократизация аппарата управления (увеличение управленческих расходов).

Диагностические признаки, определяющие необходимость изменений, в организациях могут быть прямыми и косвенными:. Они связаны с ухудшением или стабилизацией показателей эффективности работы организации, проигрышами в конкурентной борьбе, пассивностью персонала, неаргументированным протестом против любых инноваций, отсутствием процедуры отмены неэффективных управленческих решений, разрыва между формальными обязанностями персонала и его конкретной работой, высокой частотой наказаний при отсутствии поощрений и др.

Изменения в организации подразделяются на 3 группы:

  • технико-технологические (примером могут служить новое оборудование, приборы, технологические схемы и т.д.);
  • продуктные (связаны с переходом на выпуск новых изделий и материалов);
  • социальные, которые, в свою очередь, делятся на:
  1. экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда);
  2. организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.);
  3. собственно социальные, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание новых общественных органов и т.д.);
  4. правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.

Иногда экономические, организационные, правовые изменения объединяются понятием «управленческие»[2].

Фундаментальные организационные изменения начинаются с понимания необходимости перемен. Анализ ситуации и факторов, которые создают эти перемены, ведут к оценке отличительных признаков и определению направления, а также, планированию возможных шагов и выбору наиболее предпочтительных их них.

Временную структуру организационных изменений можно представить в виде определённой последовательности логически связанных между собой, но являющихся самостоятельными, содержательно значимых этапов:


  • подготовка к изменениям в организации;
  • осуществление данных изменений;
  • преодоление сопротивлений изменениям в организации;
  • закрепление данных изменений;
  • оценка результатов осуществляемых изменений.

Обобщив различные точки зрения по данной проблеме, можно отметить наиболее часто упоминаемые в литературе этапы изменений:

  • готовность к изменениям (размораживание, разблокирование),
  • изменение (процесс изменений),
  • закрепление изменений (замораживание, заблокирование).

Для успешного проведения изменений в организации необходимо анализировать их причины, объекты, положительные и негативные стороны, четко обозначать цели и только потом проводить изменения.

Любые изменения как определенные изменения в трудовом процессе неизбежны, так как обусловлены объективными факторами. Необходимо отметить, что реорганизация не самоцель, а средство реализации новых задач и направлений деятельности хозяйствующего субъекта.

Различают несколько форм реорганизации предприятия: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, сокращение, перепрофилирование. При каждом из данных видов осуществляется перестройка системы управления, влекущая за собой изменения в структуре, технологиях, кадрах, организационной культуре и других существенных параметрах функционирования организации[3].

Классификация изменений в организации подробным образом представлена на Рис.1.

Рис.1. Классификация изменений в организации

Главной целью изменений следует считать достижение более высоких результатов, а также, освоение передовых средств и приемов труда, устранение рутинных операций хозяйствования, осуществление прогрессивных изменений в системе управления организацией, перевод организации в высокоэффективное состояние.

1.2. Основные модели организационных изменений, причины возникновения сопротивления персонала и способы преодоления

Среди большого количества подходов к управлению организационными изменениями следует выделить основные отличающиеся модели.