Файл: Управление организационными изменениями и инновациями (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность и классификация изменений в организации
1.3. Политика организаций в отношении изменений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГОРОДСИТ»
2.1. Общая характеристика ООО «ГородСит»
2.2. Анализ управления изменениями в организации ООО «ГородСит»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ООО «ГОРОДСИТ»
3.1. Проблемы управления организационными изменениями ООО «ГородСит»
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления изменениями
1. Трехступенчатая модель изменений Курта Левина.
Организационные изменения осуществляются в три ступени:
- «размораживание» сложившейся ситуации (определение существующей ситуации, выделение движущей силы и силы сопротивления, описание конечного состояния);
- «движение» к новому состоянию (а именно, участие и вовлечение сотрудников организации);
- стабилизация и «замораживание» достигнутого нового состояния с помощью определения политики, вознаграждения за успех установки новых стандартов.
2. Проектный подход Балока и Баттена.
Для данного подхода свойственны четыре шага изменения организации:
- исследования, проводимые для подтверждения необходимости в изменениях, получении соответствующих ресурсов;
- планирование, в котором участвуют главные ответственные лица и технический персонал, а диагноз и действия выражаются в плане изменений;
- действие, осуществляемое в точном соответствии с планом, обязательным условием которого является наличие обратной связи для введения поправки на случай, если ситуация изменится;
- интеграция, проявляющаяся в согласовании изменений с другими сферами хозяйствующего субъекта, а также, формализация изменений через установленные в организации механизмы.
3. Восемь шагов Коттера.[4]
Необходимость в создании атмосферы безотлагательности действий, основанной на изучении рыночной ситуации, конкурентных позиций компаний, а также, выявлении и анализе реальных и потенциальных кризисов и благоприятных возможностей.
Необходимость формирования влиятельных команд реформаторов, заключающихся в объединении усилий влиятельных сотрудников, агентов перемен, с использованием поощрения деятельности участников сформированной команды.
Необходимость создания видения посредством создания образа желаемого будущего с целью повышения активности сотрудников, опираясь на разработанную стратегию достижения видения.
Необходимость в пропаганде нового видения с помощью доступного изложения, метафор, аналогий, примеров моделей нового поведения команды реформаторов.
Необходимость в создании условий для воплощения нового видения в жизнь, устраняя блокирующие новое поведение препятствия; изменяя структуры и обязанности, противоречащие новому видению; поощряя творческий подход и готовность рисковать.
Необходимость планирования и достижения ближайших результатов, проработав обязательные первые шаги, а также, вознаграждения и пропагандирование первых успехов.
Необходимость закрепления достижений и расширения преобразований с помощью созданной атмосферы доверия к новым подходам; меняя при этом кадровый состав и проводя кадровые перестановки; а также, распространяя успешный опыт по всей организации.
Необходимость в институциализировании новых подходов, формализуя правила поведения и выстраивая взаимосвязь между результатами и вознаграждениями; а также, создавая условия развития для новых качеств сотрудников.
4. Модель согласования Надлера и Тушмана[5].
Данная модель представляет организацию, как четыре взаимозависимые подсистемы:
Работа, являющаяся ежедневными обязанностями сотрудников. Здесь уточняется форма процесса, воздействие на работников и доступные виды вознаграждения.
Люди. Навыки и характеристики сотрудников организации. Их ожидания, исходные данные.
Формальная организация. Структура, системы и политика компании. Принципы организации работы.
Неформальная организация. Незапланированные, неписаные правила, появляющиеся со временем власть, влияние, ценности и нормы.
Работая над одной подсистемой, оказывается непосредственное влияние на все другие. Оставшиеся без изменения подсистемы стараются вернуть измененные в предыдущее состояние.
5. Управление переходом - фазовая модель Уильяма Бриджеса.
Данная модель изменений состоит из трех фаз:
Окончание. Прежде чем построить что-то абсолютно новое, необходимо положить конец старому; определить, кто и что теряет, предусмотреть реакцию и открыто признать существующие потери; повторно проинформировать об изменениях, с целью предоставления времени для усвоения нового, в завершении обозначить конец.
Нейтральная зона. Необходимо проследить, чтобы люди признали нейтральную зону и восприняли ее как часть процесса. Могут понадобиться временные структуры - группы специалистов и мини-команды, с помощью которых будет возможно наладить ритмичную работу организации.
Новое начало. Взращивать начало необходимо крайне осторожно. Его нельзя запланировать или предсказать, однако, можно поощрить, поддержать и усилить. Для нового начала понадобятся четыре основных элемента: причина изменений, образ новой организации, пошаговый план действий, место в итоговой картине.
6. Обучающая модель изменений Prosci[6].
Суть данной модели состоит в том, что изменения реализуются по двум направлениям или аспектам: бизнесу и сотрудникам. Таким образом, успех преобразований возможен, если управлять одновременно проектом внедрения и изменениями сотрудников. Проект внедрения включает в себя следующие стадии:
- определение потребности бизнеса в изменениях и возможности их реализации
- определение целей и разработка плана преобразований;
- реализация проекта изменений;
- поддержание измененного состояния;
- изменение сотрудников отражает происходящее в сотрудниках в процессе трансформации их взглядов и поведения;
- осознание необходимости изменений (Awareness);
- желания поддержать изменения и участвовать в них (Desire);
- знания того, как осуществлять изменения и каким должен быть результат (Knowledge);
- способности внедрять изменения день за днем (Ability);
- способности закрепить изменения (Reinforcement).
7. Модель TPS Рамперсада[7].
Данная модель является крайне интересной в силу того, что главным в процессе непрерывного улучшения является непрерывное совершенствование. Циклический процесс непрерывного улучшения проходит четыре фазы:
- выбор и определение процесса;
- оценка выбранного процесса;
- улучшение процесса;
- совершенствование.
Следует отметить, что для любых изменений в организации свойственно сопротивление, которое является естественной негативной реакцией групп или отдельных лиц на перемены, угрожающие их интересам. Чем более глубокие и радикальные изменения происходят в организации, тем выше вероятность сопротивления им.
Причинами сопротивления могут стать экономические, организационные, личностные, социальные, политические, психологические и др. Среди наиболее распространённых отметим:
- на уровне личности, группы лиц – чувство неопределенности будущего положения, боязнь неизвестности, угроза положению в организации, селективность восприятия, пессимизм, инерционность, стереотипность;
- на уровне структуры, организации - рутинные организационные и управленческие процедуры, организационный консерватизм и догматизм, косность организационной структуры и др.
Формы сопротивления изменениям могут быть различны: пассивность, равнодушие, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, снижение интенсивности труда, уход с работы и др.
Для преодоления сопротивления изменениям менеджеру необходимо использовать ряд методов – от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение). Они включают:
- предоставление полной и достоверной информации,
- участие и вовлечение персонала в процесс изменений,
- мотивацию исполнителей,
- оказание помощи и поддержки,
- проведение переговоров и соглашений,
- манипуляцию и кооптацию,
- явное и неявное принуждение и др.
Применение каждого приема требует анализа конкретной ситуации с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося в организации баланса сил. Важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы оно было поддержано сотрудниками организации и стало реальностью.
Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе – при подготовке и принятии решений о них. Вовлечение сотрудников в процесс изменений является одной из базовых процедур партисипативного менеджмента.
Существует два кардинальных подхода к сопротивлению изменениям[8]:
1. Инерционность организации.Организация вынуждена тратить много усилий на воспроизводство самой себя, проявляющееся в сохранении стабильного и неизменчивого состояния. Это вызвано внутренними и внешними факторами:
Внутренние факторы – это необратимые затраты на производственные объекты, оборудование, персонал; динамика развития политических коалиций; тенденции создавать нормативы на основе отдельных прецедентов.
Внешние факторы: правовые и иные барьеры при вступлении в определённую деятельность и выходе из нее; отношение обмена с другими организациями - инвестиции, которые нельзя приобрести или списать, как затраты на обычное оборудование; легитимность деятельности; потеря институциональной поддержки.
2. Гомеостаз организации защищают организацию от рисков, связанных с изменениями.
Менеджмент предполагает разработку и реализацию программы управления сопротивлением изменениям - комплекс мероприятий по смягчению негативных последствий изменений и снижению уровня сопротивления с максимальным учетом интересов работников и минимальными потерями для организации.
1.3. Политика организаций в отношении изменений
Для управления изменениями в организации характерны 2 аспекта: тактический и стратегический.
С тактической точки зрения управление изменениями означает возможность провести их в адекватные сроки, достичь поставленных целей, снизить сопротивление изменениям, повысить к ним адаптацию работников.
В стратегическом контексте управление изменениями означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы они стали привычными и ожидаемыми для всего персонала организации, а их временное отсутствие вызывало бы тревогу и беспокойство. Именно обеспечение стратегического управления изменениями может привести к существенному повышению конкурентоспособности организации[9].
Управление изменениями может быть реализовано на основе двух принципиальных подходов:
1. Реактивный подход. Данный подход позволяет реагировать на существующие в реальном времени события, адаптироваться к переменам, а также, смягчать их последствия. При этом имеет место временной интервал отставания внутренних изменений в ответ на внешние воздействия, который может привести к потере конкурентных позиций организации.
2. Проактивный или превентивный подход - дает возможность предвидеть события во внешней среде, опережать их и самим инициировать перемены. В данном случае роль менеджера заключается в проведении постоянных организационных изменений, которые позволяют управлять самой «судьбой» организации. Данный подход позволяет кардинально управлять изменениями.
Изменения по периодичности делят на: разовые и многоступенчатые.
По отношению персонала на: положительно воспринимаемые и отрицательно воспринимаемые большинством персонала организации.
Основными объектами организационных изменений являются:
- цели деятельности персонала и организации в целом;
- структура управления организацией;
- технология и задачи трудовой деятельности персонала;
- состав персонала.
Одной из составляющих частей внедрения изменений является освоение организацией новой идеи. Автору идеи необходимо:
- выявить заинтересованность группы в этой идее, включая последствия нововведения для группы, размер группы, разброс мнений в пределах группы и т.д.;
- разработать стратегию достижения поставленной цели;
- определить альтернативные стратегии;
- окончательно выбрать стратегию действия;
- составить конкретный детализированный план действий.
Людям свойственно настороженно-негативное отношение ко всем изменениям, так как они обычно представляет потенциальную угрозу привычкам, образу мышления, статусу и т.д. Выделяют три вида потенциальных угроз при осуществлении изменений:
- экономические (снижение уровня дохода или его уменьшение в будущем);
- психологические (ощущение неопределенности при изменении требований, обязанностей, методов работы);
- социально-психологические (утрата престижа, потеря статуса и т.д.).
При изменении организация работы с людьми осуществляется в соответствии с принципами[10]:
- информирования о существе проблемы;
- предварительной оценки (информирование на подготовительной стадии о необходимых усилиях, прогнозируемых трудностях, проблемах);
- инициативы снизу (необходимо распределять ответственность за успешность внедрения на всех уровнях);
- индивидуальной компенсации (переобучение, психологический тренинг и т.д.).