Файл: Этапы ситуационного анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности. Анализируя развитие менеджмента, нетрудно заметить, что его теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Решения определяют такие направления менеджмента, как управление на основе контроля за исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстренных решений.

В современных рыночных условиях принятие управленческих решений невозможно без информационного обеспечения, которое может осуществляться путем ситуационного анализа. При этом нужно отметить, что существует тесная связь между ситуационным анализом и методом сценариев, который позволяет на основе данных ситуационного анализа предложить альтернативы развития предприятия (ситуации, рынка, конкурентов и др.). Иными словами, ситуационный анализ является инструментом, который позволяет фирме оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, обострение конкуренции, изменение цен на рынке, снижение конкурентоспособности товаров или ухудшение рыночных показателей производственно-коммерческой деятельности фирмы, а метод сценариев выступает в качестве инструмента определения направлений дальнейшего развития исследуемого объекта.

Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей и роли ситуационного анализа и методы сценариев в процессе принятия управленческих решений.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретико-методические основы ситуационного анализа и метода сценариев;
  • провести ситуационный анализ для ООО «Спорт-Фуд Сервис»;
  • провести экспертную оценку конкурентоспособности ООО «Спорт-Фуд Сервис»;
  • предложить сценарии развития ООО «Спорт-Фуд Сервис» и оценить их экономическую эффективность

В качестве объекта исследования выступает ООО «Спорт-Фуд Сервис». Предметом исследования является применение ситуационного анализа и метода сценариев к принятию решений по развитию предприятия.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы в области менеджмента и теории принятия управленческих решений таких авторов как Баттрик Р., Гуджоян О.Л., Иваненко Т.Б., Карданской Н. Л., Левашова В., Литвак Б. Г., Орлова А.И., Юрского А.Д. и др.


Информационную основу исследования составили маркетинговые исследования, проводимые в сфере ресторанного бизнесе, а также данные, полученные в ходе изучения деятельности ООО «Спорт-Фуд Сервис».

В качестве инструментов исследования использованы ситуационный анализ, сравнительный анализ, системный анализ, метод сценариев, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы.

Практическая значимость предложенных рекомендаций заключается в том, что их использование позволит ООО «Спорт-Фуд Сервис» совершенствовать свою деятельность и тем самым повысить конкурентоспособность.

1. Теоретико-методологические основы системного анализа и метода сценариев

1.1. Ситуационный анализ

Ситуационный подход развился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Его смысл в том, что не существует универсального подхода к решению различных задач: каждая проблема и ситуация требуют соответствующего подхода[1].

Ситуационный анализ позволяет, исходя из более глубокого понимания ситуации и динамики ее развития, разрабатывать и принимать более обоснованные управленческие решения, а также предвидеть возможное возникновение кризисных ситуаций и принимать своевременные меры по их предотвращению.

Считается, что ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении. Он включает в себя элементы системного анализа и позволяет наряду с целостным видением и полным представлением об объекте управления и его функционировании осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией и принимать адекватные ей решения[2].

Анализ современной экономической литературы позволил выявить большое количество определений понятия «ситуационный анализ», некоторые из которых представлены ниже:

  • Системный анализ – это комплексное исследование политического и экономического положения, или отдельной сферы экономики, или деятельности фирмы, банка, корпорации, с тем чтобы сделать выводы и предложить рекомендации[3].
  • Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1-2 раза в год) анализ деятельности фирмы в ее отношениях с внешним для нее миром[4].
  • Ситуационный анализ – это один из этапов планирования маркетинговой деятельности. Представляет собой тщательный анализ внутренней и общей маркетинговой среды фирмы, в результате которого определяются ее сильные и слабые стороны, опасности и дополнительные возможности, ожидающие фирму в результате того или иного хода развития событий во внешней маркетинговой среде. Результатом ситуационного анализа может являться выбор фирмой одной из альтернативных стратегий своего развития: роста, сокращения или объединения[5].
  • Ситуационный, или «SWOT-анализ» (первые буквы английских слов:Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга[6].
  • Ситуационный анализ – это своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Проведение ситуационного анализа позволит руководству предприятия четко представить истинное положение дел на предприятии, выявить угрозы его развитию, сделать прогноз состояния, наметить перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности[7].

Таким образом, обобщая представленные выше определения, можно сказать, что целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности фирмы, рассмотрение ее достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы, а также ответы на другие вопросы, некоторые из которых приведены в конце главы. В процессе ситуационного анализа выявляют положение фирмы с точки зрения требований рынка, возможности изменить (если потребуется) это положение с учетом влияния внешней среды и внутреннего состояния производственной системы (материально-технической базы, трудовых и информационных ресурсов). Для оценки внутреннего состояния фирмы в процессе ситуационного анализа выявляют степень готовности элементов производственной системы к обеспечению выполнения требований рынка.

С этих позиций анализируется технико-экономический уровень развития следующих элементов[8]:

  • служб подготовки производства (в т. ч. конструкторских, технологических служб, организации производства);
  • производственных подразделений основного производства (в т. ч. заготовительных, обрабатывающих, сборочных, испытательных и т. п.);
  • обслуживающих подразделений производственной инфраструктуры (в т. ч. информационных, энергетических, инструментальных, технического обслуживания и ремонта, транспортных и т. п.);
  • подразделений социальной инфраструктуры (в т. ч. служб быта, лечебных и оздоровительных учреждений, учреждений культуры, детских учреждений и т. п.

Количественную оценку внутреннего состояния осуществляют с помощью показателей, характеризующих отношение числа подразделений (рабочих мест), способных по своему составу, техническому состоянию экономически эффективно обеспечить требования потребителей продукции, к общему числу подразделений (рабочих мест), которыми располагает фирма.

Для проведения ситуационного анализа накапливается информация из следующих источников:

  • государственных источников;
  • отраслевых и региональных информационных центров;
  • международных информационных центров;
  • периодической печати;
  • материалов выставок, симпозиумов, конференций;
  • опросов контактных аудиторий;
  • других источников.

Ситуационный анализ на фирме осуществляется путем непосредственного обследования фирмы, оценки технико-экономического уровня подразделений и рабочих мест, подготовки материалов для выявления целей стратегического развития фирмы.


При ситуационном подходе обычно предусматриваются следующие действия[9]:

  • выбор и обоснование целесообразности применения в данном конкретном случае тех или иных технологий ситуационного анализа;
  • интерпретация и оценка ситуации с выделением наиболее важных факторов и определение возможных последствий их изменения;
  • прогнозную оценку возможных результатов реализации решений по различным альтернативным вариантам;
  • принятие наиболее эффективного и выгодного в экономическом и других отношениях решения.

Таким образом, ситуационный анализ идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности предприятия, которым должно быть принято управленческое решение. Технологии ситуационного анализа позволяют, основываться на более глубоком анализе ситуаций, установлении тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей предприятия.

Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении. Он должен ответить на следующие вопросы:

  • как хорошо работает используемая ныне стратегия?
  • что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами?
  • может ли компания конкурировать по стоимости?
  • насколько сильны конкурентные позиции компании?
  • какие стратегические действия создают лицо компании?

В результате ситуационного анализа устанавливается существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая информационно-технологическая модель функционирования организации. Анализ определяет проблемы и узкие места организации, ее организационно-управленческий потенциал, а также формирует цели и подходы организационной реструктуризации.

В таблице 1 представлены основные направления проведения ситуационного анализа[10]. Таким образом, ситуационный анализ как составляющий процесса стратегического выбора должен проводиться в несколько этапов. Его целесообразнее начинать с анализа внутренней среды предприятия, который позволяет оценить стратегический потенциал организации в рамках ее стратегических приоритетов: насколько ресурсный потенциал, состояние функций и проектов экономической системы отвечает стратегическим целям. По окончании анализа выявляются сильные и слабые стороны организации


.

Таблица 1

Содержание ситуационного анализа

Содержание

Направления анализа

Источник информации

1. SWOT-анализ

Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды

Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре организации

2. Анализ стратегической позиции

Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом.

Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует организация; анализ покупательского спроса.

Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентных преимуществ

Информация и внешней среде, производственные показатели деятельности организации, организационная структура.

Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)

3. Позиционный анализ конкурентоспособности продукции и организации

Определение и анализ места, занимаемого организацией, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим организациям, торговым маркам и продуктам, а также их конкурентоспособности

Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции, ее конкурентоспособности

4. Разработка стратегии развития организации

Определение направлений развития предприятия исходя из текущего положения и условий внешний среды, в котором оно функционирует

Данные, полученные на этапах 1-3

На следующем этапе происходит анализ внешней среды предприятия, выполненный относительно стратегической цели и позволяющий оценить стратегические позиции организации. При этом используются такие инструменты стратегического анализа, как SWOT-анализ, PEST-анализ, отраслевой и конкурентный анализ.

Третий этап заключается в совместном анализе стратегического потенциала и стратегических условий организации, который позволяет оценить стратегическую позицию предприятия. 

На четвертом этапе происходит формирование стратегических альтернатив развития предприятия.

 В качестве дополнительных инструментов стратегического анализа можно использовать и базовые модели стратегического менеджмента: модель И.Ансоффа,  модель М.Портера, модель BCG, модель GE/McKinsey.