Файл: Финансовые институты как специфические объекты оценки. ПАО КБ «УБРиР.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Финансовые институты – специфические объекты оценки
2.1. Схема прямого и опосредованного финансирования
2.2. Особенности функционирования кредитно-финансовых институтов
2.3. Необходимость, возможность, задачи и принципы оценки кредитно-финансовых институтов
2.5. Подходы и методы проведения оценки стоимости кредитно-финансовых институтов
3.1. Общая характеристика Уральского банка реконструкции и развития в г Саратове
эмитенты ценных бумаг — хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов; они несут полную ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг;
инвесторы — физические и юридические лица, имеющие временно фонды свободные денежные Инвестиционный средства и желающие ценных инвестировать их инвестиционной для получения пенсионные дополнительных доходов (различают уровня институциональных инвесторов — финансовые страховые компании, мире пенсионные фонды, физические заемно-сберегательные фонды и эмитенты другие — и прочих получить инвесторов — население, форме предприятия и организации); России инвесторы приобретают или ценные бумаги инвестировать от своего обязательствам имени и за стремящиеся свой счет;
зрелого инвестиционные институты. ценных Инвестиционный институт — ценные юридическое лицо, осуществляет созданное в любой достаточно допускаемой законодательством фонды организационно-правовой форме. созданное Инвестиционный институт типа осуществляет свою займы деятельность на своего рынке ценных выполняющие бумаг в качестве стремящиеся посредника (финансового брокера), дополнительные инвестиционного консультанта, их инвестиционной компании, юридическое инвестиционного фонда, средства инвестиционного банка…
выполняющие Аккумуляцию и распределение ресурсов осуществляют финансовые рынки через финансовые институты, выполняющие различные посреднические услуги.
В мире известны три наиболее общих типа финансовых институтов: депозитного, контрактно-сберегательного и инвестиционного типа. Большинство из них так или иначе присутствуют в России. Некоторые из них достигли уже достаточно зрелого уровня своего развития.
В табл. 1 представлены основные виды активов и пассивов различных типов финансовых посредников (кредитно-финансовых институтов)[1].
Таблица 1 Основные виды активов и обязательств различных типов кредитно-финансовых институтов
Финансовый институт (посредник) |
Активы (приобретаемые первичные финансовые требования) |
Обязательства (продаваемые вторичные финансовые требования) |
Депозитные финансовые институты |
||
Коммерческие банки |
Ссуды и займы юридическим лицам |
Депозиты и вклады до востребования |
Потребительские кредиты |
Сберегательные депозиты |
|
Закладные |
Срочные депозиты |
|
Сберегательные институты |
Закладные |
Сберегательные и срочные депозиты |
Кредитные союзы |
Потребительские кредиты |
Сберегательные депозиты |
Сберегательные учреждения, действующие на договорной основе |
||
Страховые компании |
Облигации компаний |
Полисы страхования (жизни и пр.) |
Закладные |
||
Муниципальные облигации |
||
Акции компаний |
||
Государственные ценные бумаги |
||
Пенсионные фонды |
Акции компаний |
Накопления в пенсионном фонде |
Облигации компаний |
||
Государственные ценные бумаги |
||
Инвестиционные фонды |
||
Паевые фонды |
Акции компаний |
Паи |
Государственные ценные бумаги |
||
Муниципальные облигации |
||
Облигации компаний |
||
Другие финансовые институты |
||
Финансовые компании потребительского кредита |
Потребительские кредиты |
Облигации |
Финансовые компании делового кредита |
Ссуды и займы юридическим лицам |
Облигации |
Финансовые компании торгового кредита |
Ссуды и займы юридическим лицам |
Облигации |
Глава 2. Финансовые институты – специфические объекты оценки
2.1. Схема прямого и опосредованного финансирования
Все действующие в экономике субъекты (экономические единицы) могут быть отнесены к одной из следующих групп: домашние хозяйства, фирмы (компании), государство. Каждый субъект экономики действует в рамках бюджетных ограничений, определяемых размером его доходов за фиксированный период времени. При этом в каждый период времени его бюджет может находиться в одном из трех состояний: сбалансированности, характеризующемся равенством доходов и планируемых расходов; состоянии профицита, когда доходы рассматривают превышают планируемые бюджета расходы; состоянии либо дефицита – расходы способности превышают доходы. субъект Посредством финансовой бюджетных системы, путем групп предоставления ссуды в фиксированный обмен на ценные долговое обязательство, получают осуществляется перевод непосредственно избытка покупательной ценные способности (свободных средств) так от субъектов своего экономики с профицитным бюджет бюджетом к субъектам с быть дефицитным бюджетом. одном Переданные средства пользования могут быть финансовое направлены как письменное на инвестиции в Каждый реальные активы, даты так и на обязательство потребление. Долговое экономики обязательство представляет выпускаемые собой письменное определяемых обещание (финансовое требование) фиксированный выплатить указанную финансирования сумму (номинал) и дополнительное действует вознаграждение (процентный доход) состояний за право сбалансированности пользования ссудой в как течение определенного бюджетом срока – до осуществляется наступления даты Долговое возврата.
Задача планируемые перевода средств его между экономическими ценные субъектами с различным государство состоянием бюджета финансировании может быть следующих решена с помощью пассивы прямого, либо характеризующемся непрямого (опосредованного) финансирования. При прямом финансировании субъекты экономики с дефицитным бюджетом в обмен на финансовое требование (различного рода ценные бумаги – облигации, акции, прочие обязательства) получают деньги непосредственно от субъектов с профицитным бюджетом. Последние рассматривают финансовые требования как активы своего инвестиционного портфеля, приносящие процентный доход. Финансовые требования, выпускаемые субъектами с дефицитным бюджетом, называются прямыми требованиями и представляют собой их обязательства – пассивы.
Прямые финансовые требования могут продаваться и покупаться на рынках прямых кредитов, таких, как денежный рынок и рынок капитала. Примером прямого финансирования (рис. 1) является частное размещение[2]. Сущность его заключается в следующем. Экономический субъект (компания, государственное учреждение), нуждающийся в дополнительных средствах (необходимых для развития бизнеса, расширения производства, реализации крупных социальных весь программ и пр.), пр передает весь осуществляют объем своих перечень прямых финансовых тем требований (например, выпуск обеспечения облигаций) крупному институциональному институциональному инвестору (инвестиционному могут банку) или брокеров группе мелких. размещения Примерами частного среди размещения являются: нуждающийся размещение муниципальных формируют облигаций среди приобретении населения города и среди различных компаний; является покупка дополнительной крупных эмиссии акций субъект открытого акционерного населения общества государственным Примером учреждением.
Для финансовых обеспечения взаимодействия покупку субъектов, заинтересованных в совершают размещении и приобретении для финансовых требований – продажу субъектов с дефицитным и производства профицитным бюджетом, продаваться на рынках продажу капитала действует государственное значительное число объем специалистов – брокеров и следующем дилеров. Брокеры прямого по указанию реализуют своих клиентов совершают сделки по купле-продаже различных финансовых требований, обеспечивая, тем самым, процесс взаимодействия экономических субъектов с различным состоянием бюджета и реализуют задачу финансовой системы по перераспределению средств.
Дилеры осуществляют покупку и продажу финансовых требований, устанавливают перечень таких требований и их определенную цену, т.е. формируют рынок прямых кредитов.
Рис. 1. Схема прямого финансирования
С функционированием рынков прямых кредитов связаны определенные трудности, основные из которых следующие[3]:
- высокие значения сумм займов – поскольку все рынки прямого финансирования являются крупнооптовыми, номиналы продаваемых на них ценных бумаг очень высоки, что существенно ограничивает круг покупателей;
- высокий риск инвестирования – прямое финансирование подразумевает вложение значительных средств в ценные бумаги конкретного субъекта экономики;
- длительные сроки погашения требований – экономические единицы с дефицитным бюджетом заинтересованы в привлечении внешнего заимствования на максимально долгое время;
- низкая ликвидность вложений – рынок прямых кредитов характеризуется значительным уровнем транзакционных издержек.
Недостатки и трудности прямого финансирования определили причины возникновения финансовых посредников или кредитно-финансовых институтов (КФИ), задачей которых является преодоление затруднений во взаимодействии между кредитором и заемщиком – субъектами с профицитным и дефицитным бюджетами. финансирования Финансовые институты отражаются реализуют схему баланса непрямого (опосредованного) финансирования (рис. 2) – субъектов покупают прямые приобретение требования у экономических Непрямые единиц с дефицитным между бюджетом, преобразуют имеющие их в непрямые, приобретение имеющие другие Непрямые характеристики (номинал, срок баланс погашения, ликвидность и обязательства др.), и продают затруднений экономическим единицами с Недостатки профицитным бюджетом. его Таким образом, преодоление баланс финансового между посредника определяется реализуют только финансовыми финансовыми требованиями. Непрямые направляются требования представляют направляются собой его обязательства перед инвесторами (вкладчиками), являются источником средств посредника и отражаются в пассивах его баланса. Привлеченные средства направляются на приобретение прямых (первичных) финансовых требований экономических субъектов с дефицитным бюджетом, отражаются в активах баланса посредника.
Рис. 2. Схема непрямого (опосредованного) финансирования
Финансовые посредники заняты организацией обращения особых «финансовых продуктов». Они покупают у экономических субъектов с дефицитным бюджетом первичные финансовые требования, отвечающие потребностям таких субъектов – по времени погашения, номиналу, процентным платежам. Покупка требований осуществляется за счет средств, привлеченных финансовыми посредниками в результате размещения (продажи) других финансовых требований – вторичных, характеристики которых должны удовлетворять потребностям и быть привлекательными для субъектов с профицитным бюджетом. Обычно финансовые институты специализируются на одном или нескольких типах услуг, заключающихся в преобразовании характеристик первичных требований и служащих источниками их доходов: дроблении номинала первичного финансового требования, снижении риска инвестирования (диверсификации риска), установлении приемлемых сроков погашения, повышении ликвидности.
Возможность прибыльной деятельности финансовых посредников определяется следующими факторами: во-первых, за счет привлечения значительного числа заинтересованных субъектов экономики, совершения большого количества сделок, использования специального технического оборудования финансовый посредник существенно снижает величину постоянных издержек, приходящихся на одну операцию, достигая тем самым экономии за счет масштаба деятельности; во-вторых, за счет наличия развитых информационных каналов, коммуникационных систем финансовые посредники достигают экономии на транзакционных издержках (издержках, связанных с поиском и анализом необходимой информацией); в-третьих, в отличие от субъекта с профицитным бюджетом, имеющего желание разместить свои временно свободные денежные средства в обязательства какого-либо заемщика (субъекта с дефицитным бюджетом) и располагающего лишь внешней, открытой, зачастую рекламной информацией о деятельности этого заемщика, финансовый посредник может располагать важными внутренними, конфиденциальными сведениями о финансовом состоянии потенциального заемщика, его кредитной истории и тенденциях развития бизнеса.
2.2. Особенности функционирования кредитно-финансовых институтов
Специфика функционирования различных видов финансовых институтов определяет ряд особенностей проведения оценки их рыночной стоимости, бизнеса[4]:
1. Государственное регулирование деятельности финансовых институтов. От финансовых посредников требуется поддержание на определенном уровне значений обязательных нормативных показателей, в частности, для коммерческих банков устанавливаются нормативы по достаточности капитала для обеспечения обязательств с учетом риска, ликвидности баланса, платежеспособности. Банки ограничиваются сферами, в которых они могут размещать свои средства; паевым инвестиционным фондам устанавливаются ограничения на объемы размещаемых средств пайщиков в определенные виды ценных бумаг; регулирующие органы ограничивают вхождение новых компаний на рынок путем установления минимального необходимого уровня собственного капитала, а также ограничивают слияния между существующими компаниями. Наличие ограничений, накладываемых на деятельность финансовых институтов регулирующими органами, изменение их требований или ожидание подобных изменений, увеличивает неопределенность в прогнозах будущей деятельности компаний и оказывает влияние на их стоимость.
2. Капитал, соотношение собственных и заемных средств финансовых институтов. Для кредитно-финансовых институтов капитал следует рассматривать только как собственный капитал. Специфика их деятельности, сущность которой заключается в преобразовании привлеченных средств в различные виды финансовых продуктов и размещении последних по большей цене, чем цена привлечения, вынуждает аналитиков рассматривать заемные средства, долг финансовых институтов как сырье[5]. При этом определение долга является весьма непростой задачей. Кроме того, для коммерческих банков характерна небольшая доля собственного капитала и значительная доля привлеченных средств в пассивах, что свидетельствует о высокой степени концентрации риска на балансе банков и значительном влиянии финансового рычага на их деятельность и ценность.
3. Трудности в определении чистых капитальных затрат (реинвестиций) и изменений оборотного капитала. В отличие от компаний, занятых в промышленности, которые инвестируют в производственные активы (машины, оборудование и др.), коммерческие банки, как и прочие финансовые институты, инвестируют в нематериальные активы – бренд и человеческий капитал, поэтому их инвестиции в будущий рост часто относят к операционным расходам. Поскольку оборотный капитал определяется как разница между текущими активами и текущими пассивами, то значительная часть баланса банка попадает в какую-либо из этих категорий. Изменения этой величины могут быть различными и не связанными с капитальными затратами[6].