Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка и интерпретация результатов теста осуществлялась следующим образом.

Из суммы положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10) вычиталась сумма положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15). Полученный результат являлся свидетельством степени психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности определялись в соответствии с следующим ключем:

• 8-10 баллов – высокий;

• 6-7 баллов – выше среднего;

• 5 баллов – средний;

• 3-4 балла – ниже среднего;

• 2-3 балла – низкий.

В рамках проведения опросника эмоционального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н. Е. Водопьяновой испытуемым предлагалось ответить как часто они испытывают чувства перечисленные в опроснике, для этого на бланке для ответов должны отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Обработка результатов:

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда»,

1 балл – «очень редко»,

3 балла – «иногда»,

4 балла – «часто»,

5 баллов – «очень часто»,

6 баллов – «каждый день».

Затем определялся уровень тревожности специалистов по методике Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов – низкая,

31 - 44 балла - умеренная;

45 и более - высокая.

В таблице 1 представлен ключ к методике.

Таблица 1

Ключ

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

№№

1

2

3

4

№№

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

1

4

3

2

1

21

4

3

2

1

2

4

3

2

1

22

1

2

3

4

3

1

2

3

4

23

1

2

3

4

4

1

2

3

4

24

1

2

3

4

5

4

3

2

1

25

1

2

3

4

6

1

2

3

4

26

4

3

2

1

7

1

2

3

4

27

4

3

2

1

8

4

3

2

1

28

1

2

3

4

9

1

2

3

4

29

1

2

3

4

10

4

3

2

1

30

4

3

2

1

11

4

3

2

1

31

1

2

3

4

12

1

2

3

4

32

1

2

3

4

13

1

2

3

4

33

1

2

3

4

14

1

2

3

4

34

1

2

3

4

15

4

3

2

1

35

1

2

3

4

16

4

3

2

1

36

4

3

2

1

17

1

2

3

4

37

1

2

3

4

18

1

2

3

4

38

1

2

3

4

19

4

3

2

1

39

4

3

2

1

20

4

3

2

1

40

1

2

3

4


В рамках определения интегральной удовлетворенность трудом по методике А. В. Батаршева испытуемые оценивали верно или нет каждое из предложенных утверждений в опроснике, затем на отдельном листе бумаги записывали номер утверждения и буквенное обозначение выбранного ответа.

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

  • Высокий – выше 56-100 %.
  • Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов.
  • Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%,

В таблице 2 представлен ключ к методике.

Таблица 2

Ключ к тесту

Составляющие удовлетворенности трудом

Утверждения

Максимальный балл

Интерес к работе

1, 6, 12

6

Удовлетворенность достижениями в работе

2, 7

4

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

3, 8, 14

6

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

6

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5, 11

4

Предпочтение выполняемой работы высокому заработку

4, 16

4

Удовлетворенность условиями труда

13, 18

4

Профессиональная ответственность

9

2

Общая удовлетворенность трудом

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,

28

Таким образом, для диагностики наличия и причин возникновения профессионального стресса воспитателей МБДОУ нами были проведены следующие процедуры исследования: тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге; опросник эмоционального выгорания В. В. Бойко; методика определение уровня тревожности Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин; интегральная удовлетворенность трудом А. В. Батаршев.

2. 2 Интерпретация результатов исследования

На первом этапе производилось измерение уровня стрессоустойчивости эмоционального выгорания, тревожности и удовлетворенности работой воспитателей.

Обобщенные тестовые показатели стрессоустойчивости представлены в таблице 3. Первичные тестовые данные представлены в Приложении 1.

Таблица 3

Показатели стрессоустойчивости воспитателей ДОУ

Уровни

высокий

средний

низкий

Кол-во испытуемых

4

16

18

Проценты

10,5

42,1

47,4


На рисунке 1 наглядно представлены показатели стрессоустойчивости воспитателей дошкольных учреждений.

Как представлено на рисунке 1 у большинства специалистов наблюдаются низкие и средние показатели стрессоустойчивости.

Низки показатели свидетельствуют о том, что испытуемые сталкиваются с высокой степенью стрессовой нагрузки. У них отмечается низкая степень стрессоустойчивости, из-за чего значительная часть личной энергии и ресурсов растрачивается на борьбу с негативными психологическими состояниями, которые возникают в процессе стресса.

Рисунок 1. Показатели стрессоустойчивости специалистов

Средние показатели указывают на то, специалисты переживают среднюю степень стрессовой нагрузки.

Увеличение жизненных стрессовых ситуаций приводит к снижению стрессоустойчивость, из-за чего развивается стратегия борьбы с деструктивными психологическими состояниями посредством личных ресурсов.

В такой ситуации можно фиксировать определенную управленческую деятельность при наличии минимального стрессогенного характера.

Высокие показатели свидетельствуют о высокой степени стрессоустойчивости. Как правило, люди с таким уровнем стрессоустойчивости затрачивают собственную энергию и ресурсы на борьбу с деструктивными психологическими состояниями, которые возникают в результате стресса. Именно поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.

В такой ситуации можно указывать на наличие управленческой деятельность при наличии стрессогенного характера.

В рамках измерения социально-психологической адаптивности тестовые показатели были внесены в таблицу и представлены в Приложении 2. Обобщенные показатели представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели социально-психологической адаптивности воспитателей ДОУ

Уровни

высокий

выш.ср

средний

ниж.ср

низкий

Кол-во испытуемых

2

2

13

6

15

Проценты

5,3

5,3

34,2

15,8

39,4

На рисунке 2 представлены показатели социально-психологической адаптации специалистов.


Рисунок 2. Показатели социально-психологической адаптации специалистов

Из таблицы 2 заметно, что у большинства специалистов (55,2%) низкие показатели социально-психологической адаптации, у 34,2% средний уровень, у 10,6 % испытуемых высокие показатели социально-психологической адаптации.

Низкие показатели свидетельствуют о консервативности, плохой приспособляемости в новой обстановке и в новых делах, сложностях в социальных контактах, отсутствия интереса к новым впечатлениям и играм, отсутствие тяги с трудовой деятельности, сложностях переключения внимания с одного вида деятельности на другой, нежелании заводить новые знакомства, трудностях восприятия нового учебного материала. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются медленно.

Высокие показатели указывают на повышенный интерес человека к новым контактам.

Адаптация к меняющимся условиям происходит легко и быстро, постоянно возникает тяга к новым впечатлениям, трудовая деятельность приносит удовольствие, переключение с одной деятельности на другую происходит без особых усилий, сон крепкий. Новый учебный материал запоминается и усваивается очень быстро, есть тяга к подвижным играм.

Для определения связи между стрессоуствостью социально-психологической адаптивностью был использован коэффициент корреляции Спирмена (в Приложении 2 приведена расчетная таблицы по коэффициенту). Показатели по методикам производились автоматически на сайте - psychol-ok.ru[20].

Расчеты коэффициента ранговой корреляции производились по формуле:

(1)

Где n – количество ранжируемых признаков

D – разность между рангами

- сумма квадратов разностей рангов

В таблице 5 представлены критические значение по критерию.

Таблица 5

Критические значения для N = 38

N

p

0.05

0.01

38

0,32

0,41

Ось значимости:

Кр1=0,32 Кр2=0,41 Rэмп=-0,62

Рисунок 3. Ось значимости

Как представлено на рисунке 3 эмпирический показатель равен 0,62, что указывает на наличие связи между стрессоустойчивостью и социально-психологической адаптивность. Полученный статистический результат подтверждает гипотезу исследования.


В рамках измерения эмоционального выгорания тестовые результаты были занесены в таблицу 1 и представлены в Приложении 3. В таблице 6 представлены обобщенные дынные эмоционального выгорания воспитателей МБДОУ.

Таблица 6

Показатели эмоционального выгорания воспитателей ДОУ

Шкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Уровни

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Кол-во

18

12

8

19

13

6

8

11

19

проценты

47,4

31,6

21

50

34,2

15,8

21,1

28,9

50

На рисунке 4 представлены показатели эмоционального выгорания воспитателей МБДОУ.

Рисунок 4. Показатели эмоционального выгорания специалистов

Как представлено на рисунке 4 у большинства специалистов наблюдаются высокие показатели эмоционального выгорания.

Высокие показатели по шкале «эмоциональное истощение» (ЭИ – 47,4%) свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, опустошенности, и усталости, апатии. Порой возникает нежелание идти на работу, а после трудового дня хочется уединиться.

Высокие значения деперсонализации (Деп.–50%) выражаются в деформации отношений с другими людьми, которые могут выражаться в негативизме и циничных установках.

Низкие значения редукции личных достижений (РЛД –50%) проявляются в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.

Низкие показатели (ЭИ–21%, Деп.–15,8%) свидетельствуют об отсутствии профессионального выгорания. Специалисты легко могут создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в трудовом коллективе и с клиентами, способны находить правильные решения в конфликтных ситуациях.

Считают, что благодаря своей работе сделали и еще сделают много хорошего для других людей и для себя. К профессиональной деятельности проявляется повышенный интерес, возникающие проблемы переживаются спокойно и конструктивно. К коллегам и клиентам относятся с пониманием, уважением и эмпатией.

При помощи коэффициента корреляции Спирмена была проверена связь между показателями стрессоустойчивости и эмоционального выгорания. (в Приложении 3 приведена расчетная таблицы по коэффициенту).