Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (анализ организационной культуры).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организационной культуры современной организации
1.1 Понятие, функции и виды организационных культур
1.2 Методы формирования организационной культуры в современных организациях
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры ЗАО «Полимедиа»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Полимедиа»
2.2 Организационная культура в ЗАО «Полимедиа»
ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры ЗАО «Полимедиа»
Введение
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что количество исследований в области организационной культуры растет с каждым годом, прежде все от того, что в ней стали видеть не просто концепцию, которая способна объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут повысить мотивацию работников и увеличить эффективность бизнес-процессов. Организационная культура является одним из главных инструментов современной компании в области управления персоналом, которая подразумевает под собой определенную совокупность ценностей, норм и правил, представленных в виде ритуалов, традиций и символов, которые формируют у сотрудников ориентиры поведения и совершаемых действий.
Организационная культура – это совокупность взглядов, идей, ценностей, разделяемых всеми членами одного предприятия, задающая людям ориентиры их действий и поведения. Взгляды, идеи, ценности могут быть разными, и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Через символические средства материального и духовного окружения предприятия передаются ценностные ориентации сотрудникам – стиль общения и поведения, традиции и символику, стиль одежды.
Организационная культура – специфическая, характерная для данной организации система объектов, субъектов, связей, действий, взаимодействий, отношений и ограничений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и ведения дел. В широком плане культура – это всё то, что сделано человеком. Поэтому организационную культуру можно понимать как всё то, что сделано организацией и её членами.
Культура организации выражает определенные коллективные представления о целях и способе деятельности данного предприятия.
Субъектом, творцом организационной культуры является человек внутри организации, трудовой коллектив. Основная функция организационной культуры предприятия – создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы».
Помимо формирования этих общих взглядов, культура предприятия обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. Культура предприятия мобилизует энергию его членов и направляет на достижение цели предприятия.
Общая цель организационной культуры состоит в создании на предприятиях (учреждениях) здорового психологического климата для сплочения его работников в единый коллектив, исповедывающий определенные этические, моральные и культурные ценности, сознающий взаимосвязь своих целей и судеб.
Организационная культура имеет значительное влияние на успешность реализации стратегии организации. Только при достижении максимальной гармонии между культурой и долгосрочными планами предприятия возникает способность достижения хороших результатов. В этом случае высокоорганизованная культура поддерживает реализацию стратегии, создает стимулы к проявлению творческих способностей сотрудников, влияет на их мотивацию.
Исследуемая тема представляется достаточно актуальной, так как вопросы формирования организационной культуры касаются деятельности любой организации.
Объектом курсовой работы является организационная культура ЗАО «Полимедиа».
Предметом исследования является комплекс теоретических и практических аспектов анализа и развития организационной культуры на предприятии.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной культуры и ее роли в современных организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- отразить теоретические аспекты организационной культуры современной организации;
- провести анализ организационной культуры ЗАО «Полимедиа»;
- выявить пути совершенствования организационной культуры ЗАО «Полимедиа».
Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы.
Методы исследования: логический, сравнения, социологический, детализации и синтеза.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в достаточной степени освещена в литературе, поэтому в ходе написания работы был использован широкий спектр литературных источников. Информационную основу исследования составили теоретические исследования отечественных авторов в области теории и практики организационной культуры, материалы периодической печати, касающиеся темы работы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организационной культуры современной организации
1.1 Понятие, функции и виды организационных культур
Понятие организационной культуры в управлении появилось лишь в 1980-е годы. Тогда учёные пытались определить особенную характеристику организации, показывающую принадлежность к данной организации, отличия одной организации от другой, достаточно стабильную и самостоятельную. Эта попытка стала предпосылкой к выделению общих признаков конкретной организации: нормы и правила поведения, традиции и обычаи компании, ценности, символика и т.д. Обобщая, можно сказать, что все перечисленные понятия принадлежат к такой социальной науке, как культурология, поэтому понятие «культура» в отношении организации оказалось самым подходящим [1, c. 15].
Имеются различные описания такого понятия, как организационная культура. Российские специалисты О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее определение: «Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения».
Э. Шейн организационную культуру описывает как некую форму адаптации к социуму. «Организационная культура – это совокупность основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой, по мере того как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться всем членам в качестве правового образа восприятия, мышления и отношения людей к конкретным проблемам».
Еще одно определение организационной культуры приводят Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис: «Организационная культура – это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, разделяемых членами организации. Она придаёт сотрудникам организационную идентичность, является важным источником стабильности».
Похожее описание предлагает М.В. Удальцова: «Организационная культура – большая часть явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нём моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже манера одеваться».
Основными элементами организационной культуры являются ценности, разделяемые членами компании, а также процедуры и нормы поведения, поддерживающие ценности компании, средства, передающие нормы и ценности другим работникам – эмоциональный информационно-исторический фон и система информирования в организации, социально-психологический климат.
Основа любой организационной культуры состоит из норм поведения и ценностей. Ценности – явления и объекты, наиболее существенные, с точки зрения субъекта, являющиеся ориентирами и целями его жизнедеятельности, они являются основными потребностями субъекта, служат средством их удовлетворения.
Организационная культура состоит из определенных компонентов:
- мировоззрения, которое направляет поведение работников компании в отношении остальных сотрудников, конкурентов и ее клиентов;
- культурных ценностей, которые доминируют в организации, такие как «оцениваемое лидерство» либо «качество продукции», мифология и символы;
- характера действия при взаимоотношении людей, такие как церемонии и ритуалы, а также язык, который используют при общении;
- норм, принимаемых повсеместно в компании, например, «заработал – получил» или как обоснованно отказаться от нового задания, к нормам относятся так называемые «правила игры», которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации;
- психологического климата в компании, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками [6, c. 73].
Все вместе эти компоненты могут дать представление об организационной культуре.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:
- личная инициатива;
- готовность работника пойти на риск;
- направленность действий;
- согласованность действий;
- обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
- перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
- степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
- система вознаграждений;
- готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
- степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением основная цель которого – помощь сотрудникам в более продуктивном выполнении собственных обязанностей и получение от этого большего удовлетворения.
К основополагающим функциям организационной культуры относятся (табл. 1):
Таблица 1 – Функции организационной культуры
Содержание
Функция |
|
Охранная |
Создание барьера на пути проникновения нежелательных тенденций внешней среды внутрь организации. |
Интегрирующая |
Объединение интересов членов организации всех уровней за счёт формирования ощущения принадлежности, идентичности и вовлеченности в дела организации. |
Нормативно-регулирующая |
Обеспечение управляемости и предсказуемости поведения членов организации. |
Адаптивная |
Воспитание приверженности ценностям и нормам организации среди новых сотрудников, а также нейтрализация несовместимых с организационной культурой предприятия образцов поведения. |
Образовательно-познавательная |
Возможность работника реализовать такие качества, как любознательность, склонность к анализу, определить своё место и статус в определенном коллективе в рамках организационной культуры. |
Мотивирующая |
Развитая организационная культура повышает уровень трудовой мотивации сотрудников |
Формирование имиджа организации и персонала |
Создание благоприятного впечатления о фирме среди внешнего окружения. |
Регулирования партнёрских отношений |
Организационные ценности ориентируют сотрудников на учёт в своей деятельности целей, потребностей, запросов партнёров или даже конкурентов. |
Ориентации на потребителя |
Обеспечение клиентоориентированности деятельности компании. |
Организационная культура – сложная система, имеющая много функций. В зависимости от деятельности, формы, задач компании, функции могут иметь разную приоритетность в различных организациях, но сам набор этих функций стабилен и неизменен.
Среди атрибутов организационной культуры предприятия можно выделить следующие:
- Традиции и обычаи. В некоторых организациях есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда можно отнести систему мотивации и вознаграждений.
- Ценности – это ценностные ориентации (поведение сотрудников, система построения отношений с коллегами и руководством).
- Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный.
- Символика – сюда можно отнести торговый знак, фирменный стиль, логотип, девиз (слоган), цветовое решение в рекламе.
- Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды, утверждаю регламенты проведения деловых переговоров и др. [14, c. 127].
Чужому человеку тяжело обнаружить многие компоненты культуры организации. В компании можно работать несколько недель, но так и не понять важных установок организационной культуры, лежащих в основе поступков людей. Несмотря на то, что любой новичок должен знакомиться с нормами, которые приняты в компании, в свою очередь опытный работник подробно знакомит его с тем, как и что необходимо делать, к кому нужно обращаться по тем или иным вопросам, как успешно сделать какое-либо задание.
На нескольких уровнях представлены эти компоненты, они отличаются по «сопротивляемости изменениям» и «обнаружимости».
Наиболее глубинный уровень отражен в мировоззрении: представления о природе общества, окружающем мире и человеке, мировоззрение связано с этнической либо фольклорной культурой и религиозными представлениями.
Одной из составляющих организационной культуры выступает управленческая культура. Наиболее известная типология включает: культуру власти, задачи, личности и ролевую.
- Культура власти. Ее существенный момент личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры, авторитарны, подавляют инициативу работников, осуществляют тотальный контроль над всем. Успех предопределяется квалификацией руководителя и своевременностью выявления проблем. Все это позволяет быстро принимать и реализовывать решения в условиях острой конкуренции. Такая культура характерна для вновь образованных коммерческих структур.