Файл: Эффективность менеджмента организации (Глава1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективность решений и paбoты всего предприятия нaпpямyю зависит oт способности eгo владельцев и управляющих принимать своевременные и oбocнoвaнныe решения.

Предприятие, цeлью кoторoгo является кaк минимум yдepжaниe cвoиx позиций нa рынке, должно разрабатывать долгосрочные (стратегические) планы всестороннего развития своей деятельности.

Эти планы должны включать основные моменты относительно взаимодействия организации c окружающей средой, пути, пo которым должно развиваться предприятие. Они составляют основу тактического решения. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной темы и практической значимости предмета ее исследования.

Целью курсовой работы является оценка эффективности действующей системы управления на примере ООО «ПСС-Сервис».

Для достижения поставленной цели в работе ставились и решались следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и значение эффективности менеджмента;
  • изучить факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
  • провести анализ качественных и количественных показателей эффективности показателей управления на примере OOO «ПСС-Сервис»;
  • выявить причины необходимости проведения изменений системы управления OOO «ПСС-Сервис»;
  • разработать мероприятия по рационализации и совершенствованию системы управления ООО «ПСС-Сервис».

Объект исследования – предприятие ООО «ПСС-Сервис».

Предметом исследования является эффективность менеджмента организации.

Теоретической и методологической базой курсовой работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, таких как: Бойдел Т., Винокуров В.А., Дункан Д.У. и другие.

Информационной базой работы являются данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, а также нормативная литература.

Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности


1.1. Понятие и значение эффективности менеджмента организации

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.

Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов [3, c. 45].

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и организационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов.

Эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления [5, c. 63].

В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.


Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок [8, c. 210]. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом [12, c. 110].

Эффект управления складывается из трех составляющих:

экономический эффект;

социально-экономический эффект;

социальный эффект.

Существует множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них [12, c. 125]:

  • по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
  • по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
  • по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
  • по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
  • по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента

Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени и которые действуют непродолжительное время [7, c. 45].

По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.


По содержанию различают научно-технические; организационные; экономические; социально-психологические и др. [7, c. 47]

По форме влияния различают факторы прямые и косвенные. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение [4, c. 170].

Упрощенная оценка эффективности менеджмента, которая не всегда корректна, так как:

  1. результат управления не всегда заключается в прибыли;
  2. такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;
  3. результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
  4. затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

Однако показатели узкой эффективности менеджмента также непосредственно не отражают самой его эффективности.

Одним из показателей широкой эффективности может служить следующее отношение [10, c. 302]:

ЭУ1 = ЗУ * 100 / (ФОС + ФОБ), (1)

где ЭУ1 – эффективность системы управления,

ЗУ – годовые затраты на управление,

ФОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

ФОБ – среднегодовая сумма оборотных средств.

Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле [10, c. 303]:

Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП), (2)

где ВП – выпуск валовой продукции за год,

РПП – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала.

Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления.


В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика.

Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:

ЭУ2 = ПБ1 / РУ1, (3)

а показатель ее роста – индекс:

IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО), (4)

где ПБ1 и ПБО – балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

РУ1, РУО – среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем году.

Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

1.3. Социальная ответственность и организационная культура

Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и общественную роль.

Выделяются две основные составляющие концепции социальной ответственности бизнеса [2, c. 51]. Первая - это минимизация бизнес-рисков, т. е. идентификация и заполнение всех пробелов, которые существуют во взаимоотношениях компании и общества. Вторая составляющая - превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Таким образом, компании могут использовать свою основную деятельность для решения социально-экономических проблем.

Если условно представить корпоративную социальную ответственность в виде пирамиды, то в основании этой пирамиды находится бизнес-деятельность компании с ее главными ценностями и принципами, а на вершине - взаимодействие со всеми заинтересованными в делах компании лицами. На сегодняшний день уже многие российские компании, как показывает анализ, осознали необходимость проведения системной социальной политики. Это стимулирует их руководителей к созданию управленческих структур, отвечающих за реализацию социальной политики, внедрению на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики. В благотворительные акции все последовательнее втягивается малый бизнес. Вместе с тем участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным.